Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#126-132.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Важной составной частью народного хозяйства является инфраструктура – совокупность различных материальных средств, необходимых главным образом для осуществления производственных и социально-бытовых связей. В зависимости от выполняемых функций обособляются производственная и социальная инфраструктура.

Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства по территориальным ячейкам (таксонам) – зонам, районам разного ранга, промышленным центрам, узлам, пунктам. Территориальными единицами могут считаться: экономические районы, административные территории, ТПК. Территориальной организации промышленности присущи следующие формы.

Деление территории на регионы  принято называть районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, то есть является целевым или проблемно ориентированным. Очевидно, что для одной территории может быть построено множество видов районирования.

К основным видам районирования  в современных условиях можно  отнести:

  • административно-территориальное деление;
  • общее экономическое районирование;
  • проблемное экономическое районирование.

1.Административно-территориальное  деление

Административно-территориальное устройство РФ было рассмотрено в разделе 2.1. Россия является федеративным государством, объединяющим 89 субъектов федерации согласно Конституции РФ. По Указу Президента № 849 от 13 мая 2000 года РФ разделена на 7 федеральных округов.

2.Общее экономическое районирование

Процесс выделения экономических  районов в соответствие с территориальным  разделением труда принято называть экономическим районированием. Территориальные единицы, выделенные на основе экономического районирования достаточно разнообразны.

Территория России разделена на 11 основных экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности и территориальному разделению труда. Вне экономических районов находится Калининградская область. Экономические районы различаются между собой условиями и особенностями формирования в прошлом и стратегическими направлениями развития на перспективу, масштабами, специализацией и структурой производства и многими другими признаками.

Каждый из этих районов выполняет определенные функции в общей системе территориального разделения труда внутри страны.

Экономические районы - это территориально внутренне связанные части единого народного хозяйства страны, взаимосвязанные друг с другом их различной специализацией, постоянным обменом производимых товаров и другими экономическими отношениями.

Экономический район не является конституциально  закрепленным территориальным образованием. Нет и органов управления экономическими районами. Тем не менее, по районам группируется большой массив статистической информации, ведется экономическая, социальная, политическая, демографическая диагностика их развития.

Научно обоснованное экономическое  районирование, осуществляемое для  нужд территориального управления с  учетом огромного разнообразия условий и ресурсов всех регионов, оказывает существенное влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных сил каждой значительной по размерам страны.

Экономические районы являются объектами  статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации.

С ослаблением степени централизации  управления в России вертикальное управленческое воздействие через экономические районы утрачивает свое значение. Наблюдается процесс ассоциативного формирования межобластных (межкраевых) структур координации, инициируемый снизу самими территориями. В середине 90-х годов на территории России было создано восемь межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (Ассоциация областей и городов Центральной России; Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада; Ассоциация “Черноземье”; Ассоциация экономического сотрудничества республик, краев, областей Северного Кавказа; Ассоциация “Большая Волга”; Уральская региональная ассоциация; Межрегиональная ассоциация “Сибирское соглашение”; Дальневосточная ассоциация). Состав ассоциаций постоянно меняется, некоторые субъекты федерации одновременно входят в две ассоциации. В рамках ассоциаций осуществляется программирование социально-экономического развития регионов.

Аналогия ассоциаций экономического взаимодействия регионов и экономических районов очевидна (в ряде случаев совпадают и географические границы), но экономические районы в отличие от ассоциаций не имели соответствующих органов управления. Усиление планирования по экономическим районам наметилось с 1982 г., когда были созданы аппараты уполномоченных Госплана СССР по восточным районам РСФСР и Уралу (Хабаровск, Иркутск, Новосибирск, Свердловск). Задачи этих органов управления сводились к следующему: подготовка предложений по развитию и размещению производительных сил в этих районах, строительству объектов культурно-бытового назначения, регулированию межрегиональных грузопотоков; контроль за выполнением планов капитального строительства и производства; подготовка проектов годовых и пятилетних планов с балансовыми расчетами.

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа  и прогнозирования применяется деление РФ на макроэкономические зоны Запад и Восток или Европейскую, включающую Урал, и Восточную, включающую территории Сибири и Дальнего Востока.

В состав крупных экономических  зон входят промышленные районы – территории с однородными природными условиями и ресурсами, развитием производственных сил, материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктурой.

Промышленные  агломерации – территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов, научных учреждений, высокой плотностью населения.

Промышленный  узел – группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главный признак – территориальное разделение труда, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, производственной и социальной инфраструктуры.

Промышленные  центры – предприятия могут не иметь технологических связей, например областные центры.

Сегодня возникают новые  формы территориальной и промышленной организации хозяйства.

Свободная экономическая  зона (СЭЗ) – территория, для которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и отечественных инвесторов, то есть льготное экспортно-импортное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) – объединяют промышленные производства и банки. Холдинг-индустриальная интеграция преимущественно акционерных предприятий с участием государственного капитала (федеративного или (и) регионального) - это новая система управления и региональной интеграции промышленности.

ТПК (территориально-производственный комплекс) – это специальным образом организованная система предприятий (комплекс), размещенная в пределах единой компактной территории, обладающей большими запасами природного сырья, и обеспечивающая в процессе функционирования и развития высокий экономический эффект. Новый этап в формировании ТПК – технополисы – территориальные научно-производственные комплексы, основой которых становятся научные центры (города Подмосковья: Зеленоград, Троицк, Жуковский).

3.Проблемное экономическое  районирование

Современной экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными районами (регионами).

Для целей государственного регулирования  территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в типологии субъектов федерации по уровню развития выделяют традиционно отсталые, депрессивные, традиционно развитые, программно развивающиеся. Особое значение имеют приграничные районы, конфликтные районы, районы Севера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

#132. Теория и практика формирования территориально-производственных комплексов.

 

Процесс формирования теории ТПК знает  несколько периодов повышения и  спада внимания к ней, что связано  с общим состоянием экономики  и науки, развитием территориального планирования. Фазы подъема в динамике развития теории ТПК совпадают с появлением необходимости решения крупных региональных проблем и изменением методологии территориального планирования.

Региональная экономика в большей  степени связана с природно-климатическими факторами - наличием полезных ископаемых, других природных ресурсов, благоприятных условий географической среды. К региональным исследованиям, которые позволят оптимизировать экономические процессы в регионе, можно отнести формирование ТПК с целью создания индустриальных баз путем нового строительства или реконструкции существующего потенциала. Дефицит инвестиций в развитие ТПК - одна из причин их неэффективного развития. Это было связано с отсутствием целевого централизованного выделения ресурсов на ТПК, что, в свою очередь, объясняется отсутствием органа управления развитием межотраслевых народнохозяйственных комплексов.

Впервые термин “ТПК” появился в  конце 50-х годов. Первоначально за аббревиатурой ТПК скрывались слова “территориально-промышленный комплекс”, то есть комплекс понимался узко, только как промышленный. Позже его стали расшифровывать как территориально-производственный. Категория “производство” шире категории “промышленность”, то есть подразумевается, что в ТПК могут включаться предприятия не только промышленных отраслей, но также строительства, сельского хозяйства, а также инфраструктурные объекты, способствующие эффективной работе предприятий упомянутых трех секторов народного хозяйства.

В период 1957-64 гг., благодаря усилиям  СНХ и органов региональной власти, некоторые региональные и хозяйственные комплексы достигли такого уровня развития, что к ним можно было бы применить определение ТПК. Обычно это наблюдалось там, где имелись относительно небольшие автономные образования, развитая производственная инфраструктура и развита, по меньшей мере, одна отрасль народного хозяйства.

Например, в 1957-64 гг. существовал КОМИ экономический административный район. Экономико-административные границы совпадали с государственной границей этой республики. Благодаря этому, предоставлялась возможность относительно быстро находить компромисс в решении двух органов управления (Совмин АССР, СНХ). Функции управления были поделены следующим образом: СНХ руководил всей промышленностью республики и крупными строительными организациями; Совет министров - предприятиями местного  республиканского значения, сельскохозяйственным производством и строительными организациями вспомогательного значения. Регион уже тогда имел, по меньшей мере, две транспортные артерии: железнодорожную линию (Котлас-Воркута) и крупную водную артерию - реку Печору, впадающую в Печорскую губу Баренцева моря. Здесь имелись запасы полезных ископаемых. В их числе: угли Печорского угольного бассейна (Воркута, Инта); нефть и газ Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (Ухта, Усинск, Вуктыл); запасы спелой древесины, преимущественно хвойных пород (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), а также значительные запасы лиственных пород деревьев. Запасы древесины стали основой для формирования соответствующих производств: фанерное производство, мебельное производство, производство целлюлозы, бумаги (газетной и журнальной, обоев) и т.д.

Запасы газа и нефти обусловили строительство газоконденсатного, сажевого и нефтеперерабатывающего заводов.

К концу 1964 года можно было констатировать, что КОМИ СНХ и СМ КОМИ АССР создали здесь по меньшей мере, три ТПК: первый - на базе древесного сырья в районе Сыктывкара, второй - на базе месторождений нефти и газа в районе Ухты, третий - на базе углей в районе Воркуты.

В 70-е годы теория ТПК развивалась  главным образом в исследованиях Ленинградского и Новосибирского академических научных центров. Ленинградские исследователи изучали аспекты формирования ТПК Европейской части страны, сотрудники Новосибирского академического научного центра - на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока.

В теории размещения производительных сил принято различать несколько типов ТПК:

  • имеющие общегосударственное и региональное значение;
  • отраслевые и межотраслевые ТПК;
  • формируемые по целевым программам или стихийно.

В 70-е годы экономгеографами была предложена концепция формирования ТПК по специальному плану. В 80-е годы эта концепция вырастает до уровня теории программно-целевого ТПК. Начиная с 1981 года в государственных планах экономического и социального развития страны программно-целевым ТПК отводится особое место; они получают целевое, адресное финансирование. Целевое финансирование получали и экономические районы.

В середине 80-х годов специалисты  по РПС на территории РФ предлагали выделять следующие программно-целевые ТПК:

  • Тимано-Печорский (на территории республики Коми и частично Ненецкого автономного округа Архангельской области);
  • КМА (на территории областей Центрально-Черноземного экономического района);
  • Западно-Сибирский (на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской области);
  • Восточно-Сибирский (на территории Читинской и Иркутской областей).

В словосочетании “программно-целевой  ТПК” акцент должен ставится следующим  образом: цель-программа. Ставится важная народнохозяйственная задача (например, обеспечить добычу газа в некотором регионе в определенных объемах и к конкретному году), то есть формулируется главная цель социально-экономического развития конкретного региона, обладающего значительными запасами полезного ископаемого. “Дерево целей”  включает мероприятия, которые условно можно разделить на три группы: организационные, технические и информационные.

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования