Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:13, курсовая работа
Цель настоящей работы заключается в комплексном правовом исследовании свободы договора как основного начала гражданского законодательства, а также вопросов реализации данного принципа в правовых нормах.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) исследовать происхождение, исторический смысл понятия принципа свободы договора в России и исторической обусловленности введения его в современное гражданское законодательство;
2) определить значение и положение принципа свободы договора в системе принципов современного гражданского права;
3) проанализировать действующие правовые нормы, в которых реализуется основная идея свободы договора и исключения из нее;
4) изучить влияние значительного количества оценочных понятий, содержащихся в гражданском законодательстве, на ограничение свободы договора.
Правовую основу, формирующую службу в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ, правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС) составляют Конституция Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел РФ2, Трудовой кодекс РФ3, нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, ФСИН РФ, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.
На основании части 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации лица, вновь поступающие на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, имеют к ней равный доступ.4
Нормы трудового права применимы к службе в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ, если они не противоречат законодательству о ней, при сходности некоторых правоотношений с трудовыми. Например, на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространяется установленная законодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени.
Нормативная база, формирующая службу в учреждениях исполнения наказания ФСИН России, правовой статус сотрудника УИС состоит из совокупности нормативных правовых актов, имеющих разную юридическую силу, относящихся к различным отраслям права. Поэтому их можно классифицировать на две группы по содержанию (предмету) разрешаемых вопросов. В первую очередь нормативные правовые акты, носящие общий характер (регулирует правовое положение государственных служащих и сотрудников различных государственных органов, выполняющих правоохранительные функции). Среди них можно выделить: Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»5; Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»6; Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации; Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»7.
Нормативные правовые акты, носящие ведомственный характер (отражающие специфику и особенности правового положения сотрудника УИС) следует отнести ко второй группе. Среди них особое место занимают: Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;8 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации9 и другие.
Важную роль в регулировании
отношений, связанных со службой
в учреждениях исполнения наказания
ФСИН РФ, играют Указы Президента Российской
Федерации и Постановления
Акты Президента РФ представляют собой основной оперативный источник служебного законодательства. После утверждения в 1996 году Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 года), направленной на обеспечение функционирования и развития УИС в соответствии с общепринятыми международными стандартами, был принят Указ «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Минюста РФ. Примечательно, что Указы содержат в основном нормы прямого действия. В частности, ФСИН России создана и действует на основании следующих законодательных актов: Указа Президента от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
Осуществляя исполнительную
власть в государстве, Правительство
выполняет целый ряд
Правительство РФ в соответствии с Указами Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 110-112 должно обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением аттестации служащих, проведением квалификационных экзаменов и проведением конкурсов на замещение вакантных должностей службы в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ, в том числе на оплату труда независимых экспертов - членов конкурсных комиссий. Правительством утверждена форма анкеты, представляемая гражданином Российской Федерации, изъявившем желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной службы в уголовно-исполнительной системе. Под контролем Правительства должна осуществляться и нормотворческая деятельность государственных органов по вопросам службы в учреждениях исполнения наказания ФСИН РФ.
Законодательство РФ о службе в пенитенциарной системе должно учитывать и соотношение международного и национального права. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. К числу наиболее важных международных актов в сфере службы в УИС следует отнести Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.
На основе анализа источников правового регулирования службы в учреждениях исполнения наказания ФСИН России можно сделать следующие выводы:
1. Принятие 8 октября 1997 г. Указа Президента РФ № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ», предусматривающего передачу уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, ознаменовало собой создание нового федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы исполнения наказаний. Сотрудники УИС проходят службу в ФСИН России, ее территориальных органах, учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах, а также на предприятиях и в учреждениях, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.12
2. Переход в 1998 году
УИС в ведение Минюста России
реализован, а единого правового
акта – источника
3. Один из важнейших для УИС законодательных актов – Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который регламентирует порядок и условия прохождения службы сотрудниками УИС и закрепляет ее административно-правовой статус. Однако данный нормативно-правовой акт не охватывает весь спектр общественных отношений, существующих в системе государственного управления исполнения уголовных наказаний, более того, он слабо отражает общую концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы в целях приближения ее к международным стандартам и нормативам, а разделы, посвященные непосредственно правовому положению сотрудников, уже не отвечают требованиям времени (устанавливают лишь некоторые элементы статуса (обязанности, права, гарантии) сотрудника).
4. Проанализировав закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» можно прийти к выводу о том, что его название не соответствует жизненным реалиям. Это проявляется в том, что кроме учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в УИС входят органы, реализующие наказания без изоляции от общества (уголовно-исполнительные инспекции), территориальные органы ФСИН России, следственные изоляторы, научные, образовательные учреждения и иные формирования.
Следует отметить, что, несмотря на кажущееся обилие нормативно-правовых актов, многие вопросы еще не в полной мере урегулированы действующим законодательством. Законы, устанавливая правовые, организационные и финансово-экономические основы службы в уголовно-исполнительной системе, должны четко следовать предмету своего регулирования - правовым отношениям, связанным с поступлением на службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового статуса служащего пенитенциарной системы.
1.2. Условия приема
на службу в учреждения
Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции РФ - одно из крупнейших организационных формирований в структуре правоохранительных органов, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а так же обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Важным решением в деле демократизации УИС явилось принятие 8 октября 1997 г. указа Президента РФ № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ», в котором установлено, что порядок и условия прохождения службы, а так же организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы МВД России, перешедших либо вновь принятых на службу в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.13 Этим работникам и членам их семей были сохранены предусмотренные законодательством льготы и социальные гарантии. Они проходят службу в Министерстве юстиции на занимаемых должностях без перерегистрации и переназначения, а так же без проведения в этом министерстве организационно-штатных изменений.
Исходными правовыми основаниями поступления на службу в УИС являются общие нормы, закрепляющие право граждан на труд. В статье 37 Конституции РФ закреплено право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Это же положение нашло подтверждение в Трудовом кодексе. Поэтому порядок приема граждан на службу в УИС в основном совпадает с общим порядком приема на работу. Тем не менее, специфический характер службы в этих органах предопределяет повышенные, по сравнению с другими сферами общественно-полезной деятельности, требования к личным качествам кандидата.
Порядок и условия поступления на службу в учреждения исполнения наказаний в настоящее время регламентируется Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Приказом Минюста России от 6 июня 2005 года № 76 «Об утверждении инструкции о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждения и органах уголовно-исполнительной системы», а так же Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации соответственно.
В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел на службу в учреждения исполнения наказания ФСИН РФ принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.
Конкретный перечень квалификационных требований к кандидату на службу в УИС, касающихся образования, физической подготовки, состояния здоровья, личных деловых качеств, определяется Минюстом России и ФСИН России и зависит от должности, на которую он претендует.14
Для поступающих на службу предъявляются следующие требования к образованию:
- на должности
рядового и младшего
- на должности
среднего и старшего
- должности
рядового и начальствующего
Процедурный аспект приема на службу в учреждения исполнения наказания ФСИН РФ выглядит следующим образом.
Прием кандидатов на службу в учреждения исполнения наказания ФСИН РФ имеет два этапа:
- предварительное изучение;
- изучение кандидатов
в процессе медицинского
Предварительное изучение кандидатов, принимаемых на службу, осуществляется соответствующими структурными подразделениями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в ходе которого выявляются состояние здоровья кандидата, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества.
Информация о работе Оценочные понятия как критерии ограничения свободы гражданско-правового договора