Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:09, шпаргалка
Действующее законодательство предусматривает множество мер правового воздействия и регулирования деятельности субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, для обеспечения здоровой конкуренции и предупреждения противозаконной деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов.
31. Государственное регулирование антимонопольной деятельности. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Государственное регулирование антимонопольной деятельности.
Действующее
законодательство предусматривает
множество мер правового
Меры воздействия на субъекты хозяйствования, занимающие доминирующее положение на товарных рынках республики Беларусь, условно можно подразделить в зависимости от целей их применения и правовых последствий такого применения этих мер. Так, меры государственного регулирования могут применяться в целях ограничения различных сфер антимонопольной деятельности, либо обеспечивать предупреждение различных противоправных антиконкурентых проявлений субъектов монополистической деятельности, либо пресекать правонарушения при осуществении предпринимательской деятельности в процессе конкуренции.
Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:
- осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
- принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
- осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
- осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
- оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
- принятия иных мер.
Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом и иными уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких
хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроле за объемом производства и качеством товаров, уровнем
цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.
Государственный контроль предусматривает два вида контроля- предварительный и последующий [5, с. 231]. Предверительный контроль включает в себя выявление субъе тову занимающих доминирующее положение на товарн рынке; регистрацию субъектов и сведений о них, об объ¬емах производства товаров и др. Последующий контроль осуществляется в целях принятия мер реорганизации и лик¬видации хозяйствующих субъектов, занимающих домини¬рующее положение на товарном рынке (принудительное разделение, разукрупнение, реорганизация и др.).
Принятие
мер для осуществления
- возможности организационного и (или) территориаль¬ного обособления предприятий, структурных подразделе¬ний или структурных единиц;
- отсутствия тесной технологической взаимосвязи пред¬приятий, структурных подразделений или структурных единиц;
- разграничения сфер деятельности предприятий, структурных подразделений или структурных единиц в' рамках узкой предметной специализации;
- невозможности в силу причин экономического или политического характера привлечения других контраген¬тов на соответствующие товарные рынки.
В целях предупреждения
возникновения и предотвра¬
Для получения согласия на создание, реорганизацию субъектов хозяйствования учредители представляют в анти¬монопольный орган ходатайство о даче соответствующего согласия, а также сведения об основных видах деятельно¬сти каждого из объединяющихся хозяйствующих субъек¬тов, их доле на соответствующем товарном рынке и доку¬менты, подтверждающие согласие учредителей на вхож¬дение в объединение, и иные документы, перечень кото¬рых устанавливается антимонопольным органом.
Антимонопольный орган также осуществляет контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), до¬лями уставных фондов хозяйствующих субъектов в целях предотвращения возникновения или усиления доминирую¬щего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
Согласие антимонопольного органа требуется в случаях:
— приобретения хозяйствующим субъектом, охватываю¬щим более 30 процентов рынка определенного товара, иму¬щественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
— совершения хозяйствующим субъектом, охватываю¬щим более 30 процентов рынка определенного товара, сделок с акциями другого хозяйствующего субъекта, со¬вершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;
— приобретения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной орга¬низацией или их органами более 25 процентов имущест¬венных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда хозяйствующего субъекта, а рав¬но иных сделок, в результате которых у названных субъек¬тов права появляется возможность оказывать реальное влия¬ние на принятие решений какого-либо хозяйствующе субъекта, занимающего доминирующее положение на т варном рынке;
совершения
любым юридическим или
- приобретения
юридическим или физическим
Для совершения вышеперечисленных сделок юридиче¬ские и физические лица обязаны заявить в антимонополь¬ный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и представить информацию, необходимую для вынесени решения.
Сделки, совершенные в нарушение порядка, установ¬ленного законодательством, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, могут быть при¬знаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа или иных заинтересованных лиц.
В целях содействия развитию товарных рынков и кон¬куренции антимонопольный орган может направлять со¬ответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о):
— изменении сфер применения свободных или регули¬руемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъек¬тами, злоупотребляющими своим доминирующим поло¬жением на товарном рынке;
— создании параллельных структур в сферах производ¬ства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;
— привлечении иностранных инвестиций;
— финансировании мероприятий по расширению вы¬пуска дефицитных товаров в целях устранения доминирую¬щего положения на товарном рынке отдельных хозяйствую¬щих субъектов и других мер экономического протекцио-нирования;
— лицензировании экспортно-импортных операций;
— внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;
— принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкурен¬ции.
Контроль за деятельностью субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарном рын¬ке, могут осуществлять также общественные организации (объединения) потребителей, ставящие целью своей дея¬тельности защиту потребителей от злоупотреблений таких хозяйствующих субъектов. Эти организации вправе:
— подавать в антимонопольный орган заявления о фак¬тах нарушения антимонопольного законодательства и вно¬сить предложения по их устранению;
— обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;
— проводить собственную экспертизу принятия и осу¬ществления решений о создании, реорганизации и лик¬видации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законодатель¬ства и информировать общественность о результатах экс¬пертизы;
— осуществлять иные действия, не противоречащие за-конодательству.
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
За виновные
противоправные действия, нарушающие
антимонопольное
В случае нарушения антимонопольного законодатель¬ства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных орга¬нов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в со¬ответствии с нормами, предписанными антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предпри¬ятия или совершить иные действия.
Предписания
антимонопольных органов
Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом в результате злоупотребления сводм домини¬рующим положением на товарном рынке, заключения со¬глашений и осуществления действий, ведущих к ограни¬чению конкуренции, или осуществления недобросовест¬ной конкуренции, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты.
В соответствии со ст. 1030 ГК Республики Беларусь лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обяза¬но прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции вправе требовать от недобросовестного кон¬курента в судебном порядке возмещения причиненных убытков [23].
В случае совершения хозяйствующими субъектами, госу-дарственными органами, их должностными лицами противоправных действий, нарушающих требования анти¬монопольного законодательства, антимонопольный орган может налагать административную ответственность в виде штрафа на виновных лиц за:
— уклонение
должностных лиц органов
- злоупотребление индивидуальным предпринимател или должностным лицом хозяйствующего субъекта сво доминирующим положением на рынке;
- установление или поддержание монопольных цен;
- и др. [23].
Уголовная ответственность
субъектов предусмотрена ст. 244—250
УК Республики Беларусь [27]. Уголовно-наказумыми
будут считаться действия субъектов хозяйствовав
связанные с нарушением антимонопольного
законодательства (ст. 244), установлением
или поддержанием монопольных цен (ст.
245), принуждением к совершению сделки
отказу от ее совершения (ст. 246), ограничением
конкур! ции (ст. 247), незаконным использованием
деловой репутации конкурента и ее дискредитацией
(ст.ст. 248 и 249), распространением ложной
информации о товарах (услугах (ст. 250),
и иные нарушения антимонопольного законодательства.
32. Понятие и виды
Под монополистической деятельностью понимаются про-тиворечащие антимонопольному законодательству дейст¬вия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государст¬венных органов, направленные на недопущение, ограни¬чение или устранение конкуренции, а также причиняю¬щие вред правам, свободам и законным интересам потре¬бителей (ст. | Закона о монополистической деятельности).
Монополистическая деятельность является правонару¬шением, ее следует рассматривать как антипод конкурен¬ции. Конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия эффек¬тивно ограничивают возможность каждого из них односто¬ронне воздействовать на общие условия обращения това¬ров на соответствующем товарном рынке (ст. 1 Закона о монополистической деятельности).
Информация о работе Шпаргалка по "Государственному регулированию антимонопольной деятельности"