Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:09, шпаргалка
Действующее законодательство предусматривает множество мер правового воздействия и регулирования деятельности субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, для обеспечения здоровой конкуренции и предупреждения противозаконной деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов.
Законодательством закреплены правомерные виды монополистической деятельности: государственная, есте¬ственная и чрезвычайная монополии.
Государственная
монополия — это система
Естественная монополия - система общественных от¬ношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особен¬ностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степе¬ни зависит от изменения цены, чем спрос на другие това¬ры.
Чрезвычайная
монополия — система
Классифицировать монополистическую деятельность возможно по различным основаниям: договорная и вне-договорная; индивидуальная и коллективная; осуществляе¬мая субъектами хозяйствования или государственным органами. В Законе о монополистической деятельност предусматривается классификация монополистическо деятельности в зависимости от количества участников (ин¬дивидуальная и коллективная), ее осуществляющих.
Так, монополистической
деятельностью будут
- создание препятствий для доступа на товарный р нок (ухода с товарного рынка) другим хоуйствующ субъектам или ограничение свободы их конкуренции;
- изъятие товаров из обращения, ограничение произво^ ства, имеющие целью создание или поддержание дефи¬цита на товарном рынке, необоснованное и преднамерен-* ное повышение (снижение) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
- установление (поддержание) цены для получений монопольно высокой прибыли или устранения конкурен¬тов;
- заключение и (или) исполнение договора при усло¬вии принятия контрагентом обязательств, не относящих¬ся к предмету договора или невыгодных для данного контр* агента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от за¬ключения договора по причине отказа их принятия воз¬можным контрагентом;
- заключение соглашений, которые ограничивают сво¬боду участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа приня¬тия возможным контрагентом названных условий;
- заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
- применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них нерав¬ные условия конкуренции, в том числе включения в дого¬воры дискриминирующих условий, которые ставят контр¬агента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
- согласие заключить договор лишь при условии внесе¬ния в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
- осуществление иных действий (бездействие), приво¬дящих к указанным результатам.
Монополистическая деятельность также может осуществ¬ляться в виде соглашений (совместных действий) хозяйст¬вующих субъектов, которые ведут к ограничению конку¬ренции, что проявляется в виде:
- раздела товарного рынка по территориальному прин¬ципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам това¬ров и их ценам; по кругу потребителей;
- исключение или ограничение доступа на товарный рынок друп^с хозяйствующих субъектов;
- необоснованного (искусственного) повышения, снижения или поддержания цен, в том числе на аукцио¬нах и торгах;
- необоснованного ограничения производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товар¬ном рынке;
- осуществления операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной ва¬лютой, целью или результатом которых являются дости¬жение, сохранение или усиление доминирующего поло¬жения на товарных рынках;
- отказа от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
- иные последствия, которые устраняют или могут ог¬раничивать конкуренцию, препятствуют ее установлению или развитию (могут повлечь устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствовать ее установлению или развитию).
Данный перечень,
приведенный в ст.ст. 5 и 6 Закона о
монополистической
Соглашения
хозяйствующих субъектов, направленные
на злоупотребление своим
Согласно п. 4 ст. 6 Закона о монополистической деятель ности субъекты хозяйствования, намеревающиеся заклю чить соглашение, имеющие такие признаки, вправе запро> сить заключение антимонопольного органа о соответст вии данного соглашения антимонопольному законодатель ству.
Отдельным видом монополистической деятельности я ляется деятельность государственных органов и иных ор нов местного управления, направленная на: раздел тов^ ного рынка по территориальному принципу, по вида:.., объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей; исключение или ограничение дос^ тупа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на торгах, и другая деятельность.
Государственным
органам запрещается также
- необоснованно препятствовать созданию новых хо-зяйствующих субъектов;
- устанавливать запреты на осуществление определен¬ных видов деятельности;
- ограничивать право отдельных субъектов заключать сделки;
- необоснованно предоставлять отдельным субъектам налоговые и иные льготы;
- и др.
33. Понятие конкуренции.
Конкуренция
— это состязательность хозяйствующих
субъектов, при которой их самостоятельные
действия эффективно ограничивают возможность
каждого из них односторонне воздействовать
на общие условия обращения
В нормативных актах употребляется понятие недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.
Субъектами этой деятельности могут быть юридические лица Республики Беларусь и иностранных государств, индивидуальные предприниматели, за исключением орг. государственной власти.
Недобросовестная конкуренция в отличие от монополистической деятельности может проявляться только в актив¬ных действиях, которые будут рассматриваться как правонарушение, даже если они противоречат не только законодательству, но и обычаям делового оборота, требо¬ваниям добропорядочности, разумности и справедливо¬сти, при этом конкурентам могут быть причинены убыт-ки или ущерб их деловой репутации либо может сущест¬вовать угроза их причинения.
Формы проявления недобросовестной конкуренции:
1) Запрещаются и признаются в установленном поряд¬ке неправомерными все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, това¬ров или предпринимательской деятельности конкурентов, в том числе:
- незаконное использование хозяйствующим субъек¬том не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования мес¬та происхождения товара на товарах, их упаковке, на вы-, весках, при демонстрации экспонатов на выставках и яр¬марках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;
- введение в гражданский оборот товаров с незакон¬ным использованием результатов интеллектуальной дея¬тельности, средств индивидуализации участников граж¬данского оборота или их товаров;
- незаконное копирование внешнего вида товара дру¬гого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, дета¬лей) обусловлено исключительно их техническим при¬менением;
- введение в гражданский оборот товаров другого хозяй-ствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъек¬тами.
2) Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе в результате:
- распространения хозяйствующим субъектом непосред¬ственно или через других лиц в средствах массовой инфор¬мации, рекламных и иных изданиях, через любы^электрон-ные средства массовой информации и иными j способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о Предприни¬мательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;
- распространения хозяйствующим субъектом непосред¬ственно или через других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущест¬ва) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйст¬вующему субъекту как производителю товаров.
3) Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к
применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки.
4) Запрещаются и признаются в установленном по рядке неправомерными также действия, противоречащи требованиям законодательства о конкуренции, пр осуществлении предпринимательской деятельности, в то числе:
— призывы, обращения к другим хозяйствующи субъектам, иные действия или угроза действием со сторож ны хозяйствующего субъекта непосредственно или чере~ других лиц в целях бойкотирования или препятствовани предпринимательской деятельности конкурента, действу щего на данном рынке или стремящегося в него вступи
— распространение хозяйствующим субъектом в люб форме и любыми способами ложных заявлений и сведе¬ний о собственном товаре в целях сокрытия несоответст¬вия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств; \
— действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их наруше¬ние или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;
— действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дез¬организацию предпринимательской деятельности конку¬рента и (или) его делового партнера, в том числе на получе¬ние, использование, разглашение, склонение к разглаше¬нию информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работ¬никам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению тру¬довых обязанностей или переходу на предполагающую та¬кие блага работу.
Информация о работе Шпаргалка по "Государственному регулированию антимонопольной деятельности"