48.
Компенсационные меры как метод
государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности.
"компенсационная мера" - мера по
нейтрализации воздействия специфической
субсидии экспортирующего иностранного
государства на отрасль экономики государств
Сторон, применяемая по решению компетентного
органа посредством введения компенсационной
пошлины, в том числе предварительной
компенсационной пошлины, либо одобрения
добровольных обязательств, принятых
уполномоченным органом субсидирующего
иностранного государства или экспортером;
Компенсационные
меры
Статья 19. Общие принципы
применения компенсационной меры
Компенсационная
мера может быть применена к импортированному
товару, при производстве, экспорте
или транспортировке которого использовалась
специфическая субсидия экспортирующего
иностранного государства, в случае
если по результатам расследования,
проведенного компетентным органом, установлено,
что импорт такого товара на единую
таможенную территорию государств Сторон
причиняет материальный ущерб отрасли
экономики государств Сторон, создает
угрозу причинения такого ущерба или
существенно замедляет создание
отрасли экономики государств Сторон.
Статья 20. Определение субсидии
Под субсидией
понимается:
1) любая форма
поддержки доходов или цен,
дающая получателю субсидии дополнительные
преимущества, прямым или косвенным
результатом которых является
увеличение экспорта товара из
экспортирующего иностранного государства
или сокращение импорта аналогичного
товара в это иностранное государство;
2) финансовое
содействие, осуществляемое субсидирующим
органом, дающее получателю субсидии
дополнительные преимущества, оказываемое
в пределах территории экспортирующего
иностранного государства в форме:
прямого перевода
денежных средств (в том числе
в виде дотаций, займов и покупки
акций) или обязательств по переводу
таких средств (в том числе
в виде гарантий по займам);
списания
средств или полного либо частичного
отказа от взимания средств, которые
должны были бы поступить в доход
экспортирующего иностранного государства,
в том числе путем предоставления
налоговых кредитов, за исключением
случаев освобождения экспортируемого
товара от налогов или пошлин, взимаемых
с аналогичного товара, предназначенного
для внутреннего потребления, либо
уменьшения или возврата таких налогов
или пошлин в размерах, не превышающих
фактически уплаченных сумм;
льготного или
безвозмездного предоставления товаров
либо услуг, за исключением товаров
либо услуг, предназначенных для
поддержания и развития общей
инфраструктуры, то есть инфраструктуры,
не связанной с конкретным производителем
и (или) экспортером;
льготного приобретения
товаров.
Статья 21. Принципы отнесения
субсидий экспортирующего иностранного
государства к специфической
субсидии
1. Субсидия
экспортирующего иностранного государства
является специфической, если
субсидирующим органом или законодательством
экспортирующего иностранного государства
к пользованию субсидией допускаются
только отдельные организации.
2. В настоящей
статье под отдельными организациями
понимаются конкретный производитель
и (или) экспортер либо конкретная
отрасль экономики экспортирующего
иностранного государства либо
группа (союз, объединение) производителей
и (или) экспортеров либо отраслей
экономики экспортирующего иностранного
государства.
3. Субсидия
является специфической, если
число отдельных организаций,
которые допущены к пользованию
этой субсидией, ограничено организациями,
расположенными в географическом
регионе, находящемся под юрисдикцией
субсидирующего органа.
4. Субсидия
не является специфической, если
законодательством экспортирующего
иностранного государства или
субсидирующим органом устанавливаются
общие объективные критерии либо
условия, которые определяют безусловное
право на получение субсидии и ее размер
(в том числе в зависимости от числа работников,
занятых производством продукции, или
объема выпуска продукции) и строго соблюдаются.
5. В любом
случае субсидия экспортирующего
иностранного государства является
специфической субсидией, если
предоставление такой субсидии
сопровождается:
1) ограничением
числа отдельных организаций,
которые допущены к пользованию
субсидией;
2) преимущественным
пользованием субсидией отдельными
организациями;
3) предоставлением
непропорционально больших сумм
субсидии отдельным организациям;
4) выбором
субсидирующим органом льготного
(преференциального) способа предоставления
субсидии отдельным организациям.
6. Любая субсидия
экспортирующего иностранного государства
является специфической субсидией,
если:
1) субсидия
в соответствии с законодательством
экспортирующего иностранного государства
либо фактически в качестве
единственного условия или одного
из нескольких условий связана
с экспортом товара. Субсидия
считается фактически связанной
с экспортом товара, если ее
предоставление, не связанное в
соответствии с законодательством
экспортирующего иностранного государства
с экспортом товара, на практике
связано с происшедшим или
возможным в будущем экспортом
товара либо с экспортной выручкой. Сам
по себе факт предоставления субсидии
экспортирующим предприятиям не означает
предоставление субсидии, связанной с
экспортом товара в понимании настоящего
пункта;
2) субсидия
связана в соответствии с законодательством
экспортирующего иностранного государства
либо фактически в качестве
единственного условия или одного
из нескольких условий с использованием
товаров, произведенных в экспортирующем
иностранном государстве, вместо
импортных товаров.
7. Решение
компетентного органа об отнесении
субсидии экспортирующего иностранного
государства к специфической должно
основываться на доказательствах.
Статья 22. Принципы определения
размера специфической субсидии
1. Размер
специфической субсидии определяется
на основе размера выгоды, извлекаемой
получателем такой субсидии.
2. Размер
выгоды, извлекаемой получателем
специфической субсидии, определяется
на основе следующих принципов:
1) участие
субсидирующего органа в капитале
организации не рассматривается
как предоставление выгоды, если
такое участие не может быть
расценено как не отвечающее
обычной инвестиционной практике
(включая предоставление рискового
капитала) на территории экспортирующего
иностранного государства;
2) кредит, предоставленный
субсидирующим органом, не рассматривается
как предоставление выгоды, если
отсутствует разница между суммой,
которую организация - получатель
кредита уплачивает за государственный
кредит, и суммой, которую она
уплатила бы за сопоставимый
коммерческий кредит, который данная
организация может получить на
кредитном рынке экспортирующего
иностранного государства. В противном
случае выгодой считается разница между
этими суммами;
3) гарантирование
кредита субсидирующим органом
не рассматривается как предоставление
выгоды, если отсутствует разница
между суммой, которую организация
- получатель гарантии уплачивает
за кредит, гарантированный субсидирующим
органом, и суммой, которую она
уплатила бы за сопоставимый
коммерческий кредит без государственной
гарантии. В противном случае
выгодой считается разница между
этими суммами с поправкой
на разницу в комиссионных;
4) поставка
субсидирующим органом товаров
или услуг либо закупка товаров
не рассматривается как предоставление
выгоды, если только товары или
услуги поставляются за менее
чем адекватную оплату либо
закупки не осуществляются за
более чем адекватную оплату.
Адекватность оплаты определяется
исходя из существующих рыночных
условий покупки и продажи
таких товаров и услуг на
рынке экспортирующего иностранного
государства, включая цену, качество,
доступность, ликвидность, транспортировку
и другие условия покупки или
продажи товара.
Статья 23. Установление ущерба
отрасли экономики государств Сторон
вследствие субсидируемого импорта
1. Ущерб отрасли
экономики государств Сторон вследствие
субсидируемого импорта устанавливается
на основе результатов анализа объема
субсидируемого импорта и воздействия
субсидируемого импорта на цены аналогичного
товара на рынке государств Сторон и на
производителей аналогичного товара в
государствах Сторон.
2. Для целей
настоящего раздела под ущербом
отрасли экономики государств
Сторон понимается материальный
ущерб, угроза причинения такого
ущерба или существенное замедление
создания отрасли экономики государств
Сторон.
3. При анализе
объема субсидируемого импорта
компетентный орган устанавливает,
произошло ли значительное увеличение
субсидируемого импорта (в абсолютных
показателях либо относительно
производства или потребления
аналогичного товара в государствах
Сторон).
4. В случае
если предметом расследований,
проводимых одновременно, является
субсидируемый импорт какого-либо
товара на единую таможенную
территорию государств Сторон
из более чем одного экспортирующего иностранного
государства, компетентный орган может
оценивать совокупное воздействие такого
импорта только в том случае, если установит,
что:
1) размер
субсидии в каждом экспортирующем
иностранном государстве на данный
товар составляет более 1 процента
от его стоимости, а объем
субсидируемого импорта из каждого
экспортирующего иностранного государства
не является незначительным в
соответствии с пунктом 2 статьи
32 настоящего Соглашения;
2) оценка
совокупного воздействия импорта
товара, являющегося предметом субсидируемого
импорта, является возможной с
учетом условий конкуренции между
импортными товарами и условий,
конкуренции между импортным
товаром и аналогичным товаром,
произведенным в государствах
Сторон.
5. При анализе
воздействия субсидируемого импорта
на цены аналогичного товара
на рынке государств Сторон компетентный
орган устанавливает:
1) были ли
цены товара, являющегося предметом
субсидируемого импорта, значительно
ниже цен аналогичного товара
на рынке государств Сторон;
2) привел
ли субсидируемый импорт к
значительному снижению цен аналогичного
товара на рынке государств Сторон;
3) препятствовал
ли значительно субсидируемый
импорт росту цен аналогичного
товара на рынке государств Сторон,
который имел бы место в случае отсутствия
такого импорта.
6. Анализ
воздействия субсидируемого импорта
на отрасль экономики государств
Сторон заключается в оценке экономических
факторов, имеющих отношение к состоянию
отрасли экономики государств Сторон,
в том числе:
1) происшедшего
или возможного в ближайшем
будущем сокращения производства,
продажи товара, доли товара на
рынке государств Сторон, прибыли, производительности,
доходов от привлеченных инвестиций или
использования производственных мощностей;
2) факторов,
влияющих на цены товара на
рынке государств Сторон;
3) происшедшего
или возможного в будущем негативного
воздействия на движение денежных
потоков, запасы товара, уровень
занятости, заработную плату,
темпы роста производства и
возможность привлечения инвестиций.
7. Воздействие
субсидируемого импорта на отрасль
экономики государств Сторон оценивается
применительно к производству аналогичного
товара в государствах Сторон, если имеющиеся
данные позволяют выделить производство
аналогичного товара на основе таких критериев,
как производственный процесс, продажа
товара его производителями и прибыль.
В случае если
имеющиеся данные не позволяют выделить
производство, аналогичного товара, воздействие
субсидируемого импорта на отрасль
экономики государств Сторон оценивается
применительно к производству наиболее
узкой группы или номенклатуры товаров,
которые включают в себя аналогичный товар
и о которых имеются необходимые данные.
8. При установлении
угрозы причинения материального ущерба
отрасли экономики государств Сторон
вследствие субсидируемого импорта компетентный
орган учитывает все имеющиеся факторы,
в том числе:
1) характер,
размер субсидии или субсидий
и их возможное воздействие
на торговлю;
2) темпы роста
субсидируемого импорта, свидетельствующие
о реальной возможности дальнейшего
увеличения такого импорта;
3) наличие
у экспортера товара, являющегося
предметом субсидируемого импорта,
достаточных экспортных возможностей
или очевидная неотвратимость
их увеличения, которые свидетельствуют
о реальной возможности увеличения
субсидируемого импорта данного
товара, с учетом способности
других экспортных рынков принять
любой дополнительный экспорт
данного товара;
4) уровень
цен товара, являющегося предметом
субсидируемого импорта, если
такой уровень цен может привести
к снижению или сдерживанию
роста цены аналогичного товара
на рынке государств Сторон и дальнейшему
росту спроса на товар, являющийся предметом
субсидируемого импорта;