Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:18, дипломная работа
Формирование финансовых результатов имеет принципиальное значение в рыночной экономике, поскольку прибыль является побудительным мотивом и целью предпринимательской деятельности. Прибыль является обобщающим (интегральным) результатом деятельности и выступает абсолютным показателем эффективности производственно-торговой деятельности
Введение…………………………………………………………………………….3
1Теоретические основы и методы анализа прибыли и рентабельности………5
1.1Формирование финансовых результатов деятельности предприятия и значение прибыли…………………………………………………………………..5
1.2Методы анализа и оценки конечных результатов работы предприятия…..10
1.3 Методика анализа рентабельности предприятия…………………………...18
1.4Механизм распределения и использования прибыли……………………….20
2 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Биолика Трейд»………………..22
2.1Характеристика предприятия ………………………………………………....22
2.2Анализ состава и динамики прибыли…………………………. ……………..23
2.3Анализ рентабельности ………………………………………………………..43
3Пути увеличения прибыли и рентабельности ………………………………….47
3.1 Пути и методы увеличения прибыли и рентабельности. ……………………47
3.2Совершенствование производства и снижение себестоимости……………..53
Заключение ………………………………………………………………………....58
Список источников информации…………………..……………………………...61
Приложения…………………………………………………………………………63
Рис.4-Динамика прибыли
Как показывает анализ операционная выручка увеличилась с 49660тыс.руб. до 60120 тыс. руб., то есть на 10460тыс.руб. или 21 % . При этом себестоимость увеличилась с 39100тыс.руб. до 48540тыс.руб. на 9440тыс.руб., на 24 %. Затраты предприятия на реализацию возросли в том числе коммерческие расходы увеличились на 71тыс.руб.или на 5,3%, связано с увеличением затрат связанных со сбытом продукции.
Проанализируем изменение прибыли до налогообложения, чтобы не учитывать такое значительное изменение налоговой составляющей.
Так как предприятие осуществляет реализацию продукции, то общие затраты на реализацию продукции складываются из затрат на закупку сырья, составляющих себестоимость, а также затрат самого предприятия: коммерческих, а также прочих операционных и внереализационных расходов (за минусом доходов). Таким образом, анализ заключается в том, как изменение этих составляющих повлияло на формирование прибыли предприятия до налогообложения.
Представим изменение прибыли в отчётном периоде по сравнению с базисным следующим образом:
Пвал= Ввал - С - Зк - Зу - Зпр=10460-9440-71-0-0=949
где Пвал – абсолютное изменение валовой прибыли в отчётном периоде по сравнению с базисным, составило
Пвал = 11580-10560 = 1020 (тыс.руб.);
Ввал - абсолютное изменение валовой выручки от реализации продукции в отчётном периоде по сравнению с базисным, составило
Ввал = 60120 – 49660 = 10460 (тыс.руб.);
С - абсолютное изменение себестоимости
реализованной продукции в
С = 48540 – 39100 = 9440 (тыс.руб.);
Зк - абсолютное изменение коммерческих расходов предприятия, определяемых как условно-переменная часть всех расходов, составило
Зк =1411 – 1340 = 71 (тыс.руб.);
Результаты расчётов сведём в таблицу
Результаты факторного
анализа изменения брутто-
Наименование показателя |
Абсолютное изменение, тыс.руб. |
Изменение прибыли от реализации продукции (до уплаты процентов по кредиту) |
+949 |
Изменение валовой выручки от реализации продукции |
+10460 |
Изменение себестоимости реализованной продукции |
+9440 |
Изменение коммерческих расходов предприятия |
+71 |
Изменение управленческих расходов предприятия |
- |
Изменение прочих операционных расходов предприятия |
- |
Если бы цены реализованной продукции, а также удельные переменные затраты предприятия по реализации оставались неизменными, то увеличение продаж в натуральных единицах позволило бы увеличить прибыль предприятия. Темп прироста себестоимости продукции и затрат на её реализацию опережает темпы прироста выручки с продаж. Поэтому необходимо произвести факторный анализ причин такого несоответствия.
Проанализируем влияние на величину прибыли следующих факторов (факторов первого уровня): объём реализации продукции (Vpn), структуры реализации по товарным группам (Уд), себестоимости продукции (С) и уровня среднереализационных цен (Ц).
Прибыль определим как
где i – индекс товарной группы или вида продукции,
п – количество видов или товарных групп.
Увеличение объёма реализации продукции по товарным группам, имеющим высокий уровень рентабельности, оказывает положительное влияние на формирование прибыли, если же растёт удельный вес реализации низкорентабельной продукции, то прибыль может либо снижаться, либо расти замедленными темпами. Поэтому удельный вес продаж различных видов продукции и товарных групп определяет не только общую массу прибыли, но и влияет на темпы её роста. Рост себестоимости продукции ведёт к снижению прибыли.
Для анализа влияния этих факторов используем метод цепной подстановки.
Результаты расчёта приведены в табл. 4.
Расчётами установлено, что с учётом структуры реализованной продукции:
индекс объёмов
продаж различных видов
индекс цен реализации – 1,1,
индекс полной себестоимости – 1,23.
Таблица 5
Исходные данные для анализа прибыли от продаж
Показатели |
2008 год |
2009 год |
1. Выручка от продаж за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, тыс. руб. (с. 010) |
Qpo= 49660 |
Qp1=60120 |
2. Полная себестоимость
реализованной продукции, |
So=40440 |
S1=49951 |
3. Прибыль от продаж, тыс. руб. (с. 050) |
Ппр О=9220 |
П пр 1= 10169 |
4. Индекс цен |
Х |
Ip=1,1 |
5. Выручка от реализации продукции в ценах предыдущего года, руб. |
Х |
Qp1(o) = Qp1 / Ip 54654 |
На основании этих данных проводится оценка влияния на прибыль от продаж формирующих ее факторов в следующем порядке.
1) Общее изменение прибыли от продаж, ΔПРПР:
ΔППР = ППР1 — ППРО, тыс. руб.
10169-9220=949 тыс. руб.
2) Влияние на прибыль от продаж изменения цен ΔПРПР:
ΔПРПР = Qp1 — Qp1(o),,
60120-54654=5466 тыс. руб.
3) Влияние на прибыль
от продаж изменения
,
9220*(1,10-1)=922 тыс. руб.
где Кр - коэффициент роста физического объема реализованной продукции. При определении коэффициента исключается влияние цен на реализованную продукцию, и данный показатель рассчитывается по формуле:
54654:49660=1,10
4) Влияние на прибыль
от продаж изменения
,
40440*1,1-49951=-5445 тыс. руб.
5) Баланс отклонений:
,
949=5466+922-5445 тыс. руб.
По результатам проведенных расчетов сделаем вывод о характере влияния факторов, величине влияния и роли каждого фактора.
Значительный рост себестоимости продукции на 5445тыс.руб. произошел в основном за счет повышения цен на сырье и материалы, а также увеличение и коммерческих расходов.
Кроме этого, на сумму прибыли оказало положительное влияние увеличение объема продаж и цены в сумме 6388 тыс.руб.. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением реализационных цен.
Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости товаров, работ и услуг.
Таблица 6
Анализ динамики и состава прибыли
Показатель |
2009 г |
2010 г. |
Темп роста, % | ||
Сумма, тыс.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд.вес, % | ||
Выручка |
60120 |
100 |
70410 |
100 |
117,1 |
Себестоимость продаж |
48540 |
80,7 |
57248 |
81,3 |
117,9 |
Валовая прибыль |
11580 |
19,3 |
13162 |
18,7 |
113,7 |
Затраты на реализацию |
|||||
- коммерческие расходы |
1411 |
2,4 |
1501 |
2,1 |
106,4 |
- управленческие расходы |
- |
- |
- |
- | |
Прибыль от продаж |
10169 |
16,9 |
11661 |
16,6 |
114,7 |
Пр.доходы |
3 |
- |
2 |
- |
67,0 |
Пр.расходы |
4 |
- |
3 |
- |
75,0 |
Общая сумма брутто-прибыли |
10168 |
16,9 |
11660 |
16,6 |
114,7 |
Рис.5.Динамика прибыли
Как показывает анализ операционная выручка увеличилась с 60120 тыс. руб. до 70410тыс.руб., то есть на 10290тыс.руб. или 17 % . При этом себестоимость увеличилась с 48540тыс.руб. до 57248тыс.руб. на 8708тыс.руб., на 17,9 %. Затраты предприятия на реализацию возросли в том числе коммерческие расходы увеличились на 90тыс.руб.или на 6,4%, связано с увеличением затрат связанных со сбытом продукции.
Проанализируем изменение прибыли до налогообложения, чтобы не учитывать такое значительное изменение налоговой составляющей.
Представим изменение прибыли в отчётном периоде по сравнению с базисным следующим образом:
Пвал= Ввал - С - Зк - Зу - Зпр=10290-8708-90-0-0=1492
где Пвал – абсолютное изменение валовой прибыли в отчётном периоде по сравнению с базисным, составило
Пвал = 11660-10168 = 1492 (тыс.руб.);
Ввал - абсолютное изменение валовой выручки от реализации продукции в отчётном периоде по сравнению с базисным, составило
Ввал = 70410 – 60120 = 10290 (тыс.руб.);
С - абсолютное изменение себестоимости
реализованной продукции в
С =57248- 48540 = 8708 (тыс.руб.);
Зк - абсолютное изменение коммерческих расходов предприятия, определяемых как условно-переменная часть всех расходов, составило
Зк =1501-1411 = 90 (тыс.руб.);
Результаты расчётов сведём в таблицу
Таблица 7
Результаты факторного
анализа изменения брутто-
Наименование показателя |
Абсолютное изменение, тыс.руб. |
Изменение прибыли от реализации продукции (до уплаты процентов по кредиту) |
+1492 |
Изменение валовой выручки от реализации продукции |
+10290 |
Изменение себестоимости реализованной продукции |
+8708 |
Изменение коммерческих расходов предприятия |
+90 |
Изменение управленческих расходов предприятия |
- |
Изменение прочих операционных расходов предприятия |
- |
Если бы цены реализованной продукции, а также удельные переменные затраты предприятия по реализации оставались неизменными, то увеличение продаж в натуральных единицах позволило бы увеличить прибыль предприятия. Темп прироста себестоимости продукции и затрат на её реализацию опережает темпы прироста выручки с продаж. Поэтому необходимо произвести факторный анализ причин такого несоответствия.
Проанализируем влияние на величину прибыли следующих факторов (факторов первого уровня): объём реализации продукции (Vpn), структуры реализации по товарным группам (Уд), себестоимости продукции (С) и уровня среднереализационных цен (Ц).
Для анализа влияния этих факторов используем метод цепной подстановки. Результаты расчёта приведены в табл..
Расчётами установлено, что с учётом структуры реализованной продукции индекс объёмов продаж различных видов продукции в отчётном периоде по сравнению с базисным составил 1,17, индекс цен реализации – 1,1, индекс полной себестоимости – 1,18.
Таблица 8
Исходные данные для анализа прибыли от продаж
Показатели |
2008 год |
2009 год |
1. Выручка от продаж
за вычетом НДС, акцизов и
аналогичных обязательных |
Qpo= 60120 |
Qp1=70410 |
2. Полная себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. (с. 020 + с. 030 + с. 040) |
So=49951 |
S1=58749 |
3. Прибыль от продаж, тыс. руб. (с. 050) |
Ппр О=10169 |
П пр 1= 11661 |
4. Индекс цен |
Х |
Ip=1,1 |
5. Выручка от реализации продукции в ценах предыдущего года, руб. |
Х |
Qp1(o) = Qp1 / Ip 64009 |
На основании этих данных проводится оценка влияния на прибыль от продаж формирующих ее факторов в следующем порядке.
1) Общее изменение прибыли от продаж, ΔПРПР:
ΔППР = ППР1 — ППРО,
11660-10169=1491 тыс. руб.
2) Влияние на прибыль от продаж изменения цен ΔПРПР:
ΔПРПР = Qp1 — Qp1(o),
70410- 64009=6401 тыс. руб
3) Влияние на прибыль от продаж изменения физического объема реализованной продукции, ΔПqПР:
,
10169*(1,06-1)=657тыс. руб
где Кр - коэффициент роста физического объема реализованной продукции. При определении коэффициента исключается влияние цен на реализованную продукцию, и данный показатель рассчитывается по формуле: