Совершенствование системы управления финансовыми ресурсами ОСБ №84

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 07:02, курсовая работа

Описание работы

Цель написания дипломной работы – проведение анализа системы управления финансовыми ресурсами в отделении Сбербанка РФ №8417 г. Заринска и выявление путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Изучение структуры финансовых ресурсов коммерческого банка.
2. Раскрытие классификации пассивных операций банка.
3. Рассмотрение понятия и сущности системы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка.
4. Представить организационно- экономическую характеристику отделения Сбербанка РФ №8417 г. Заринска.
5. Провести анализ динамики и структуры собственных и привлеченных ресурсов отделения Сбербанка РФ №8417.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка……………………………………………………………...6
1.1 Деятельность коммерческих банков, как элементов кредитных отношений……………………………………………………............................6
1.2 Характеристика финансовых ресурсов коммерческого банка…………..12
1.2.1 Собственные ресурсы банка…...…………………………………………12
1.2.2 Привлеченные ресурсы банка…………………………………………….15
1.3 Оценка ресурсной базы коммерческого банка……………………………24
1.4 Понятие и сущность системы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка……………………………………………………………28
2 Анализ ресурсной базы отделения Сберегательного банка №8417 г. Заринска и оценка эффективности системы ее управления …………………33
2.1 Организационно – экономическая характеристика отделения Сберегательного банка №8417 г. Заринска…………………………………….33
2.2 Анализ финансовых ресурсов ОСБ №8417 г. Заринска…………………42
2.2.1 Состав и структура ресурсной базы ОСБ №8417 ………………………42
2.2.2 Анализ динамики и структуры собственных финансовых ресурсов ОСБ №8417……………………………………………………………………….……44
2.2.3 Анализ структуры и динамики привлеченных ресурсов…………......48
2.2.4 Анализ направления использования финансовых ресурсов банка………………………………………………………………………..…….55
2.3 Оценка системы управления финансовыми ресурсами отделения Сбербанка №8417 г. Заринска ……………………………………………......61
3 Совершенствование системы управления финансовыми ресурсами ОСБ №8417…………………………………………………………………………….66
3.1 Обеспечение системы управления необходимой информацией…………66
3.2 Совершенствование системы управления ОСБ №8417 через создания комитета по управлению финансовыми ресурсами…………………………...69
3.3 Формирование системы гарантирования депозитов в коммерческих банках………………………………………………….........................................73
Заключение …………………………………………………………………......83
Список использованной литературы………………………………………......86

Файлы: 1 файл

для диплома.doc

— 616.50 Кб (Скачать файл)

Система управления ОСБ №8417 состоит из таких отделов  банка, как плановый отдел, экономический отдел. Непосредственно осуществляет управление деятельностью банком и его финансовыми активами руководство банка в лице управляющего банком, его директором и акционерами.

Таким образом, специально созданной единицы для  управления ресурсами банка в  банке не создано. Также нужно уделить внимание информационному обеспечению управления в ОСБ №8417. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что необходимая информация для управления финансовыми ресурсами поступает в отделы банка, связанные с управлением, в основном из внутренних источников, что не обеспечивает управление точной и достаточной информацией систему управления.

Проведем оценку эффективности управления финансовыми  ресурсами отделения Сбербанка  №8417 г. Заринска в настоящее время. И определим направления по совершенствованию системы управления.

Эффективность системы управления финансовыми  ресурсами банка определяется на основе следующих показателей:

· Коэффициента эффективного использования привлеченных средств.

· Коэффициента эффективности активных операций.

· Уровень кредитного риска.

· Стоимость  привлеченных ресурсов.

· Рентабельность активов.

· Доходность активов.

· Коэффициент  кредитных операций.

· Внутренняя стоимость  банковских услуг.

· Уровень затрат по резерву.

Таким образом, эффективность управления финансовыми ресурсами включает в себя эффективность использования привлеченных и собственных средств, то есть вложения их в активы банка.

Проведем расчет данных показателей по данным ОСБ  №8417 в таблице 2.8 за три анализируемых года.

Таблица 2.8. - Оценка эффективности управления ресурсами  банка, %

 

Показатели

2004 год

2005 год

Отклонения 

2006 год

Отклонения 

 

Коэффициент эффективного использования привлеченных ресурсов

96,0

96,2

+0,2

93,0

-3,2

 

Уровень кредитного риска 

1,4

1,2

-0,2

1,6

+0,4

 

Стоимость привлеченных ресурсов, всего, в то числе:

7,2

6,1

-1,1

5,7

-0,4

 

Стоимость вклада населения

5,9

5,7

-0,2

5,3

-0,5

 

Стоимость привлеченных ресурсов юридических лиц

1,6

1,4

-0,2

1,1

-0,3

 

Внутренняя  стоимость банковских услуг

4,0

4,4

+0,4

6,2

+1,8

 

Уровень затрат по резерву

0,3

0,2

-0,1

0,1

-0,1

 

Рентабельность  активов 

4,8

4,6

-0,2

3,6

-1

 

Коэффициент кредитных  операций

12,9

13,3

+0,4

15,1

+1,8

 

Коэффициент эффективности  активных операций

12,3

11,7

-0,6

8,6

-3,1

 

Доходность активов

15,3

16,0

+0,7

21,8

+5,8

 
             

Представим  наглядно динамику основных показателей  на рисунке 2.11.

Рисунок 2.11- Динамика показателей эффективности использования  финансовых ресурсов ОСБ №8417 за 2004-2006 гг., %

Таким образом, по данным расчетов видно, что эффективность управления финансовыми ресурсами банка незначительно снизилась за анализируемый период. Так, стоимость привлеченных ресурсов за три года снизилась до 5,7%, в том числе снизилась стоимость вкладов населения до 5,3%, а стоимость привлеченных ресурсов юридических лиц до 1,1%.

При этом наблюдается  увеличение стоимости банковских услуг  до уровня 6,2%. Снизилась эффективность  активных операций с 12,3% в 2004 году до 8,6% в 2006 году. Рентабельность активов также  снизилась до уровня 3,6% в 2006 году против 4,8% в 2004 году.

Отметим, что  при негативной динамики показателей  эффективности наблюдается рост доходности активов на 0,7% в 2005 году и на 5,8% в 2006 году, в основном за счет снижения стоимости активов, приносящих доход.

Уделим внимание кредитной политике ОСБ №8417, которая осуществляет процессом размещения финансовых ресурсов банка.

Кредитная политика определяет курс, которого придерживается банк в области кредитных операций, и представляет собой способ выполнения последовательно связанных действий, обеспечивающих снижение рисков в кредитной деятельности банка. Кредитная политика определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими.

Кредитная политика обычно оформляется в виде письменно  зафиксированного документа и включает в себя:

· организацию  процесса кредитования;

· контроль над  практической реализацией кредитной  политики;

· управление кредитным  портфелем;

· распределение полномочий;

· текущая работа с кредитами;

· классификация  резервов.

Четкое и  подробное описание кредитной политики имеет большое значение для любого банка. В нем раскрывается содержание всех процедур кредитования и обязанности  сотрудников банков, связанных с этими процедурами. Соблюдение положений кредитной политики позволяет банку сформировать такой кредитный портфель, который способствует достижению целей, поставленных в банковской деятельности. Эти цели - обеспечение прибыльности банка, контроля над управлением рисками, соблюдение требований законов в области банковской деятельности. Кредитная политика систематически перерабатывается и дополняется, с тем, чтобы отражать как внутренние изменения в данном банке, так и изменения в банковской системе в целом.

Итак, по результатам  проведенного исследования можно о  том, что система управления финансовыми  ресурсами ОСБ №8417 является эффективной, но за три года эффективность управления незначительно снизилась в результате недостаточности информации необходимой для управления, несовершенной организационной структуры управления и неэффективного типа управления.

3 Совершенствование  системы управления финансовыми  ресурсами ОСБ №8417

3.1 Обеспечение  системы управления необходимой  информацией

Управление  финансовыми ресурсами банка требует точной и достаточной информации как из внутренних, так и внешних источников. При этом внешняя информация необходима для прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, внутренняя - для отслеживания выполнения политики по управлению пассивами и оценки необходимости изменений в ней. Вся используемая банком информация должна быть значимой, надежной и своевременной.

Необходимую отделению  ОСБ №8417 информацию можно представить  следующим образом (таблица 3.1).

Таблица 3.1. - Необходимая информация для управления пассивами

 

Внешние источники 

Внутренние  источники

 

Экономические отчеты:

общие прогнозы;

деловая активность в сфере услуг;

международные аспекты.

Анализ увеличения пассивов;

объемы и  цены;

сравнение с  планом и данными за прошлые периоды;

тенденции объема и спреда.

 

Финансовые  рынки:

процентные  ставки, валютный курс и цены акций;

ситуация на вторичном рынке инструментов, выпущенных банков, и основными конкурентами;

   

 

Регулирование, налогообложение и  учет:

ожидаемое влияние изменений в  регулировании на гибкость;

издержки по изменениям в регулировании, налогообложении, учете;

защита от неблагоприятных изменений

Позиция по процентному риску:

текущая позиция;

анализ чувствительности текущей  позиции к изменениям в процентных ставках;

ожидаемо изменение позиции  от ожидаемого увеличения деятельности;

 
     

Перечисленная выше информация необходима для того, чтобы соответствующие  подразделения банка, занимающиеся управлениям финансовыми ресурсами, могли:

- установить текущие и будущие риски;

- количественно определить величину  рисков на основе анализа чувствительности  активов и пассивов к изменениям  процентных ставок, валютного курса,  инфляции и темпов роста;

- проанализировать результаты  и определить действия, необходимые для поддержания требуемой совокупной позиции по балансу (положительной, отрицательной, нейтральной к движению процентных ставок);

- разработать дальнейшие сценарии  для определения стоимости проводимых  мер, необходимых для поддержания  заданной позиции, то есть оценить возможные затраты или потери и принять соответствующие решения. Включая изменения в разработанных стратегиях.

На основе полученной информации принимаются  управленческие решения. Поскольку  управления финансовыми ресурсами  представляет непрерывный процесс, то необходимость принятия новых решений может возникать еженедельно, ежемесячно, а при необходимости - ежедневно. Схематично процесс принятия решений по управлению финансовыми ресурсами представлен на рисунке 3.1.

85

Рисунок 3.1. Принятие решений по управлению ресурсами банка

Принятые решения, часто в форме  распоряжений, должны выполняться функциональными  подразделениями банка.

Для организации функции управления финансовыми ресурсами в ОСБ  №8417 необходимо:

-установить четкие полномочия  и круг обязанностей между соответствующими отделениями, подразделениями и уровнями управления рисками;

- выделить персонал и ресурсы  с соответствующими полномочиями, навыками и квалификацией;

- определить процесс принятия  решений;

- установить требования к  управленческой информации;

- построить соответствующую организационную  структуру.

- выбрать оптимальный тип управления.

По данным проводимого исследования было выяснено, что базовое управление пассивами не отвечает требованиям  конкурентной стратегии. Поэтому здесь оптимальным является усложненное управление. Преимущество усложненного управления финансовыми ресурсами банка состоит в том, что оно соответствует конкурентной стратегии.

Усложненное управление финансовыми  ресурсами означает разработку банком стратегии, которые позволяют:

· наращивать баланс в соответствии с заданной структурой, обеспечивая  скорректированные по риску ориентиры  доходности по всем направлениям деятельности;

· установление внутренних целевых  величин достаточности капитала;

· ликвидности и чувствительности процентных ставок;

· отслеживания кредитного риска и  качества активов по всему банку, так как низкое их качество может  привести к уменьшению капитала и  более высоким затратам на приобретение привлеченных средств.

3.2 Совершенствование системы управления ОСБ №8417 через создания комитета по управлению финансовыми ресурсами

Объем предоставляемых полномочий зависит от ряда факторов и прежде всего о типов управляемых  банком рисков и деловой культуры банка, которые в свою очередь, определяют численность персонала, занимающегося функцией управления финансовыми ресурсами.

Реализация функции управления финансовыми ресурсами банка  ОСБ №8417 нуждается в создании особой организационной единицы - специального комитета при Совете директоров - Комитета по управлению финансовыми ресурсами.

Комитет по управлению финансовыми  ресурсами будет нести ответственность  за определение совокупного размера  рисков и их распределение, санкционирование стратегии риска, политики по управлению достаточностью собственного капитала. Иными словами, комитет по управлению финансовыми ресурсами будет нести ответственность за положение банка в области риска и прибыли. Он, анализируя деятельность банка, будет определять его стратегию.

Комитет по управлению финансовыми  ресурсами выполняет следующие функции:

1. разработка методик и регламентов,  реализующих функцию управления  пассивами банка;

2. принятие решений о параметрах  и характеристиках привлечения  и размещения средств;

3. контроль за соответствием  структуры баланса ориентирам, установленным стратегическим планом;

4. разработка ограничений по  финансовым рискам;

5. разработка методик и регламентов,  касающихся управления финансовыми  рисками; разработка ценовой политики  банка, установление маржи безубыточности  и уровня рентабельности;

6. анализ и мониторинг эффективности  работы банка;

7. координация работы между подразделениями  банка, привлекающими и размещающими  средства;

8. управление капиталом банка;

9. контроль за соблюдением банком  законодательства и нормативов  Банка России в отношении рисков.

В комитет по управлению финансовыми  ресурсами должны будут войти: комитет  по управлению рыночными рисками; комитет  по кредитному риску; казначейство. Структура  комитета по управлению финансовыми  ресурсами представлена на рисунке 3.2.

85

Рисунок 3.2. Структура комитета по управлению финансовыми ресурсами  ОСБ №8417

Комитеты по управлению рыночными, кредитными рисками и казначейство несет ответственность за управление рисками, входящими в их компетенцию.

Казначейство осуществляет управление ликвидностью банка. Его основной задачей является формирование баланса финансовых ресурсов исходя из задач текущего планирования и стратегического развития, их оптимальное распределение по видам активов и пассивов на основе ликвидности, максимальной доходности и минимальной стоимости, а также контроль за обеспечением планируемого уровня прибыли.

Казначейство должно рассматриваться  как надстрочная система с  главными задачами, такими как, планирование и управления финансовыми потоками, в режиме взаимодействия с самостоятельно функционирующими подразделениями в структуре банка.

Заседание комитета по управлению финансовыми  ресурсами должны проходить не реже двух раз в месяц. Ход заседаний  должен фиксироваться в подготавливаемом по специальной форме протоколах. Разработанные комитетом документы должны утверждаться Советом директоров (Правлением банка). В состав участников комитета по управлению финансовыми ресурсами могут войти руководители различных подразделений и отделов, ответственных за привлечение и размещение средств и управление рисками.

Необходимым условием успешного управления финансовыми ресурсами является организация системы точной и  регулярной информации и отчетности. При ее отсутствии комитет не в  состоянии реализовывать цели своей  деятельности. Не существует идеального, единого для всех банков набора требований, предъявляемой информации и отчетам. Однако комитет должен иметь в обязательном порядке следующие документы:

Информация о работе Совершенствование системы управления финансовыми ресурсами ОСБ №84