Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, курсовая работа
Поскольку предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали ныне развитые капиталистические державы, то был сделан вывод, что можно использовать основные положения классической и неоклассической политэкономии для анализа мелкобуржуазной среды, а кейнсианские и неокейнсианские модели — для исследования государственного капитализма. Большое влияние иа становление современных западных концепций экономического роста оказала теория перехода к "самоподдерживающемуся росту", выдвинутая американским ученым Уолтом Уитменом Ростоу. Цель данной работы – рассмотрение теорий У. Ростоу с позиции влияния на экономическую теорию и экономическое развитие стран.
Во втором разделе исследования «Современный этап развития концепций будущего» предпринята попытка осмыслить феномен будущего в системе современных мировоззренческих установок, обозначить Пространство глобальной проблемной области, пути решения этих проблем, определить значимость принципа четырех измерений в их единстве для познания грядущего мирового развития.
Переход к новому состоянию мира был предсказан гениальным русским ученым В.И.Вернадским еще в начале ХХ века. Вернадский предложил концепцию, основанную на эволюционном развитии процессов перехода человечества из биосферы (среды обитания) в ноосферу (сферу разума) - сферу взаимодействия природы и общества, в ходе которого разумная человеческая деятельность становится главным фактором развития.
В теориях западных идеологов переход к новому постиндустриальному обществу как эволюционной стадии общественно-исторического процесса был зафиксирован в рамках «логической инверсии» доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной эпох по Д.Беллу; премодернистской, модернистской и постмодернистской парадигмы по С.Круку и С.Лэшу; «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации по О.Тоффлеру.
«Триада» доиндустриального,
индустриального и
В таком подходе развития общества диссертант усматривает беспомощность современной теории и практики объяснить с научной точки зрения причины большинства современных межрегиональных и межнациональных кризисов и конфликтов. Искусственно созданные усилиями преимущественно западной науки ограничения препятствуют пониманию фундаментальных причин и закономерностей развития человечества и, следовательно, познания многообразной картины будущего мира.
Не решает задачу объективности научного прогноза будущего и обращение к теоретическим построениям другой «триады»: премодерна, модерна и постмодерна.
Разделение общества на техносферу, социосферу и инфосферу по Тоффлеру, где последняя представляет собой наступление Третьей Волны (знания и информация; новые институты, отношения, ценности), не объясняет наличие в современном общества множества «постиндустриальных обществ», имеющих схожий экономических и технологический уклад, но различные социально-политические и культурные системы.
Нельзя поддержать тех экспертов Римского клуба, которые выстраивают причинную связь грядущих катастроф и социальных проблем человечества, в опоре лишь на демографические факторы.
С точки зрения диссертанта,
рассуждения представителей Римского
клуба о взаимозависимости
К настоящему времени сформировался блок глобальных проблем, который полностью или частично обсуждается в глобальных прогнозах научных и политических институтов и на встречах международного уровня: 1) социально-политические проблемы; 2) социально-экономические проблемы; 3) социально-экологические проблемы; 4) проблемы человека (включая человеческое измерение общественного прогресса).
Тем самым фактически обозначена целостная система глобальных проблем - Пространство глобальной проблемной области (рис. 2) с многоуровневой структурой.
Наиболее известной на сегодня концепцией решения глобальных проблем является Концепция устойчивого развития, где развитие понимается как рост, реформы, нововведения, использование инновационных технологий и т.п. Но сегодня основные акценты смещены в энергетическую плоскость, которая опять-таки понимается главным образом с позиции европейских государств в русле прогнозов западных аналитических центров. Логика проста: одни государства (доноры) продают энергетические ресурсы, другие их потребляют. При этом вторые определяют правила и стандарты глобальной энергетической безопасности, а на деле – своей собственной безопасности. В числе стран-доноров находится Россия. Сегодня нет ответа на ключевой вопрос: насколько такая глобальная энергетическая безопасность действительно безопасна и выгодна для нашей страны?
Расчеты экономистов показывают, что превращение России в глобального «энергетического донора» потребуют и немалых расходов: для поддержания необходимого в России уровня нефтедобычи в 2000 г. требовалось 2.2 млрд. долл., в 2005 г. потребовалось 7, а в 2020 г. потребуется 43 млрд. долл.
Иучение многих зарубежных
прогнозов общественного
Сложность реализации заложенных в различных доктринах идей заключается и в чрезвычайно большой их разрозненности в географическом и мировоззренческом планах, несогласованности действий различных регионов мира, в отсутствии единообразия в видении будущих сценариев общественного развития.
По мнению автора, в эпоху глобализации наиболее сложный и актуальный вопрос - соотношение общечеловеческого и национального в культуре. Не менее важными вопросами в эпоху становления информационного общества являются дилеммы: абсолютная свобода либо тотальный контроль, хаос или строгий порядок в политике и др. На первый план выходит значимость информационных войн в современном мире.
Наиболее тревожная
линия геополитического противоборства
сосредоточилась вдоль границ, разделяющих
геокультурные образования
На данном этапе проблема состоит не столько в споре о целесообразности или «правильности» различных планов будущего цивилизации, сколько в разработке непротиворечивой концепции глобального будущего человечества в его ключевых проявлениях: гестратегическом, геокультурном и геоэкономическом, что позволит мобилизовать социальный ресурс, направить его на решение важнейших стратегических задач не мирового сообщества «в целом», а каждого региона мира в отдельности.
Происхождение и деятельность Комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству достаточно подробно рассматривалась в первой части статьи, поэтому уделим внимание ее преемнице - Комиссии по глобализации. Необходимость этого мы видим в том, что тесно связанная с Социалистическим интернационалом (Социнтерном) идеологическая основа обеих глобалистских структур, которую рассмотрим в третьей части статьи, разрабатывалась не только на Западе, но и в Советском Союзе.
При формировании Комиссии по глобализации, создание которой относится к 2001 г., а также в рамках ее деятельности данная тенденция дала знать о себе не только в идеологической, но и в организационной сфере.
Среди принявших участие в соответствующих мероприятиях субъектов особо выделяются структуры, связанные с деятельностью М.С.Горбачева. Это, в частности, Форум «Состояние мира» (со штаб-квартирой в Сан-Франциско), созданный в 1995 г. при поддержке Дж.Буша-старшего, М.Тэтчер, Дж.Картера и других мировых лидеров.
Комиссия по глобализации получила двухступенчатую структуру, включающую 30 членов координационного совета и директората, а также 100 влиятельных мировых лидеров («Совет мудрецов»). В число этих лидеров, наряду с перечисленными англосаксонскими сторонниками Горбачева из Международной ассоциации иностранной политики (США), вошли европейские, азиатские и латиноамериканские политические деятели, в том числе отставные государственные лидеры из Совета взаимодействия, созданного в 1983 г. по инициативе бывшего федерального канцлера ФРГ Г.Шмидта.
В конце мая 2003 г. они были объединены в рамках Форума мировой политики (штаб- квартира в Турине, Италия), президентом которого также стал Горбачев, а вице-президентами - Ф.Коссига и Э.Гиго (Италия), Т.Кайфу (Япония), Э.Кордозо (Бразилия).
В июне 2003 г. многие участники этого Форума были инкорпорированы в «Совет мудрецов» Комиссии по глобализации на ее конференции в Брюсселе.
Неизвестно как стали бы разворачиваться события, сохрани и дальше Горбачев членство в Социнтерне, в которое он вкладывал оппозиционное российской власти содержание. Но судьба распорядилась иначе. Социал-демократическую партию России (СДПР), брэнд которой Горбачев беззастенчиво забрал у группы малоизвестных левых демократов эпохи 90-х годов, в России лишили государственной регистрации, и поэтому оставаться в Социнтерне она не могла. Сегодня ее место занято партией «Справедливая Россия».
Но с Горбачевым или без него, реализация проекта Римского клуба в России вступала в новую стадию. Об истоках этого проекта применительно к СССР и Российской Федерации и пойдет речь.
Основные вводные тезисы доклада «Наше глобальное соседство»1 следующие:
«Созданную Уставом ООН международную систему надо обновить;
...в основу существующего в мире порядка .должны быть положены некоторые общие ценности;
.мир нуждается в просвещенном руководстве.»1.
Таким образом, у истоков «устойчивого развития» как стержневого элемента глобального управления - концепции и системы - стояли международные круги, тесно связанные с Со- цинтерном, представленные В.Бранд- том, «архитектором» новой «восточной политики» ФРГ, начало которой было положено в 1970 г., подписанием между Бонном и Москвой так называемого Большого договора, положившего начало политике «разрядки».
Нелишним будет напомнить, что именно к рубежу 60-х и 70-х годов относился запуск деятельности Римского клуба, осуществленный совместными усилиями представителей США, Западной Европы и Советского Союза2. Соответствующие подготовительные мероприятия проводились с 1966 г. Они получили полноценное развитие при поддержке Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина после его встречи с президентом США Л.Джонсоном (Гласборо, 1967 г.).
Некоторые подробности этой встречи, касающейся судьбы Римского клуба, засвидетельствовал зять Косыгина, один из создателей клуба академик Д.М.Гвишиани3.
Вот выдержки из повестки 70-х - 80-х годов, как она виделась руководству Римского клуба, в изложении его создателя и первого президента А.Печ- чеи3.
«Чтобы сделать глобальный план, .нужно укрепить связи между Европой и США. .Иначе США окажутся в полной изоляции, чужими всему остальному миру, и дальше каждый пойдет своим путем. Поэтому основой глобального плана я считаю Североатлантическое партнерство, связанное с созданием Европейского союза...
Создание Европейского союза, а потом атлантического содружества не утратит смысла, даже если на объединение Европы уйдет много времени. Когда возникнет евро-американское содружество. - а я не сомневаюсь, что это возможно, останутся два региона, заинтересованных в совместном развитии и процветании - СССР и Восточная Европа, - и Латинская Америка.
Не имея возможности обсуждать совместную с советским блоком разработку десятилетней программы сотрудничества, ограничусь двумя характерными проблемами и примерным их решением.
Первая проблема представляет взаимный интерес - .расширить торговлю между Востоком и Западом. Страны советского блока признают свободную торговлю условием их дальнейшего развития, но помнят, что это противоречит принципам системы жестко централизованного планирования и (sic!) двусторонним торговым соглашениям.
8
Чтобы они смогли экспортировать конкурентоспособную продукцию в гораздо больших объемах, чем ныне, - а это непременное условие резкого роста западного экспорта, - им придется решить целый ряд сложных проблем: от качества и спецификации предлагаемой продукции, которая должна стать привлекательной для наших капризных рынков, до расширения самостоятельности промышленных предприятий; от изучения современных методов маркетинга до создания новой коммерческой сети; от освоения валютных расчетов до использования современных финансовых инструментов.
Это означает (sic!) грандиозную организационную революцию, которая займет как минимум десятилетие и потребует активного сотрудничества с Западом. На это время - о чем (sic!) уже знают наиболее дальновидные западные менеджеры - надо разработать скоординированные программы финансирования и средне- и долгосрочного кредитования советских закупок в Европе и США.
Вторая проблема, связанная с эффективностью производства в социалистических странах, также требует оригинального решения.
Я уже говорил о попытках, которые .предпринимает их руководство, понимающее, что несмотря на строительство большого числа новых заводов, индустриальная экономика в целом, а тем более административный аппарат не отвечают современным требованиям и нуждаются в кардинальной реформе...
Все эти заводы нуждаются в помощи Запада.