Теории У. Ростоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Поскольку предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали ныне развитые капиталистические державы, то был сделан вывод, что можно использовать основные положения классической и неоклассической политэкономии для анализа мелкобуржуазной среды, а кейнсианские и неокейнсианские модели — для исследования государственного капитализма. Большое влияние иа становление современных западных концепций экономического роста оказала теория перехода к "самоподдерживающемуся росту", выдвинутая американским ученым Уолтом Уитменом Ростоу. Цель данной работы – рассмотрение теорий У. Ростоу с позиции влияния на экономическую теорию и экономическое развитие стран.

Файлы: 13 файлов

7542.docx

— 36.26 Кб (Скачать файл)

Прудон  не понял сущности денег, противоречия между товарами и деньгами. Он предлагал  реорганизовать обмен выдвинув утопический  проект безденежного товарного хозяйства. Прудон идеализировал мелкое товарное хозяйство, однако выступая против денег, против “дурной стороны” товарного  хозяйства. Проект организации товарного  обмена без денег - это утопия, ибо  Прудон хотел сохранить товарное хозяйство, товар, стоимость, цену, прибыль, но без денег, и в данном случае задача, подлежащая разрешению, по мнению Прудона, сводится к тому, чтобы сохранить  хорошую сторону, устраняя дурную. Для  облегчения мелким производителям реализации их продукции, по его мнению, следует  учредить специальный национальный банк. С этой целью Прудон выдвинул идею обменного (народного) банка, который  принимал бы от товаропроизводителей товары, выдавал взамен удостоверения - трудовые талоны, указывающие количество труда, затраченное на производство того или иного товара (“рабочие деньги”).. За каждым признается то количество труда, которое затрачено на производство товара. По этим трудовым талонам обменный банк должен был отпускать товары.

Прудон  рассчитывал ликвидировать таким  образом нетрудовые доходы, утвердить  в обществе равенство и справедливость. Он полагал, что отмена денег исключит капитал и эксплуатацию. Тем более, что фонд беспроцентного кредита для выдачи рабочим и мелким кустарям при национальном банке устраняет возможность отдавать деньги в ссуду ради получения процента. В своем проекте Прудон выразил вековую мечту мелкого товаропроизводителя о гарантированном сбыте, тоску лавочника о даровом кредите, иллюзии буржуазного интеллигента о возможности абсолютной свободы труда в условиях капитализма, равенства на основе закона стоимости.

Идея  “рабочих денег” принадлежит английским социалистам-утопистам. Путем устранения денег Прудон предполагал уничтожить капитал, нетрудовой доход, эксплуатацию и уничтожить равенство. Однако это  была утопическая мечта. Утопичность  проекта Прудона заключается  в том, что он не понял сущности и роли денег, кредита и прибыли. Он совершенно не понимал природы  промышленной прибыли, рассматривая ее как своеобразную форму зарплаты.

С реакционных  и антинаучных позиций им излагаются и закономерности движения заработной платы. Прудон выступает против борьбы рабочих за повышение заработной платы, так как это вызывает якобы  всеобщее повышение цен, рост нужды.

Процент, по мнению Прудона, есть единственная форма, в которой присваивается прибавочная стоимость. Основу эксплуатации он видел в существовании процента. В проекте реформирования обмена Прудон предполагал устранить процент. Для этого, наряду с организацией народного банка и обмена без помощи денег, Прудон выдвинул идею о “даровом кредите”. Основой “дарового кредита” являлся народный банк, который, согласно Прудону, будет предоставлять “даровой кредит” рабочим и мелким производителям. Прудон стремился товарно-денежное хозяйство, капиталистическую стоимость, но без денег, капитала и процента. Он выступал против капитала, приносящего процент, не понимая внутренней связи между процентом и системой наемного труда.

Исключительно как юридическую категорию рассматривает  Прудон собственность. Она так же имеет две стороны: положительную - обеспечивает независимость, свободу, самостоятельность; отрицательную - нарушает равенство. Прудон, не признавая производственные отношения, утверждал, что в происхождении  собственности есть нечто мистическое  и таинственное. Здесь сказывается  прежде всего мелкобуржуазная сущность учения Прудона, который в частной  собственности усматривает залог  свободы и независимости, а также  игнорирование объективного содержания экономических категорий.

 

Заключение

 

Корни идей Сисмонди можно до известной  степени видеть в той мирной патриархальной обстановке, в которой прошли его  детство и юность. На всю жизнь  он сохранил убеждение, что счастье  чаще всего приходит в дома честных  работящих ремесленников и фермеров и бежит прочь от больших городов  с их фабриками, торговыми конторами  и банками. Но именно эта патриархальная жизнь уходила в прошлое, разрушаемая  промышленным переворотом, в ходе которого ремесло уступало место фабричному производству, а независимый ремесленник, гордый своим мастерством и скромным достатком,— нищему пролетарию.

Сисмонди  был неутомимый труженик. До последних  дней жизни он неизменно проводил за письменным столом ежедневно восемь часов, а часто и больше. Сочинения  Сисмонди составляют в общей сложности 70 томов! Развлечениями его были прогулки и беседы с многочисленными  друзьями и гостями, которые охотно собирались в этом гостеприимном  доме. Закат жизни знаменитого  женевца был таким же ясным  и счастливым, как его детство  и отрочество.

Прудон  мечтал увековечить мелкую частную  собственность. Прудонизм был подвергнут уничтожающей критике в работах  классиков марксизма-ленинизма. Утопический  проект Прудона о реформировании обмена и буржуазного строя В.И. Ленин назвал “тупоумием мещанина и филистера”. К. Маркс и Ф. Энгельс  вели всестороннюю и длительную борьбу с прудонизмом начиная с конца 40-х годов.

В итоге, “экономический романтизм” потерпел “поражение”, если так можно сказать. Он и в самом деле был немного  утопичен. Я согласен с тем, что  надо поддерживать мелкое производство, но не жить только этим (только мелким производством). Нужно развиваться, а не стоять на месте!

 

Литература

 

  1. История экономических учений Ядгаров Я.С., 2000
  2. История экономических учений, Косов В.В. 1996
  3. История экономических учений, Костюк В.Н. 1997
  4. Лузина И.А., Малых О.Е., Стебунова Е.С. История экономики и экономических учений. Часть 1

 


Информация о работе Теории У. Ростоу