Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении анализа всех статей доходов ООО «Бершка СНГ» и на основании комплексной оценки их формирования и распределения выявить резервы роста.
В соответствии с поставленной целью при анализе и планировании доходов ООО «Бершка СНГ» ставятся следующие задачи:
- дать характеристику валовой прибыли, как основному источнику доходов современного предприятия;
- охарактеризовать сущность и этапы планирования валовой прибыли торгового предприятия;
- охарактеризовать методы планирования валовой прибыли торгового предприятия;
Введение……………………………………………………………...…….3
1 Теоретические и методические аспекты планирования доходов предприятия……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие, состав доходов предприятия в соответствии с действующим законодательством…………………………………………..…..6
1.2 Методика планирования доходов предприятия…………………….12
2 Анализ основных экономических предпосылок планирования доходов ООО «Бершка СНГ»……………………………………………….…23
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Бершка СНГ»…………………………………………………………………..23
2.2 Анализ динамики валовой прибыли ООО «Бершка СНГ»………..28
3 Планирование доходов ООО «Бершка СНГ» ………………………..44
3.1 Планирование выручки торгового предприятия ООО «Бершка СНГ» по общему объему и структуре………………………………………………..44
3.2 Планирование суммы и уровня доходов ООО «Бершка СНГ» …..47
3.3 Пути увеличения доходов предприятия ООО «Бершка СНГ»……54
Заключение……………………………………………………………….60
Библиографический список
Рисунок 2 – Схема формирования совокупного дохода торгового предприятия
Основным видом доходов торгового предприятия являются доходы от обычных видов деятельности, представляющие собой сумму реализованных торговых надбавок и характеризующиеся таким показателем, как валовая прибыль (форма №2 “Отчет о прибылях и убытках”). По экономической сущности показатель “валовая прибыль” представляет собой сумму выручки от реализации товаров и торговых услуг, определяемую как разница между продажной и покупной стоимостью товаров. Основной источник валовой прибыли в розничной, оптовой торговле – торговые надбавки. Торговые надбавки устанавливаются предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным ценам. [15, c. 88]
Размер торговой надбавки зависит от факторов, представленных на рисунке 3
Рисунок 3 - Факторы, определяющие уровень торговых надбавок в предприятиях торговли
Сумма валовой прибыли рассчитывается несколькими способами.
I способ. Расчет размера валовой прибыли исходя из объема оборота розничной торговли в отпускных ценах и уровня торговых надбавок по отдельным товарным группам:
где ВП – сумма реализованных торговых надбавок (валовой прибыли), тыс. руб.;
Утнi – уровень торговой надбавки по i товарной группе, %;
Тотпi – оборот розничной торговли в отпускных ценах по i товарной группе, тыс. руб.
II способ. Расчет суммы валовой прибыли исходя из объема оборота розничной торговли в розничных ценах и уровня торговых надбавок по отдельным товарным группам:
,где Ррцi – оборот розничной торговли в розничных ценах по i товарной группе, тыс. руб.
III способ. Расчет валовой прибыли на основе оборота розничной торговли в розничных ценах и уровня реализованных торговых надбавок:
где Уртнi – уровень реализованной торговой надбавки по i товарной группе, %.
IV способ. Определение валовой прибыли как разницы между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) (Вр) и себестоимостью продажи товаров (Сп):
Конкретный метод расчета валовой прибыли торговое предприятие выбирает исходя из наличия необходимой для расчета информации и действующего на предприятии порядка учета и анализа оборота розничной торговли. [20, c.113]
Целью планирования валовой прибыли является определение его необходимого объема в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. [22, c. 205]
Достижение цели предполагает:
- осуществление глубокого
анализа валовой прибыли,
- изучение рынка
- выбор метода планирования валовой прибыли, определяемой целями развития предприятий;
- координацию плана
валовой прибыли с другими
планами хозяйственной деятельн
- разработку управленческих
решений, способствующих
- корректировку плана
в связи с изменяющимися
Предпосылки планирования валовой прибыли на торговых предприятиях таковы:
- прогнозируемые изменения законодательной базы, регулирующей отношения предприятий с государственными и местными органами власти по вопросам ценообразования;
- разработанная ценовая политика предприятия на предстоящий период.
Планирование валовой прибыли торгового предприятия должно осуществляться этапами представленными на рисунке 4.
I этап |
Определение целей и задач планирования | |||||
II этап |
Изучение экономических предпосылок планирования | |||||
III этап |
Выбор методов планирования | |||||
IV этап |
Расчет объема валовой прибыли выбранными методами планирования | |||||
V этап |
Выбор проекта плана валовой прибыли | |||||
VI этап |
Разработка плана мероприятий по достижению запланированной величины валовой прибыли торгового предприятия |
Рисунок 4 - Этапы планирования
валовой прибыли торгового
В соответствии с поставленной целью на первом этапе определяются основные задачи планирования валовой прибыли:
- максимизация доходов;
- экономическое обоснование размера доходов от обычной деятельности;
- определение тенденций развития доходов и путей повышения доходности работы предприятия.[ 10, c. 249]
На втором этапе планирования изучаются основные экономические предпосылки:
- законодательные, нормативные документы, регламентирующие порядок формирования, налогообложения, распределения валовой прибыли и других финансовых результатов деятельности предприятия в плановом периоде;
- результаты анализа деятельности торгового предприятия за ряд предшествующих лет; изучение тенденций, изменения различных показателей;
- результаты комплексного анализа валовой прибыли торгового предприятия за ряд лет;
- план оборота розничной торговли и поступления по общему объему, составу и структуре;
- потребности предприятия в будущем периоде в развитии основных фондов, пополнении оборотных средств и т. п.;
- стратегия и тактика деятельности предприятия на потребительском рынке в планируемом периоде;
- возможности предприятия (материально-техническая база, кадры, финансовые, товарные ресурсы и т. д.). [22, c. 206]
На третьем этапе определяются и выбираются методы планирования валовой прибыли. [22, c. 206]
Для планирования валовой прибыли используются следующие методы:
Метод технико-экономических расчетов можно использовать в трех вариантах. По первому расчет валовой прибыли на планируемый период базируется на прогнозируемой структуре оборот розничной торговлиа и действующих нормах торговых надбавок, в том числе регулируемых государством по социально значимым и свободным (на уровне сложившихся в ближайшем прошедшем сравнимом периоде). [12, c. 180]
По второму варианту прогнозируемая величина валовой прибыли определяется методом прямого счета в случае, если торговое предприятие имеет небольшое количество поставщиков, с которыми на начало планового периода заключены договоры (контракты) на поставку товаров, и осуществляет реализацию товаров относительно узкого ассортимента. При применении данного метода расчет доходов от реализации товаров осуществляется по следующей формуле:
где Др - плановая сумма доходов от реализации товаров, тыс. руб.;
Прпл - плановый объем
поступления товаров в
Пзпл - плановая сумма поступления товаров в ценах закупки, тыс. руб.;
ТНзпл - плановая сумма торговых надбавок на объем прироста товарных запасов в будущем периоде, тыс. руб. [12, c. 181]
Метод технико-экономических расчетов позволяет дать полное экономическое обоснование валовой прибыли и рассчитать различные варианты плана, но его применение на практике ограничено ввиду отсутствия к моменту планирования необходимой исходной информации, долгосрочных контактов с поставщиками, неустойчивости хозяйственных связей, налогового законодательства, нереальности прогнозов товарного обеспечения, кризисного состояния экономики. [12, c. 181]
Наиболее прост в использовании расчетно-аналитический метод прогнозирования валовой прибыли. Его сущность состоит в том, что на основе отчетных данных за истекший период текущего года и изучения динамики уровня валовой прибыли за два предшествующих года определяется ожидаемый уровень валовой прибыли за текущий год. Этот ожидаемый уровень валовой прибыли принимают за базовую величину для прогнозирования суммы валовой прибыли.
Расчетно-аналитический метод на практике применяется часто, но и он не лишен недостатков, поскольку не учитывает предполагаемые изменения в структуре оборота розничной торговли и др. Поэтому рекомендуется полученный результат скорректировать на возможные изменения товарной структуры оборота, звенности товародвижения и другие показатели, характеризующие изменения в хозяйственных связях, и т. д. [12, c. 182]
Среди экономико-статистических методов наиболее широко в целях прогнозирования используется метод скользящей средней. Суть метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического ряда (4—5 лет) уровня валовой прибыли и распространения выявленной тенденции в развитии валовой прибыли на перспективу. При этом каждому значению уровня реализованных торговых надбавок присваивается условное обозначение «К» [12, c. 182]
Таблица 4 - Выравнивание показателей по скользящей средней
Периоды |
Условное обозначение |
Выравнивание показателей по скользящей средней, % |
I год |
К1 |
|
II год |
К2 |
|
III год |
К3 |
|
IV год |
К4 |
|
V год |
К5 |
После выравнивания динамического ряда по скользящей средней находится среднее изменение уровня реализованных торговых надбавок за анализируемый период (∆К):
и рассчитывается планируемый уровень реализованных торговых надбавок по формуле:
Тогда планируемая сумма валовой прибыли на будущий год будет определена по следующей формуле:
Расчет валовой прибыли при помощи экономико-математических методов предполагает решение многофакторной модели с использованием ЭВМ. Чаще всего в этих целях применяется трендовое уравнение множественной регрессии вида:
y = a0 + a1x1 + a2x2 + . + anxn ,
где y - темп изменения или уровень валовой прибыли;
a0, a1, a2, an - коэффициенты множественной регрессии;
х1, x2, хn - факторы, определяющие изменение (или прогнозную величину) валовой прибыли.
Оптимизационное моделирование валовой прибыли основано на применении экономико-математических методов. Прогнозный уровень валовой прибыли по критерию оптимальности определяется как лучший вариант из нескольких возможных при различных размерах оборота розничной торговли, прибыли, соотношения удельных весов продовольственных и непродовольственных товаров, уровнях издержек обращения (валовых, условно-постоянных, условно-переменных). [14, c. 57]
Метод получения целевой нормы прибыли. Данный метод основан на том, что сумма реализованных торговых надбавок (валовая прибыль) должна не только покрывать текущие затраты предприятия (издержки обращения), но и обеспечивать определенный размер прибыли от продаж:
где ВПпл - плановая сумма валовой прибыли (реализованных торговых надбавок), тыс. руб.;
ИОпл - плановая сумма издержек обращения, тыс. руб.;
Ппрпл - плановая сумма прибыли от продаж, тыс. руб.;
Упрпл - целевой (плановый) уровень прибыли от продаж (определяется в плане развития предприятия), %;
ОРТпл - планируемый объем оборота розничной торговли, тыс. руб.
Плановая величина суммы реализованных торговых надбавок при этом рассчитывается исходя из запланированного уровня целевой прибыли от продаж в соответствии с выбранной стратегией деятельности предприятия на рынке методом обратного счета. [7, c. 199]
Из качественных методов
планирования при расчете доходов
торгового предприятия
Одним из наиболее широко
распространенных методов группового
экспертного прогнозирования
Информация о работе Планирование доходов коммерческого предприятия на материалах ООО «Бершка СНГ»