Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение теоретических основ и методов проведения маркетинговых исследований на примере исследования покупателей обуви «Белвест».
Поведенческая сегментация предполагает
деление рынка на группы в зависимости
от таких характеристик
2.2 Конъюнктурный анализ товарного рынка
Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает: использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле.При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайне мере на один - два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры является краткосрочным прогнозом. Специфика его заключается в том, что с одной стороны, точность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению с годовыми снижает эту точность.
Спрос на товары можно оценивать и по таким расчетным показателям, как емкость (Ep), доля (Др) и насыщенность рынка (Нр). Емкость рынка означает возможный объем спроса или объем реализуемого товара по данном уровне цен в определенный период времени, обычно в течение года. Емкость национального рынка по любому товару за год рассчитывают на основе данных внутренней и внешней статистики в физических единицах или по стоимости по следующей формуле :
Ер = Т+ З + И + Ик - Э - Эк, (2.1.)
где Т - национальное производство данного товара;
З - остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в данной стране;
И - импорт;
Ик - косвенный импорт;
Э - экспорт;
Эк - косвенный экспорт.
Здесь косвенный импорт (экспорт) представляет собой поставки товара, используемого в других более сложных изделиях в виде комплектующих узлов, деталей, материалов. Например, при оценке емкости рынка электродвигателей нужно учитывать электродвигатели, установленные в станках, машинах и оборудовании, ввозимых или вывозимых из страны. Однако учет косвенного импорта и экспорта, а также движение товарных запасов зачастую оказывается трудно учитывать. Поэтому на практике учет емкости рынка проводят по упрощенной схеме:
Ер = Т+ И + Э. (2.2.)
Сравнение емкости за ряд лет позволяет судить, как меняются ситуация на рынке.
Доля рынка Др представляет собой удельный или долю продаж фирмы на рынке и рассчитывается по следующей формуле:
Др = Р / Ер * 100, (2.3.)
где Р - объем реализации товаров фирмы.
Снижение доли рынка является показателем неблагополучного положения фирмы и служит поводом для проведения тщательного анализа этой ситуации.
Насыщенность рынка Нр (%).- показатель, который определяется отношением числа потребителей, уже купивших товар Пт, к общему числу потребителей П:
Нр = Пт \ П * 100. (2.4.)
Чем меньше значение имеет этот показатель, тем перспективнее рынок для сбыта товаров.
Изучение товарного рынка должно быть комплексным,увязанным с оценками разных типов рынков.
Рис.2.1
Рис.2.1.Связь товарного рынка с другими рынками
Используя систему показателей, конъюнктурный анализ должен проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную оценку состояния рынка с позиции маркетинговых действия фирмы,т.е. благоприятна ли конъюнктура для осуществления поставленных задач.
Конъюнктурными исследованиями на предприятиях обычно занимаются конъюнктурные службы, которые выделяют следующие основные задачи конъюнктурных исследований товарного рынка:
Поставленные задачи ориентированы
на всестороннюю, взаимосвязанную характеристику
состояния рынка в целом и
в разрезе отдельных его
Можно выделить два этапа или
уровня реализации этих задач. На первом,
оценочном, осуществляется анализ рыночной
конъюнктуры, который должен охарактеризовать
масштабы и типологию рынка, его
главные пропорции, вектор и скорость
изменения основных параметров, уровень
устойчивости развития. Второй, более
высокий уровень анализа, имеет
целью выявление причинно-
Тип рынка определяется степенью его сбалансированности, назначением конечного использования товара, интенсивностью конкуренции, организационной структурой, территориальными характеристиками, маркетинговой деятельностью и т.п.
Табл. 2.1 Примерная классификация рынков
Классификация товарных рынков
Признаки классификации |
Тип рынка |
Степень и характер сбалансированности рынка |
Рынок продавца-рынок покупателя |
Степень и виды конкуренции |
Рынок чистой конкуренции,монополистический, |
Территориальный уровень |
Локальный,региональный, |
Классификация товара на рынке |
Рынок товаров производственного, |
Место рынка в системе товародвижения |
Оптовый,мелкоптовый,розничный, |
Качественная оценка рынка |
Потенциальный,функционирующий, |
Организационная оценка рынка |
Открытый,закрытый рынок |
Позиция маркетинга по отношению к рынку |
Целевой,неперспективный, |
Конкурентная оценка рынка |
Развивающийся,сокращающийся, стагнирующий. |
Оценка масштаба и типа рынка
дополняется характеристикой
Принципиальная формула, по которой рассчитывается производственный потенциал рынка, имеет следующий вид:
где Ni - единица производства;
Wi - удельная мощность производственной единицы;
Fj - прочие факторы и элементы потенциала;
n - число i-х единиц производства или потребления.
Производственный потенциал
Расчет емкости рынка j-го товара производственного потребления базируется на нормативах производственного потребления (использования сырья, материалов, оборудования на единицу г-го изготавливаемого изделия). В ходе расчета необходимо делать поправки на технологические преобразования (экономия материалов, использование ресурсов заменителей и т.п.), которые приводят к изменению нормативов:
где Епр - емкость рынка j-го товара производственного назначения;
Ni - число производственных или иных предприятий, потребляющих (использующих) i-й товар производственного назначения;
Qi - количество изготавливаемых i-х изделий (объем деятельности), для которого необходим j-й товар;
Wi - норматив удельного расхода j-го товара на изготовление i-й единицы изделия;
Kитп - коэффициент поправки на технологические изменения;
DЗj - средний размер изменения товарных запасов j-го товара;
Пi - потери j-го товара в пределах норматива;
С - часть рынка, приходящаяся на долю конкурента, в том числе импортера.
Необходимость выделения групп потребителей связана с дифференциацией спроса по социальному и половозрастному признакам.
Показатель насыщенности рынка
играет самостоятельную роль в анализе
рыночной ситуации. Он указывает на
степень обеспеченности населения
товарами потребительского назначения.
Насыщенность рынка ограничивает его
емкость. Можно стимулировать различными
способами моральный износ
Табл.2.2 Баланс спроса и предложения
Баланс спроса и предложения
Предложение |
Спрос |
1.Объем отечественного |
1.Денежные доходы населения(за вычетом
прироста сбережений,инвестиций в покупку
ценных бумаг и недвижимости,а также обязательных
плетежей) |
Итого |
Итого |
Сокращение товарных запасов |
Рост товарных запасов |
Баланс |
Баланс |
Дефицит(П<С) |
Дефицит(П>С) |
Итоговая строка отражает степень
сбалансированности С/П.Превышение предложения
над спросом проявляется в росте товарных
запасов,и,наоборот-в их сохранении.Косвенную
оценку соотношения С/П можно осуществить
на основе наблюдения за некоторыми параметрами
рынка,в т.ч. за изменением товарных запасов,которые
чутко реагируют на любые изменения соотношения
С/П.Повышение спроса над предложением
вызывает снижение товарных запасов и
наоборот.
Суть неформальной оценки рыночной конъюнктуры
заключается в получении качественных
оценок от торговых корреспондентов.
Наряду с анализом соотношения С/П существует ряд показателей пропорциональности товарного рынка.Развитие рынка происходит в связи и в координации с другими компонентами рыночной экономики и социальной жизни.
Проведение конъюнктурных
Рис. 2.2 Этапы конъюнктурных исследований товарных рынков
Подобно тому, как товарный рынок представляет собой составной элемент рыночной экономики, конъюнктура товарного рынка является частью общеэкономической конъюнктуры. Ситуация на товарном рынке в значительной степени зависит от положения на других рынках. Поэтому глубокое изучение товарного рынка должно быть комплексным, увязанным с оценками разных типов рынков: ценных бумаг, услуг, инвестиций, недвижимости, труда и т.д.[1,133]
Таким образом, прогнозирование конъюнктуры рынка – завершающий этап комплексного исследования рынка, основные результаты которого фирмы используют при планировании своей деятельности.Обычно конъюнктурные прогнозы используются для определения тактических действий на близкую перспективу (не более чем на 1 год), поскольку именно в этих временных можно достаточно точно предсказывать характер изменения товарной конъюнктуры.Краткосрочные прогнозы составляют на срок до 1,5 лет. Учитывают также временные, случайные факторы. Среднесрочное (на 5 лет) и долгосрочное (на 10 - 15 лет) прогнозирование товарных рынков основывается на системе прогнозов: конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, международной торговли, охраны окружающей среды. Определение наиболее вероятных оценок состояния рынка в будущем может осуществляться различными способами.
Наиболее представительные из них следующие: