Совершенствование маркетинга во внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:44, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является развитие теоретических и методологических положений по организации международного маркетинга на предприятии при выходе на внешние рынки.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить место и роль технологии международного маркетинга во внешнеторговой деятельности предприятия в системе экономических отношений;
- изучить методические основы организации международного маркетинга при выходе предприятия на внешний рынок;
- провести исследование практического применения и критически изучить опыт использования технологий международного маркетинга на примере ОАО «Рудгормаш».
- обосновать инструментарий и технологии международного маркетинга для использования его во внешнеторговой деятельности конкретного предприятия;

Содержание работы

Введение……………………………..……..………………………… 3
ГЛАВА I. Маркетинговые исследования и их роль в системе современного маркетинга ………….……….…….……………………6
1.1. Маркетинг, маркетинговое исследование: понятие, цели,
задачи и виды……………………………………….…….……………6
1.2. Стратегии международного маркетинга ………….…………….13
1.3. Особенности международного маркетинга, его основные функции, задачи и принципы…………….…………………………………23
ГЛАВА ΙΙ. Методологические основы организации международного маркетинга…………………………………………..……..33
2.1. Исследование возможностей предприятия для выхода на зарубежные рынки………………………………………………………..33
Стратегические решения предприятия при выходе на внешние рынки………………………………………………………………..45
Организация международной маркетинговой деятельности на предприятии………......……..…………………………….………………...62
ГЛАВА ΙΙΙ. Пути совершенствования маркетинговых исследований внешнеэкономических операций ОАО «Рудгормаш»…..64
3.1. Организация деятельности предприятия……………………….64
3.2. Исследование внешнеэкономических связей
предприятия …………………..…………….…………………………69
3.3. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………………………………………73
3.4. Задачи технического перевооружения производства…………..81
Заключение…………………………………………………………...88
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГА.doc

— 554.50 Кб (Скачать файл)

На данный период времени принцип  поведения предприятия ОАО «Рудгормаш» недостаточен для последовательного выхода на зарубежный рынок и успешного привлечения зарубежного потребителя. Необходимо разрабатывать систематический, опирающийся на современный инструментарий, поиск решений по завоеванию и закреплению своих позиций на внешнем рынке. Именно этим проблемам посвящена следующая глава нашей работы.

    1. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности

предприятия

Для определения экономической  эффективности внешнеэкономической  деятельности на уровне предприятия, в частности ОАО «Рудгормаш», используем методику, предложенную профессором Л.Е. Стровским.

Согласно этой методике рассчитывается показатель экономического эффекта экспорта по формуле: ЭЭэкс=Ов.ф.+Вр - Зэкс.   (1)

 Где: ЭЭэкс- показатель экономического эффекта экспорта.

        Ов.ф.- эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитанный путем перерасчета валютной выручки в национальную

влюту.

         Вр- выручка в национальной валюте от обязательной продажи иностранной валюты.

          Зэкс.- полные затраты предприятия на экспорт.

Согласно данным планово - экономического отдела ОАО «Рудгормаш» за 2007 год можно определить показатель экономического эффекта экспорта по всем видам экспортируемой продукции этого предприятия.

1. Буровые станки  типа «СБШ »

Ов.ф.составил - 10 373 713 руб.

 Вр. - 20 624 340 руб.

 Зэкс. - 20 882 647 руб.

Подставим данные в формулу ( 1)

ЭЭэкс. = 10 373 713 + 20 624 340 - 20 882 647 = 10 115 406 руб. (1)

Как видим,  рентабельность (Р) от экспорта «СБШ» составила:

Р = (10115406 : 20882647) х 100 = 48,4 %

2. Самоходные станки шарошечного  бурения вертикальных и наклонных  скважин на гусеничном ходу.

ЭЭкс. = 8256473 + 18952756 – 19955378  = 7253851 руб. (2)

 

Р = (7253851 : 19955378) х 100 = 36,4 %

3. Сепараторы магнитные барабанные для сухого обогащения типа ПБС предназначены для сухого обогащения мелкодробленых сильномагнитных руд.

ЭЭкс. = 2545778 + 4233655 – 4322897 = 2456536 руб. (3)

Р = (2456536 : 4322897) х 100 = 56,8 %

4. Вагон шахтный самоходный 10ВС 15 предназначен для транспортирования горной массы в шахтах, опасных по газу (метану) и угольной пыли.

ЭЭкс. = 1566243 + 1662854 – 2689644 = 539453 руб. (4)

Р = (539453 : 1662854) х 100 = 32,4 %

По итогам проведенных  расчетов можно сделать следующие  выводы:

1. Экономическая эффективность  по всем видам экспортной продукции достаточно высокая и предприятие в дальнейшем может с успехом развивать экспорт по указанной продукции.

2. Уровень рентабельности  по экспортным поставкам колеблется  по отдельным видам  продукции  от 32,4 % до 56,8 %.

3. Максимальный экономический эффект экспорта получен от экспорта  буровых станков – более 10 млн. руб.

4. Уровень рентабельности  экспорта сепараторов самый высокий  и составляет почти 57 %, что  дает основание рекомендовать  руководству предприятия в дальнейшем  сосредоточить свои усилия на увеличение объемов экспорта этого вида продукции и расширения географии  экспортных поставок.

На ОАО «Рудгормаш» внешнеэкономическая  деятельность осуществляется отделом внешнеэкономических связей и отделом маркетинга: соответственно - дальнее зарубежье и  ближнее зарубежье. Такое разграничение, на наш взгляд, не продиктовано  объективной производственной необходимостью, скорее всего это сделано из субъективных соображений.  В конечном счете это привело к недооценке рынка Ближнего зарубежья и снижению на нем (с  2006 года) объемов экспорта по всем видам продукции. Этим успешно воспользовалось ПО «Криворожский завод тяжелого машиностроения» (Украина), заполнив освободившуюся нишу.

Оптимальная структура и форма  организации маркетинга зависят от различных факторов и условий ситуации, в которой находится предприятие. Определяющими факторами являются:

  1. Цели предприятия:
    • с технико-экономической точки зрения организация должна обеспечивать выполнение задач, облегчать руководство предприятием, минимизировать координационные проблемы;
    • должна быть обеспечена мобильность организации, мотивация работников и реализация их творческого потенциала.
  2. Условия среды.

Внешние условия: конкуренция, внешние  каналы сбыта; число и величина рынков; число, структура потребностей и покупательная способность потребителей; правовые нормы; политические и общественные отношения. 
Внутренние условия: величина предприятия и его возраст; число и разнородность продуктов; квалификация сотрудников; финансовый потенциал; имеющиеся каналы сбыта.

В теоретической части работы кратко рассмотрена функциональная организация  маркетинга на предприятии, что характерно для организации структуры маркетинга для ОАО «Рудгормаш». Это означает, что маркетинг выступает как  линия наряду с другими функциям предприятия. Специализация, стандартизация управленческих процессов, четкое разграничение компетенций определяют высокую эффективность этой организационной структуры. Проблемы, связанные с подобной организацией:

а) групповой эгоизм, трудности с координацией;

б) решение задач, выходящих за пределы  компетентности линии, передается наверх, что влечет опасность чрезмерной централизации;

в) сотрудники не всегда понимают конечную цель, недостаток мотивации.

На наш взгляд, все  перечисленные проблемы в определенной степени касаются ОАО «Рудгормаш». Как уже отмечалось, отсутствие четкой и единой позиции на внешнем рынке, двойные стандарты относительно рынков Ближнего и Дальнего зарубежья привели к потере, казалось уже завоеванного рынка. Результат более,  чем плачевный. По этой и ряду других причин  деятельность предприятия в настоящее время приостановлена.

С точки зрения приспособляемости  к среде функциональная структура  способна реагировать на количественные колебания спроса, однако для решения более серьезных проблем не хватает координации. Поэтому она лучше подходит для предприятий с однородной производственной программой, что нельзя сказать о исследуемом предприятии. В заключении отметим, что по мере роста масштабов деятельности предприятия, расширения географии рынка и номенклатуры товаров становится все труднее устанавливать ответственных за результаты коммерческой работы, усложняется система стимулирования. Затруднение вызывает оценка эффективности различных рекламных мероприятий по каждому товару, возникают дополнительные проблемы с принятием решений о выходе на рынок.

Для преодоления координационных  проблем в рамках функциональной организации вводится менеджмент по продуктам. Менеджер по продукту несет  ответственность от внедрения до снятия с производства за одно или группу однородных изделий. Его задача – координация работы различных служб предприятия в связи с выпуском данного продукта.

Особенности деятельности менеджера  по продукту:

    • менеджер оценивается по успеху реализации своего продукта; 
      ·менеджер выполняет, как правило, координирующую роль без конкретных властных полномочий;
    • различные менеджеры по продуктам должны по идее конкурировать за ресурсы предприятия (мощности, финансы и т. д.);
    • при управлении по продуктам высока вероятность конфликтов, необходимо четкое разделение полномочий.

Типичные задачи менеджера по продукту:

    • наблюдение и анализ рынка;
    • планирование и контроль продукта;
    • позиционирование продукта;
    • предложения по улучшению продукта, инновации;
    • проверка комплекса инструментов маркетинга.

Реализация остается за функциональными  менеджерами, поэтому выполнение менеджером по продукту своих задач зависит  от его компетентности и силы убеждения.

В нашем случае, на ОАО «Рудгормаш, этими принципами, на наш взгляд, пренебрегли. Специалисты и отдела внешнеэкономических связей, и отдела маркетинга занимаются общими проблемами. Отсутствие менеджеров по отдельному продукту привело к потере контроля над конъюнктурой рынка как Ближнего, так и дальнего зарубежья. Это привело к сокращению объемов экспорта в первом полугодии 2008 года по сравнению с предыдущим: по Дальнему зарубежью на 23,4 %, а по Ближнему на 44.8 %.

     При интеграции в организационную структуру предприятия управляющие по продуктам могут подчинятся непосредственно руководству предприятия или отделу маркетинга. Преимущества подчинения непосредственно руководству предприятия заключаются в том, что возможность менеджера по продукту влиять на все области деятельности предприятия, а не только на маркетинг. Управление по продуктам может улучшить планирование продукта, приспосабливаемость к рынку, координацию между службами, однако для этого необходима поддержка руководства предприятия.

Управление внешнеэкономической  деятельностью ОАО «Рудгормаш» осуществляется в более жестких, чем еще несколько лет назад, условиях. С одной стороны, многие предприятия стран ближнего зарубежья, с которыми у изучаемого предприятия исторически существовали партнерские связи, не выдержав тяжелого кризиса, были остановлены. С другой стороны, заметное обострение конкурентной борьбы на мировом рынке производителей металлопродукции. В соответствии с современными  требованиями основными задачами внешнеторговой фирмы можно сформулировать следующим образом:

    • осуществление экспортных и импортных операций, обеспечивающих получение прибыли при наиболее выгодных для предприятия условиях купли- продажи;
    • обеспечение пра<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0

Информация о работе Совершенствование маркетинга во внешнеэкономической деятельности предприятия