Разработка рекомендаций по оптимизации системы формирования и распределения прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 10:40, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – разработать мероприятия по совершенствованию управления, формирования и распределения прибыли на предприятии.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретическое значение прибыли, ее содержание;
провести анализ формирования и распределения прибыли на предприятии;
по результатам анализа разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения системы распределения
и использования прибыли современных предприятий 8
1.1 Сущность и содержание прибыли организаций 8
1.2 Пути и инструменты управления прибылью предприятия 19
1.3 Анализ формирования, распределения и использования прибыли
коммерческих организаций 28
2 Оценка системы распределения и использования прибыли
ООО «АгроСтройРесурс» 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 46
2.3 Оценка системы распределения и использования
прибыли предприятия 53
3 Разработка рекомендаций по оптимизации системы формирования
и распределения прибыли предприятия 61
3.1 Пути роста прибыли ООО «АгроСтройРесурс» 61
3.2 Направления совершенствования системы формирования
и распределения прибыли предприятия 67
Заключение 74
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 685.50 Кб (Скачать файл)

Итак, издержки производства – это вся совокупность затрат, связанных с использованием ресурсов и услуг для производства продукции. Они, в свою очередь, делятся в зависимости от их отношения к собственности предприятия и характера их учета на : внешние (или явные) и внутренние (или неявные).

К внешним издержкам относятся те затраты, которые предприятие несет в результате осуществления платежей за необходимые ему ресурсы и услуги. Поэтому внешние издержки можно назвать, условно, еще и бухгалтерскими издержками.

Внутренние издержки   включают в себя затраты ресурсов, принадлежащих предприятию. Эти ресурсы не надо ни у кого покупать (в отличие, скажем, от раб. силы, собственником которой всегда остается наемный рабочий, даже если он подписал трудовой контракт). Но от этого внутренние ресурсы не становятся бесплатными (даровыми).

  Исходя из понятий издержек, нельзя не сказать и о нормальной  прибыли. Вся совокупность усилий  и риска возмещается в форме  дохода, называемого нормальной  прибылью. Она входит во внутренние  издержки как вознаграждение за предпринимательский талант по управлению предприятием. Но, не смотря на это для экономиста эта прибыль входит в состав издержек.

Как уже отмечалось, прибыль предприятия характеризуется не только своей многоаспектной ролью, но и многообразием обличий, в которых она выступает.

Под общим понятием «прибыль» понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной систематизации используемых терминов.

Рассмотрим более подробно отдельные виды прибыли предприятия в соответствии с приведенной ее систематизацией по основным признакам [13, с.126].

Конечным финансовым результатом является балансовая прибыль, которая включает в себя [14, с.29]:

  • прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг основного производства;
  • прибыль от прочей реализации, в частности основных фондов и другого ненужного имущества предприятия;
  • финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по отдельным видам хоз. деятельности раздельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогам на прибыль и НДС. Это повышает точность и объективность расчетов как налогооблагаемой базы, так и величины налогов и прибыли.

Величину прибыли от реализации продукции (Пб) можно определить по следующей формуле [12, с.59]:

 

Пб = å ( Врi - Офi - Наi - НДСi - Сi )                        (1)

 

где Врi - выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия, тыс. руб.;

Офi - отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену i-й продукции, тыс. руб.;

Наi - акцизный налог, тыс. руб.;

НДСi - налог на добавленную стоимость, тыс. руб.;

Сi - полная себестоимость i-й реализуемой продукции, тыс. руб.;

n - количество видов продукции.

Расчет плановой суммы прибыли целесообразно вести методом прямого расчета по каждому виду продукции (услуг) с последующим суммированием результата в целом по предприятию.

Данные показатели отражают последовательность и логику выполнения плановых расчетов. Расчет прибыли от реализации конкретного вида продукции начинается с расчета остатков нереализованной продукции на начало планируемого года (конец отчетного года - года, предшествующего планируемому).

В остатки входит готовая продукция на складе, в неотфактурованных поставках (не оформленных транспортными и платежными документами), если такое имеет место, и на ответственном хранении у покупателей (клиентов). Сведения об остатках готовой продукции на начало планируемого года можно взять из данных бухгалтерского учета.

Затем рассчитываются остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года, т.н. выходные остатки. Они рассчитываются, исходя из среднесуточного выпуска продукции и норматива запасов готовой продукции в днях по формуле:

 

ОПК = (ПТ *НО) / 360                           (2)

 

где ПТ - годовой объем товарной продукции в отпускных ценах предприятия, тыс. руб.;

НО - норматив остатков готовой продукции на складе, в днях;

360 - расчетное количество дней в году.

На основе изменения остатков готовой продукции на начало и конец планируемого года и объема товарной продукции, рассчитанных по полной себестоимости и в отпускных ценах, определяется объем реализованной продукции (по полной себестоимости и в отпускных ценах) и доход, полученный от реализации данного вида продукции. Величина дохода (ДВ) рассчитывается как сумма дохода от реализации товарной продукции (ДВТ) и дохода в остатках готовой продукции на начало планируемого года (ДВН) за минусом дохода в остатках на конец планируемого года (ДВК)по формуле:

 

ДВ = ДВН + ДВТ - ДВК                              (3)

 

Величина дохода по каждому виду продукции (ДВi) рассчитывается на основе плана производства, плана изменения остатков готовой нереализованной продукции, отпускных цен и сметы затрат на производство по формуле:

 

Двi = ВРi - Ci                                                                         (4)

 

где ВРi - выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия;

Ci - полная себестоимость, рассчитываемая на основе сметы затрат на производство i-го вида продукции.

На основе сметы затрат рассчитываются затраты на валовую продукцию; производственная и полная себестоимость товарной продукции; себестоимость реализованной продукции; осуществляется нормирование оборотных средств [1, с.29].

В заключении рассчитывается плановый объем прибыли от реализации данного вида продукции (Пбi) по формуле:

 

Пбi = ДВi- Офi - Наi - НДСi                        (5)

 

где ДВi - доход от реализации i-го вида продукции;

Офi - отчисления во внебюджетные фонды от i-й продукции;

Наi - акцизный налог от реализации i-й продукции;

НДСi - НДС от i-й продукции.

Общий  объем плановой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как сумма прибыли по всем видам продукции по формуле:

 

Пб = å Пбi                                                     (6)

 

где n - количество видов продукции (работ, услуг), запланированных к реализации в плановом году.

Использование метода прямого счета при планировании прибыли предусматривает наличие на момент расчетов широкого круга различных данных. Однако динамизм внешней среды, неопределенность экономической ситуации иногда не позволяет прогнозировать некоторые экономические параметры, влияющие на финансовые результаты, с достаточной степенью достоверности.

Прогнозируемый объем прибыли (Пб) рассчитывается по формуле:

 

Пб = Пбо * Iu                                                                                               (7)

 

где Пбо - фактическая прибыль, полученная в отчетном году;

Iu - прогнозируемый годовой индекс инфляции.

Если планируемый уровень инфляции на сырье и готовую продукцию предприятия не совпадет, что имеет место в условиях государственного регулирования уровня цен, то при расчете прибыли от реализации рекомендуют применять дифференцированные поправочные коэффициенты инфляции. Расчет выполняют по формуле:

 

Пб = (ВРi -Офi -Наi -НДСi ) : (1+ m)12 -Сi * (1+ n)12        (8)

 

где ВРi - выручка от реализации i-й продукции в отпускных ценах;

Офi - отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену продукции;

Наi - акцизы; НДСi - налог на добавленную стоимость;

(1+ m)12 - коэффициент роста инфляции на продукцию предприятия;

(1+ n)12 - коэффициент роста инфляции на сырье, используемое предприятием.

Прибыльность принято считать основным показателем успешной работы подразделения или корпорации а целом, который в дальнейшем учитывается ее руководителями при начислении премий сотрудникам. Несмотря на чрезмерную популярность показателей прибыли как критерия оценки успешной работы предприятия, их слабые стороны давно не представляют ни для кого секрета [12, с.310]:

  1. Манипулирование показателями прибыли с целью сокрытия фактических результатов не составляет труда для управляющих, что часто и происходит в жизни. А самом деле прибыльность растет не за счет собственного капитала, а за счет заемного.
  2. Прибыль ни в коем случае нельзя считать показателем ценности предприятия. Показатели прибыли и нормы возврата инвестиций отражают результативность, эффективность деятельности предприятия за прошедший период времени, а не его возможности и потенциал успешной работы в будущем.
  3. Резкое увеличение прибыли скорее свидетельствует о приближающемся крушении фирмы, чем об улучшении ее деятельности, т.к. большинство программ направленных на увеличение прибыли являются «выжиманием последних соков» из имеющихся средств.

Эффективным средством прогнозирования прибыли, особенно в зарубежной практике управления, являются графики рентабельности (рис.1), учитывающие сложные взаимосвязи между издержками, объемом реализации, прибылью и ценами [9, с.30].

 

 











 

Рисунок  1 –График рентабельности

 

Это наиболее распространенная модификация графиков рентабельности. Из нее видно, что главная задача заключается в том, чтобы определить точку, для которой денежные доходы равны денежным расходам.

Для этого необходимо знать постоянные издержки, переменные издержки, объем продаж, отношение переменных издержек к объему выпуска, объем выпуска и общий объем сбыта. Если эти величины известны, то можно построить график и быстро определить прибыль и убытки. Точка безубыточности может быть также определена аналитическим путем. Одна из возможных формул имеет следующий вид [16, с.87]:

 

ВЕ = Fc / ( 1 - Vc / S )                                                      (9)

 

где ВЕ - точка безубыточности;

Fc - фиксированные издержки;

Vc - переменные издержки;

S - соответствующий объем продаж.

Эта простая зависимость основывается на целом ряде важных допущений: издержки могут быть разделены на переменные и постоянные; переменные издержки прямо пропорциональны объему производства, и это отношение не меняется; продажная цена остается неизменной, так же как остается постоянным общий уровень цен.

Если выпускаются различные виды продукции, то делается допущение о том, что структура производства остается неизменной. Исходя, также из того, что уровень производительности не меняется, что имеется надлежащая синхронизация производства со сбытом и, что она сохраняется для различных объемов выпуска и на различные моменты времени.

Эффективность управления считается постоянной, а условия конкурентной борьбы принимаются неизменными. Очень редко подобные допущения соответствуют действительности.

Если отклонения велики и не могут быть подсчитаны, этот метод имеет меньшую ценность, чем в случае, когда отклонения незначительны и могут быть скорректированы. Например, если издержки изменяются при изменении объемов выпуска и зависимость между ними известна и носит нелинейный характер, то это не значит, что такая зависимость не может быть отражена на графике.

Линия издержек на графике рентабельности не обязательно должна быть прямой. Аналогично, если может быть построена кривая спроса, определяющая объемы продаж, она может быть нанесена на график вместо прямой линии.

Но обычно получение таких данных связано с большими расходами и не практикуется, если это только не ведет к значительному повышению точности расчетов [17, с.75].

Когда фирма производит продукцию, в себестоимости которой преобладают издержки на материалы, и цены на материалы колеблются в широком диапазоне, структура производства постоянно изменяется, норма прибыли для различных видов продукции различна, то графики рентабельности могут принести пользу только в том случае, если имеются результаты анализа изменения этих факторов в будущем.

Следует отметить, что простые зависимости, показанные на графиках рентабельности, действительно имеют место в компаниях в пределах некоторого интервала. В этом интервале, обозначенном на графике заштрихованной областью, функциональные зависимости можно рассматривать как линейные.

Обычно этот интервал достаточен, чтобы охватить область прогнозов компании на ближайшее будущее. В этом случае графики рентабельности могут служить простым, но важным инструментом интеграции сложных элементов систем бюджетов и планирования. Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель (рис.2).

Информация о работе Разработка рекомендаций по оптимизации системы формирования и распределения прибыли предприятия