Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:34, курсовая работа
Образование - бюджетная сфера, основной источник его существования - бюджет, который, в свою очередь, формируется из собираемых налогов. Рассчитывать на серьезные поступления в ближайшее время не приходится. Бюджетное финансирование служит лишь важной основой финансово- экономического функционирования учреждения, но, как показывает анализ, этих средств пока явно не достаточно для того, чтобы помочь педагогическому составу образовательного учреждения не только сохранить свою профессиональную ориентацию и принадлежность к благородной профессии педагога, но и заниматься постоянным развитием и совершенствованием.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………............ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ………………………………… ..7
1.1. Особенности организации финансов в государственных учреждениях……………………………………………………………………7
1.2. Целевое бюджетное финансирование……………. …………………….11
1.3.Виды источников финансирования бюджетных учреждений………………………………………………………………....... 17
1.4 Характеристика системы дошкольного образования в России………..19
ГЛАВА2.ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯГОДКА»….26
2.1 Краткая финансово- экономическая характеристика учреждения, задачи виды деятельности……………………………………………………………26
2.2. Виды источников финансирования…………………………………….29
2.3. Основные экономические показатели……………………….................31
2.4.Порядок планирования расходов и их обоснования соответствующими расчётами по каждой статье сметы…………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………........48
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................
• финансируется собственником;
• предпринимательской
В отличие от коммерческой организации среди основных целей деятельности учреждения получение прибыли отсутствует по определению. Но, учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы. Такое дополнение, по сути дела, сводит на нет все различия между коммерческими и некоммерческими организациями с точки зрения основной цели их деятельности.
Определение, таким образом, сводится к простой формулировке: «Учреждение — это такая организация, объем коммерческих доходов которой не превышает определенного процента от всей суммы поступлений средств». Причем, каких-либо подходов к определению процента до настоящего времени не разработано и в законодательных актах этот вопрос не рассматривается.
Законом «Об образовании» образовательным учреждениям разрешена практически любая предпринимательская, т.е. коммерческая деятельность, что на практике и осуществляется.
Существующий статус образовательного учреждения, таким образом, содержит, как минимум, четыре неразрешенных противоречия:
• отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности не исключает ее получения, т.е. в качестве неформализованной цели извлечение прибыли фактически присутствует;
• разрешение предпринимательской деятельности прямо ставит перед образовательными учреждениями цель извлечения прибыли;
• нет критериев, определяющих соответствие коммерческой деятельности тому или иному виду основной деятельности учреждения (в частности образовательной);
• нет качественных отличий некоммерческих организаций в форме учреждения от коммерческих.
В результате можно сделать вывод о том, что деление организаций на коммерческие и некоммерческие является в значительной степени условным и вызвано сложившимся отношением в обществе к тем или иным видам деятельности.
1.2. Целевое бюджетное финансирование
Основным видом финансового
обеспечения бюджетных
Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования бюджетных учреждений. К ним относятся следующие.
1. Получение максимального эффекта при минимуме затрат.
2. Целевой характер
3.Предоставление бюджетных
средств в меру выполнения
производственных и других
4. Безвозвратность бюджетного финансирования.
5. Бесплатность бюджетного финансирования.
В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования.
1. Финансирование по системе
«нетто-бюджет». Этот способ
2. Финансирование по системе
«брутто-бюджет». Применяется
Указанные способы предоставления денежных средств осуществляется при помощи следующих форм бюджетного финансирования бюджетных организаций.
1. Ассигнования на содержание
бюджетных учреждений - бюджетных
средств, предусмотренных
2. Средства на оплату
товаров, работ и услуг,
3. Трансферты населению,
то есть бюджетные средства
для финансирования
4. Субвенции и субсидии
физическим и юридическим
Финансирование образования определяется, в первую очередь, конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. Из Конституции Российской Федерации и конкретизирующего конституционные гарантии Закона Российской Федерации «Об образовании» следует, что:
1. все бесплатно должны
обеспечиваться дошкольным
2. бесплатным средним
профессиональным образованием
и высшим профессиональным
Это исходные позиции, на которых базируется построение системы финансирования образования.
Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства:
• учителям и преподавателям необходимо платить заработную плату;
• учебные помещения нужно обслуживать, ремонтировать, обеспечивать теплом, энергией;
• здания нужно строить;
• для учебного процесса необходимо приобретать пособия, приборы, оборудование и т.п
Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов:
• принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования, и их распределения между образовательными учреждениями;
• количественными параметрами системы образования и, соответственно, потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.
Как известно, учреждение — это некоммерческая организация, финансируемая собственником полностью или частично. Целью финансирования является обеспечение деятельности учреждения финансовыми ресурсами. Следовательно, имеет место некоторая общая цель, на достижение которой должна быть направлена деятельность в сфере финансирования. По аналогии с управлением можно сказать, что эта деятельность должна осуществляться обособленными структурами, выполняющими определенные функции.
Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае — на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников.
Финансирование предполагает:
• целевое использование
средств — расходование средств
на установленные заранее
• безвозвратность —
предоставленные
Федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, и являются минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории.[3]
Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Воспользовавшись определением финансирования и сметного финансирования, можно определить задачи, которые необходимо решать для обеспечения финансирования. К ним можно отнести:
• определение целей, на которые должны направляться бюджетные средства;
• планирование расходов бюджетов на образование;
• обеспечение контроля за направлением средств на определенные цели;
• обеспечение правильного целевого расходования средств;
• обеспечение эффективного расходования средств
Задачи четко разделяются на три основные группы:
• целеполагание и планирование;
• расходование средств в соответствии с целями и планом;
• контроль за расходованием средств.
Поскольку основным источником
финансирования образования является
бюджет (государственный и
• системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
• процедурой разработки прогнозов
потребности в бюджетных
• процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета.
1.3. Виды источников
финансирования бюджетных
Основные источники финансирования дошкольных учреждений — местный бюджет (или ведомственный бюджет) и родительская плата. По действующему законодательству размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка, а для многодетных семей — 10%. Кроме этого, для различных категорий семей действует целый ряд льгот, согласно которым родительская плата значительно снижена или совсем отсутствует. Поэтому общая доля родительских средств в бюджете обычного детского сада, как правило, не превышает 10%. Таким образом, большая часть затрат на содержание детей в муниципальном учреждении покрывается местным (городским, районным) бюджетом.
Помимо основных источников финансирования, выделяют дополнительные, значение и роль которых в обеспечении жизнедеятельности учреждений возрастают после выхода на хозяйственную самостоятельность. Одновременно с этим расширяются и возможности привлечения дополнительных средств. К ним относятся:
— плата предприятий за
долевое содержание детей (в тех
территориях, где она введена);
— плата родителей за дополнительные
образовательные услуги;
— доходы учреждения от предпринимательской
деятельности;
— благотворительные пожертвования предприятий
и граждан;
— денежные выплаты из различных общественных
фондов и другие.
Средства, полученные из дополнительных источников, называют внебюджетными.
Из выше сказанного можно выделить два основных вида источников финансирования бюджетных учреждений: бюджетное финансирование и собственные средства.
Бюджетное финансирование – это предоставление в безвозвратном порядке юридическими лицами из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов средств для полного или частичного покрытия расходов.
Собственные средства бюджетных учреждений состоят из различных источников:
а) средства, получаемые от сдачи в аренду помещений, сооружений и оборудования;
б) средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
в) целевые средства юридических и физических лиц;
г) другие поступления.
Все поступающие средства
имеют одну общую цель – обеспечить
профильную и хозяйственно-
Собственные средства бюджетных
учреждений можно сгруппировать
так, как это предусмотрено
1. Средства, поступающие
от платной деятельности
2. Средства от производственной
деятельности мастерских, опытных
участков, хозяйств, типографий, магазинов,
подразделений общественного
3. Средства от оказания
услуг по хозяйственным
4. Средства, поступающие
в виде платы за проживание
в общежитиях, содержания детей
в детских дошкольных
5. Средства за выполнение
научно-исследовательских и
6. Доходы от услуг связи.
1.4 Характеристика
системы дошкольного
Дошкольное образование в России — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Информация о работе Организации финансов бюджетного образовательного учреждения