Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:18, дипломная работа
Цель дипломной работы – рассмотреть теоретические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также применить полученные знания на практике путем проведения аудиторской проверки операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ООО "Интелсэл" и разработки рекомендаций по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Введение …………………….........................................................................................3
1.Теоретические основы организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………………. 5
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………………… .5
1.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Инвентаризация расчетов …………………………………………………………………………………………..10
1.3 Раскрытие информации и ошибки по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской отчетности …………………………………………………………..17
2. Оценка организации бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками ООО "Интелсэл" …………………………………...22
2.1.Особенности финансово-хозяйственной деятельности
ООО "Интелсэл" ……………………………………………………………………….22
2.2 Оценка системы внутреннего контроля и расчет уровня существенности …….30
2.3 План и программа проведения проверки организации …………………………..38
учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Методика проведения проверки ……………………………………………………….38
3. Разработка рекомендаций по оптимизации расчетов с поставщиками и подрядчиками ООО "Интелсэл" на основании проведенной аудиторской проверки ………………52
3.1 Выводы по состоянию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками ……...55
3.2.Разработка рекомендаций по оптимизации расчетов с поставщиками и
подрядчиками ……………………………………………………………………………55
Заключение ………………………………………………………………………………66
Бухгалтерский учёт осуществляется бухгалтерской службой согласно п.2 ст.6 Закона № 129-ФЗ.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта и отчетности производится инвентаризация:
1) материальных остатков на
2) кассы не реже одного раза в месяц, а также в случае передачи
денежных средств другому материально-ответственному лицу
3) внезапные инвентаризации
4) инвентаризация основных средств производится один раз в три года
5)обязательная инвентаризация производится в случаях, предусмотренных ст.12 Закона № 129-ФЗ.
Выдача средств подотчет производится на срок не более 10 месяцев в течение календарного года.
Правила документооборота на предприятии регламентируются Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Эти правила увязаны с формами бухгалтерского и управленческого учета на предприятии.
Учетная политика ООО "Интелсэл" разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем, один ее экземпляр представляется в налоговую инспекцию.
Учетная политика на предприятии составлена в соответствии с действующим законодательством (приложение 1), с учетом особенности деятельности предприятия ООО "Интелсэл".
Система бухгалтерского учета является
надежной, что подтверждают тесты оценки
надежности системы бухгалтерского учета
организации.
Таблица 6
Тест для оценки надежности системы бухгалтерского учета организации
Бухгалтерский учёт в ООО "Интелсэл" ведётся в организации согласно нормативным актам и разработанной учётной политике.
Таблица 7
Тесты внутреннего контроля существенности ООО " Интелсэл "
Примечание: У1 – низкий уровень, У2 – ниже среднего уровня, У3 – средний уровень, У4 – высокий уровень.
Для нахождения уровня существенности ООО " Интелсэл " аудиторская организация использует состав и значения основных финансовых показателей, для его расчета составим таблицу.
Таблица 8
Расчет уровня существенности
Тыс. руб.
Среднее значение = 890,41
Отклонение от среднего показателя составляет:
Чистая прибыль (убыток) ((-22,9)- 890,41) /890,41 * 100% = - 102,57
Объем продаж (без НДС) (1939,14- 890,41) /890,41 * 100% = 117,78
Итог баланса (609,34- 890,41) /890,41 * 100% =-31,57
Собственный капитал (34,2 - 890,41) /890,41 * 100% =- 96,16
Себестоимость продаж (1892,26- 890,41) /890,41 * 100% = 112,52
Из приведенных расчетов видно, что в сторону увеличения отклонился объем продаж (117,78%), а в сторону уменьшения – чистая прибыль (102,57%). Данные показатели являются не существенным, следовательно пренебрегаем их значением.
Единый уровень существенности составит 845,27 тыс. руб.
Далее полученное значение необходимо распределить между остатками по счетам бухгалтерского учета. Данное распределение представлено в таблице 9.
Таблица 9
Уровень существенности для каждой статьи отчетности
Далее необходимо определить аудиторский риск, под которым понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения.
Таблица 10
Критерии оценки внутрихозяйственного риска.
При определении внутрихозяйственного риска ООО " Интелсэл " было установлено следующее:
1. Все учитываемые операции
2. Хозяйственные операции были
соответственным образом
3. Совершенные операции
4. Операции правильно разнесены по счетам.
5. Операции регистрируются
6. Операции должным образом
7. Бухгалтерская отчетность и
декларация по налогу на
Исходя из этого и анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как достаточно низкий и принять его к расчету 40%.
При общем знакомстве с системой внутреннего контроля ООО " Интелсэл " была выявлена достаточно хорошо налаженная система внутреннего контроля, имеется схема документооборота, объем хозяйственных операций сравнительно невелик. В связи с этим система внутреннего контроля оценивается как средняя. Следовательно, ей соответствует высокий риск, равный 50%.
Риск аудита принимается равным 2%, так как именно эта величина является наиболее часто употребляемой при аудите большинства предприятий с одним видом деятельности и типовыми операциями.
Теперь, используя формулу факторной модели аудиторского риска, можно приблизительно определить, чему он равен.
Факторная модель аудиторского риска:
АР=ВР*КР*ДР, где
ВР равен 40%;
КР равен 50%;
РН равен 2%.
Отсюда:
0,04=0,4*0,5*0,2
следовательно, риск равен 0,04
Аудиторская фирма ООО "Бизнес аудит" проверяющая анализируемое предприятие ООО " Интелсэл " определила аудиторский на уровне 4%.
2.3 План и программа проведения проверки организации
учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Методика проведения проверки
Составляя программу проверки расчетов с покупателями и заказчиками, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.
Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, операций по приобретению представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.
Ниже приведены план и примерная программа проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками на анализируемом предприятии ООО " Интелсэл ".
Таблица 11
План аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками
Проверяемая организация |
ООО «Интелсэл» |
Период аудита |
С 01.05.13 по 30.05.13 |
№ |
Планируемые виды работ |
Период проведения |
1 |
2 |
3 |
1 |
Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками |
01.05.13- |
2 |
Аудит организации первичного учета с поставщиками и подрядчиками |
03.05.13- |
3 |
Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками |
07.05.13- 12.05.13 |
4 |
Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета |
13.05.13- |
Таблица 12
Проверяемая организация |
ООО «Интелсэл» |
Период аудита |
С 01.05.13 по 30.05.13 |
Программа аудит учёта расчётов с
покупателями и заказчиками
№ |
Перечень аудиторских процедур |
Источники информации |
Примечание(рекомендуемые |
1 |
Правовая оценка договоров с поставщиками: Экспертиза договоров с поставщиками: |
Договоры, контракты. |
Прослеживание. Подтверждение. |
2
|
Аудит организации первичного учета
расчетов с поставщиками |
Счета-фактуры, инструкции о порядке исчисления и уплате в бюджет НДС |
Прослеживание, Пересчет, Выборочная проверка, сопоставление |
3 |
Аудит состояния задолженности поставщикам |
Аналитические данные к сч 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Сканирование |
4 |
Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов
с поставщиками и подрядчиками по данным
сводного (синтетического) учета |
Регистры аналитического учета, регистры синтетического учета, отчетность |
«Проверка соответствия оборотов по счету 60, отраженных в главной книге и балансе» |
Аудиторская проверка анализируемого предприятия ООО " Интелсэл " осуществлялась аудиторской фирмой ОО "Бизнес аудит" в течении 4 недель, 22 рабочих дней, проверку производили 2 представителя аудиторской фирмы. Период проверки по инициативе руководства аудируемой фирмы ООО " Интелсэл " был выбран 2012 год, это связано с большим документооборотом и проводимых хозяйственных операций на предприятия,, а также возможности исключения подобных нарушений в дальнейшем. Аудиторская проверка 2014 года запланирована на май 2015года.
Проверку состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками рекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов.
Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года).
Результаты инвентаризации отражают в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и другими дебиторами (кредиторами) (форма N ИНВ-17) и специальной справке (приложение к форме N ИНВ-17).
Специального бланка для акта сверки расчетов нет, поэтому его составляют в произвольной форме. Акт составляют по каждому дебитору и кредитору в 2 экземплярах:
первый экземпляр остается в бухгалтерии;
второй экземпляр направляют в организацию, с которой производилась сверка.
Акт хранят в архиве организации 5 лет.
В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия.
Путем прослеживания и арифметического контроля устанавливается правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), используемые наценок; отсутствие случаев расчетов с покупателями по ценам ниже себестоимости при бартерных сделках, взаимозачетах, использовании векселей.
Действующим законодательством предусмотрен предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по договорам, равным трем месяцам с момента фактического получения товаров (работ, услуг). Сумма не истребованной кредитором задолженности по указанным обязательствам подлежит списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (работ, услуг), как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия кредитора (однако сумма этой задолженности не уменьшает налогооблагаемую прибыль)[52,c.87-88].