Планирование издержек производства ЗАО «Кедровое» и пути их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа издержек предприятия, выявление резервов их снижения и разработка плана затрат предприятия на 2010 год на основе проведенного анализа.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Исследовать проблемы издержек производства в экономической литературе;
Провести анализ издержек производства пекарни ЗАО «Кедровое» исследовать факторы, влияющие на формирование и изменение издержек предприятия;
Разработать план издержек предприятия на 2010 год на основе проведенного анализа издержек предприятия, определить тот их уровень, при котором предприятие обеспечит себе необходимый уровень доходности;

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 2
1. Сущность и роль издержек производства на предприятии
1.1 Понятие, классификация и значение издержек предприятия. . . . . . . . . . . . 4
1.2 Калькулирование себестоимости продукции на предприятие. . . . . . . . . . . 13
1.3 Факторы, определяющие уровень издержек на предприятии и способы их оптимизации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
2. Анализ издержек производства предприятия ЗАО «Кедровое»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия. . . . . . . . . . 22
2.2 Анализ издержек производства предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
2.3 Анализ влияния факторов на формирование и изменение издержек производства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
3. Планирование издержек производства ЗАО «Кедровое» и пути их оптимизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике предприятия.docx

— 129.87 Кб (Скачать файл)

 

Подводя итог по данной 7 таблице можно сказать, что по сравнению с базисным 2008 годом, в связи с увеличением выпуска продукции на 395803 штук, большую часть из этого составил Хлеб «Подовый» 134801 штук. В отчетном 2009 году сумма переменных затрат увеличилась на 750254,83 рублей, в частности: на ватрушки с творогом на 2047,12 рублей, пирожки с корицей на 14194,62 рублей, на жареные пирожки на 49515,97 рублей, на хлеб белый на 89989,96 рублей, на булочку русскую на 4868,5 рублей, на пирожок слоеный на  952,83 рублей, но в большей степени на хлеб подовый на 5886885,85 рублей, что составило 1,33%. Все вышеперечисленное произошло в следствии с ростом цен на рынке товаров и инфляцией. Постоянные расходы возросли в общей сумме на 281970,54 рублей, в частности: на ватрушки с творогом на 19986,35 рублей, пирожки с корицей на 44789,98 рублей, на булочку русскую на 6026,53 рублей, на пирожок слоеный на  24842,59 рублей, на хлеб подовый на 101626,36 рублей, что составило 2,29%, но в большей степени на хлеб белый на 108807,15 рублей, что составило 3,76%; кроме суммы постоянных затрат на жареные пирожки, которая уменьшилась в 2009 году на 24108,66 рублей. Все это также явилось одной из причин увеличения общей суммы затрат в целом на 1032224,94 рублей, в том числе за счет изменения объема производства продукции – 395803 штук, особенно выросла производство продукции хлеба «Подового» на 134801 штук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ влияния факторов на  формирование и изменение издержек  производства

 

Для объективной  оценки выполнения плана и динамики издержек предприятия необходимо детально и глубоко проанализировать влияние  факторов на их размер.

На уровень  издержек обращения оказывают влияние  как управляемые (зависящие от деятельности предприятия), так и неуправляемые (независящие) факторы.

К неуправляемым  факторам относится фактор цен (кроме  цен на собственные товары), так  как цены на материалы, тарифы на транспортные услуги, арендные ставки зависят от внешних условий и оказывают  прямое воздействие на сумму издержек.

К управляемым можно отнести факторы организации и управления хозяйственными процессами, которые включают степень рационального использования основных и оборотных средств, изучение конъюнктуры рынка, выбор эффективных форм торгового обслуживания, повышение производительности труда, рациональное осуществление кредитных и финансовых операций [8, с. 256].

Рассмотрим  особенности анализа издержек в условиях меняющихся цен (таблица 8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8- Анализ издержек предприятия с учетом ценовых факторов.

 

Показатель

2008

2009

Абсолютное изменение

Индекс цен

Приведенное значение

Изменение в чистом виде

Влияние ценовых факторов

Темп роста без влияния  цен, %

Темп изменения уровня, %

Объем выпуска продукции, тыс. руб

34632,3

41378,8

6746,5

1,1

37617,09

2985,09

3761,71

108,6

-

Издержки предприятия, тыс.руб

6674,43

7527,36

852,93

2,2

6843,05

168,62

4105,84

51,3

-

В том числе:

                 

Транспортные расходы (топливо)

869, 8

901,3

31,5

1,03

819,36

-81,94

26,26

100,6

-

Уровень транспортных расходов, %

2,51

2,17

-0,34

-

-

-

-

-

13,54

Износ основных средств %

0,95

1,15

0,20

-

-

-

-

-

-

Уровень износа основных средств, %

0,014

0,015

0,001

-

-

-

-

-

7,14


 

Проанализировав таблицу 8 можно сделать следующий вывод, износ основных средств увеличился на 0,20%, под влиянием естественных сил старение и обесценивание основных средств. Уровень износа вырос на 0,001%, это означает что процент первоначальной характеристики уже потеряно данным объектом, но скорее всего не скоро потребуется его замена, так как уровень износа не большой. Влияние ценовых факторов на объем выпускаемой продукции  составил 3761,71 тысяч рублей, на издержки предприятия 4105,84 тысяч рублей.

Имея  данные о переменных и постоянных издержках предприятия можно выявить величину относительной экономии или перерасхода, влияние объема выпускаемой продукции на величину затрат. Следовательно, далее необходимо проанализировать издержки предприятия за смежные годы (таблица 9)

 

Таблица 9- Анализ издержек предприятия за смежные годы.

 

Наименование показателя

2008

2009

Абсолютная экономия

Темп роста, %

Объем выпуска продукции, тыс. руб.

34632,3

41378,8

6746,5

119,48

Сумма издержек ,

тыс. руб.

6674,43

7527,36

852,93

112,7

Уровень издержек обращения, % к объему выпуска продукции

19,2

18,1

-1,1

94,7

Сумма переменных издержек обращения, тыс. руб.

5720,25

6380,87

660,62

111,5

Сумма постоянных издержек

предприятия, тыс. руб.

954,18

1146,49

192,31

120,1

Сумма издержек, скорректированная  по прошлому году

-

7788,73

-

-

 

Продолжение таблицы 9

Наименование показателя

2008

2009

Абсолютная экономия

Темп роста, %

Скорректированный уровень

издержек предприятия по прошлому году, % к объему выпуска продукции

 

-

 

18,8

 

-

 

-

Относительная экономия издержек:

       

по сумме, тыс. руб.

-

-261,37

-

-

по уровню, % к объему выпуска продукции

-

-0,7

-

-

Влияние изменения объема выпуска продукции:

       

по сумме

-

1114,3

-

-

по уровню

-

-0,4

-

-


 

Таким образом, для увеличения объема продаж предприятие  закономерно могло увеличить  сумму издержек на 1114,3 тысяч рублей. Но фактически предприятие увеличило издержки предприятия в общем объеме на 852,93 тысяч рублей. В результате достигнуто снижение уровня затрат в отношении к объему выпуска продукции на 0,7% и получена экономия издержек в сумме 261,37 тысяч рублей относительно роста объема выпуска продукции.

         Скорректированное значение издержек равно 7788,73 тысяч рублей оно показывает, какова величина издержек будет закономерной при данном изменении объема выпуска продукции на 6746,5 тысяч рублей. Поэтому превышение скорректированной суммы издержек над фактической означает относительную экономию на сумму 6746,5 тысяч рублей.

В случае инфляции отчетные величины объема продаж и издержек предприятия приводят к базисным ценам указанным ранее способом, т. е. находят приведенные значения. Затем вместо отчетных абсолютных величин объема выпуска продукции и издержек предприятия подставляют соответствующие приведенные значения. В остальном методика расчета не меняется.

Далее рассмотрим пример расчета относительной экономии и влияния объему выпуска продукции на издержки при изменении цен на товар (таблица 10).

 

Таблица 10 - Расчет относительной экономии и влияния объема выпуска продукции на издержки предприятия при изменении цены на товар

 

Показатель

2008

2009

Абсолютное изменение

Индекс цен

Приведенное значение

Темп роста без влияния  цены, %

Издержки, скорректированные  по прошлому году

Относительная экономия

Влияние объема выпуска продукции

Объем выпуска продукции, тыс. руб.

34632,3

41378,8

6746,5

1,1

37526,18

10,83

-

-

-

Издержки предприятия, тыс. руб.

6674,43

7527,36

852,93

2,2

-

-

8182,5

-655,14

1508,07

В том числе:

                 

переменные

5720,25

 

6380,87

660,62

-

-

-

6195,0

185,87

474,75

постоянные

954,18

1146,49

192,31

-

-

-

-

-

-

Уровень издержек, % к объему выпуска продукции

19,2

18,1

-1,1

-

-

-

23,6

-5,5

4,4


 

 

Таким образом, влияние объема выпуска продукции на издержки предприятия составило 1508,07 тысяч рублей, на переменные 474,75 тысяч рублей. Относительная экономия издержек предприятия равна 655,14 тысяч рублей. Уровень издержек к объему выпуска продукции уменьшился на 5,5%.

Для более  глубокого изучения причин изменения  общей суммы затрат анализируют  отчетные калькуляции по отдельным  видам продукции, сравнивают фактический  уровень затрат на единицу продукции  с плановым и по статьям затрат. Произведем факторный анализ себестоимости продукции.

 

Таблица 10– Расчет влияния факторов первого уровня на изменение себестоимости отдельных видов продукции

 

Вид продукции

Объем производства продукции, штук

Постоянные затраты на весь выпуск продукции, рублей

Переменные затраты на единицу продукции, рублей

2008

2009

2008

2009

2008

2009

Ватрушка с творогом

167205

189476

32441,54

52427,89

2,60

2,30

Пирожок с корицей

133480

156998

25762,40

70552,38

1,36

1,25

Жареный пирожок

504100

578121

98278,77

74170,11

2,05

1,87

Хлеб белый

296425

389567

289111,32

397918,47

6,02

4,14

Булочка «Русская»

142000

178890

28624,88

34651,41

1,12

0,92

Пирожок слоеный

186730

197890

36258,19

61100,78

1,11

1,04

Хлеб «Подовый»

454400

589201

443685,70

545312,06

4,6

4,54

Итого

1884340

2280143

954162,80

1236133,34

18,86

16,06

Информация о работе Планирование издержек производства ЗАО «Кедровое» и пути их оптимизации