Особенности воспитания детей в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.

Файлы: 31 файл

Вопросы к экзамену Теория обучения и воспитания.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание в Японии.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание, самовоспитание, перевоспитание.doc

— 96.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гражданское воспитание.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гуманистическое воспитание.doc

— 132.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

История возникновения воспитания.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классный руководитель в воспитат.системе школы.doc

— 93.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Коллектив как объект и субъект воспитания.doc

— 96.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Нравственные основы воспитания.doc

— 52.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общие методы воспитания.doc

— 119.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основы теории и технологии семейного воспитания.doc

— 134.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Потенциал социализации студентов в высшей школе.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Семейное воспитание.doc

— 107.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Трудовое воспитание.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Физическое воспитание.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Формирование эстетической культуры личности.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Функции обучения.doc

— 189.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Цели и задачи воспитания.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое воспитание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Болонский процесс.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дидактика (по Бабанскому).doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классно-урочная система обучения.ppt

— 717.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общая презентация 03323гр. Методы обучения.pptx

— 6.18 Мб (Скачать файл)

                                              

 

                                                      

 

Методы  обучения и их классификация

Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности

 

    • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
    • репродуктивный (границы мастерства и творчества);
    • проблемное изложение знаний;
    • частично-поисковый (эвристический);
    • исследовательский.

 

 

Классификация методов обучения по  типу познавательной деятельности

• знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

 

• учитель организует различными способами

восприятие этих знаний;

 

• учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и 

осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

 

Информационно-рецептивный  метод

При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения  может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая  деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний. 

 

 • знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 
• учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; 
• учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерий усвоения - правильное воспроизведение (репродукция)знаний; 
• необходимая прочность усвоения обеспечивается

 путем многократного  повторения знаний.

Преимущество данного метода - экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний,

умений за минимально короткое время  и с небольшими

затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного  повторения, может быть значительной. Но репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами

 

 

Репродуктивный метод обучения

Метод проблемного  изложения

 

На определенном этапе обучения учащиеся еще не в  силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая  ее решение от начала до конца. Учащиеся при таком методе обучения не участники, а лишь наблюдатели хода 
размышлений, но они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

 

 

Учащиеся при  таком методе обучения не участники, а лишь наблюдатели хода 
размышлений, но они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

• знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

  
• учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

  
• учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т, д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.  

 

 

Частично-поисковый (эвристический) метод обучения

Название метода - частично-поисковый  потому, что учащиеся не всегда могут  самостоятельно решить сложную учебную  проблему от начала и до конца. Поэтому  учебная деятельность развивается  по схеме: учитель - учащиеся -учитель - учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы  или разрешая проблемные задания. Модификация  данного метода - эвристическая (открывающая) беседа. 

Исследовательский метод обучения.

 

• учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается  отрезок учебного времени; 
• знания учащимся не сообщаются, учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; 
• деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; 
• учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, подученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Преимущество исследовательского метода обучения в том, что он предусматривает  творческое усвоение знаний. Его недостатки - значительные затраты времени и  энергии учителей и учащихся

Методы  устного изложения

     Методы устного изложения

    • Рассказ (как метод) – это повествовательная форма раскрытия нового материла. Рассказ – один из важнейших методов изложения систематического материала.
    • Объяснение – словесное истолкование отдельных понятий, принципов действия приборов, наглядных пособий, а также слов и терминов. Иногда этот метод может использоваться на уроках закрепления, особенно тогда, когда учитель видит, что ученикам что-либо оказалось непонятным.
    • Школьная лекция, в отличие от объяснения и рассказа, характеризуется большей строгостью изложения. Лекции читаются лишь по крупным и принципиально важным вопросам и темам учебной программы. Их цель – обобщение таких сведений и данных, которые не могут быть в обработанном виде получены учащимися из других источников.
    • Беседа представляет собой не сообщающий, а  вопросно-ответный  способ учебной работы по осмыслению  нового  материала.  Главный  смысл  беседы  - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу  материала  и законов и т.д

 

 

Метод  иллюстрации  и  демонстрации  учебных  пособий- Сущность этого метода состоит в том, что в процессе  учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е.  наглядное пояснение,  или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление  изучаемого  материала,  а с другой  - выступать в качестве источника новых знаний.

Практические  методы обучения

Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.

Практические методы обучения невозможно использовать без  других, в частности наглядных  и словесных, методов обучения.

 

Практические  методы обучения бывают следующими:

 

    •  метод упражнений,
    • метод лабораторных работ,
    • метод практических работ,
    • метод игры.

 

 

Практические методы обучения

1.  Упражнения

 

Под упражнением  понимается организованное планомерное  и повторяющееся выполнение действий, целью которых является овладение  этими действиями либо повышение  их качества.

Упражнения бывают:

    • Специальные – это многократно повторяемые упражнения, действие которых направлено на формирование трудовых и учебных умений, навыков.
    • Производные – это ввод в специальные прежние упражнения. Они способствуют повторению, и таким образом, закреплению ранее организованных навыков. Если не использовать производные повторения, то навык, как правило, теряется.
    • Комментированные – это упражнения, служащие для активизации учебного процесса, а также осознанного выполнения заданий. Иными словами, учащиеся и учитель комментируют производимые действия, в итоге последние лучше осознаются и запоминаются.

 

 

    • Устные упражнения чаще всего используются в процессе обучения, а главное их назначение, это овладением культурой и техникой чтения, рассказа, логического изложения заданий и т.д.

 

    • Письменные упражнения также являются важным компонентом обучения. Это грамматические, стилистические и орфографические диктанты, конспекты, сочинения, описания опытов и т.д. Они помогает формироваться и развиваться необходимым умениям и навыкам. Эффективность упражнения определяется такими требованиями, как правильное выполнения всех действий, осознанное желание учащего повысить качество деятельности, контролирование и сознательный учет условий, в которых должно выполняться действие, учет достигнутых результатов, распределение повторений упражнений по времени.

 

    • К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

 

2. Лабораторный  метод

В его  основе лежит самостоятельное проведение исследований и экспериментов учащимися. Чаще всего он применяется при изучении таких предметов, как химия, биология, физика. Лабораторный метод может проводиться как индивидуально, так и в группах. Наиболее эффективным считается проблемный лабораторный метод, так как во время его проведения выдвигается гипотеза, намечается ее путь, а также подбираются необходимые приборы и материалы непосредственно самими учащимися.

3. Практический метод

Такие практические методы обучения, как лабораторный и практический, очень похожи, но практический отличается от лабораторного тем, что учащиеся применяют на практике те знания, которыми они уже владеют. На первый план выдвигается  умение использовать на практике теоретические  знания. Практический метод способствует углублению знаний и умений, улучшает качество решения задач коррекции  и контроля, стимулирует познавательную деятельность.

В практическом методе выделяют следующие  этапы: сначала учитель  знакомит учащихся с теорией, затем идет инструктаж, проба (пример, как делать), выполнение работы, а потом контроль.

 

4. Познавательные  игры

 

Здесь имеются ввиду созданные  ситуации, которые полностью моделируют реальность. Главная задача учащихся, найти из такой ситуации выход. Познавательные игры способствуют стимулированию познавательного процесса. В последнее время особенно популярны симуляционные игры, когда ученики должны воспроизвести определенные качества. Чаще всего используются и такие виды игрового метода, как генерация и инсценизация идей. Под генерацией понимается  что-то вроде «мозговой атаки», во время которой учащиеся делятся (генерируют) своими идеями по решению рассматриваемой проблемы. Метод инсценизации  может иметь различные формы. Например, он может выступить в роли диалога, заранее подготовленного театрализованного представления и т.д.  Следует отметить, что познавательные игры – это в некой степени нетрадиционные методы обучения, которые все чаще внедряются в образовательный процесс.

 

Методы  программированного обучения

Методы  стимулирования учебной деятельности

 Методы  стимулирования         учебной деятельности

 

   

 

Поощрение

 

Наказание

 

Учебная отметка

Виды поощрений :

одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

Правила:

1. Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные..

2. Не следует при классе хвалить ученика за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение.

3. Настойчиво хвалить "козлов отпущения" – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на учебные или иные успехи не столь популярных одноклассников.

4. Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям "любимчиков", и у учителей действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.

 

 

 

Виды поощрений  и правила их использования

1. Наказание должно быть справедливым

2. Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень и неуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь.

3. Особую категорию составляют случаи конфронтации учащихся с педагогами.

 

 

Виды наказаний  и обоснованность их применения

 

Виды: 

Наказание проявляется  в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного  дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке.

4. Нельзя строить наказание на критике физических недостатков или каких-либо личностных особенностей ученика, выставляющих его в невыгодном свете, например неуклюжей походки, дефектов речи и т. п. К сожалению, педагоги иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности ребенка. Недопустима дискредитация в глазах ребенка его родителей.

 

5. Наказывая ученика, педагог должен каким-то образом показать, что его личное отношение к ребенку не меняется и что, в принципе, ребенок имеет возможность восстановить свою добрую репутацию.

презентация по ФГОС ВПО.ppt

— 540.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Презентация Процесс обучения как целостная система>.pptx

— 255.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Принципы обучения.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Процесс обучения, его функции.doc

— 242.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Работа с книгой.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Самостоятельная работа студентов.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Теория обучения.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Термины, определения. Теория обучения.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности воспитания детей в Японии