Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
Методы обучения и их классификация
Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности
Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности
• знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
• учитель организует различными способами
восприятие этих знаний;
• учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и
осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.
Информационно-рецептивный метод
При рецепции используются
все источники информации (слово,
наглядность и т. д.), логика изложения
может развиваться как
• знания учащимся предлагаются
в «готовом» виде;
• учитель не только сообщает знания,
но и объясняет их;
• учащиеся сознательно усваивают знания,
понимают их и запоминают. Критерий усвоения
- правильное воспроизведение (репродукция)знаний;
• необходимая прочность усвоения обеспечивается
путем многократного повторения знаний.
Преимущество данного метода - экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний,
умений за минимально короткое время и с небольшими
затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной. Но репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами
Репродуктивный метод обучения
Метод проблемного изложения
На определенном
этапе обучения учащиеся еще не в
силах самостоятельно решать проблемные
задачи, а потому учитель показывает
путь исследования проблемы, излагая
ее решение от начала до конца. Учащиеся
при таком методе обучения не участники,
а лишь наблюдатели хода
размышлений, но они получают хороший
урок разрешения познавательных затруднений.
Учащиеся при
таком методе обучения не участники,
а лишь наблюдатели хода
размышлений, но они получают хороший
урок разрешения познавательных затруднений.
• знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
• учитель организует не сообщение или
изложение знаний, а поиск новых знаний
с помощью разнообразных средств;
• учащиеся под руководством учителя
самостоятельно рассуждают, решают возникающие
познавательные задачи, создают и разрешают
проблемные ситуации, анализируют, сравнивают,
обобщают, делают выводы и т, д., в результате
чего у них формируются осознанные прочные
знания.
Частично-поисковый (эвристический) метод обучения
Название метода - частично-поисковый
потому, что учащиеся не всегда могут
самостоятельно решить сложную учебную
проблему от начала и до конца. Поэтому
учебная деятельность развивается
по схеме: учитель - учащиеся -учитель -
учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает
учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно,
отвечая на поставленные вопросы
или разрешая проблемные задания. Модификация
данного метода - эвристическая (открывающая)
беседа.
Исследовательский метод обучения.
• учитель вместе
с учащимися формулирует
• знания учащимся не сообщаются, учащиеся
самостоятельно добывают их в процессе
разрешения (исследования) проблемы, сравнения
различных вариантов получаемых ответов;
• деятельность учителя сводится к оперативному
управлению процессом решения проблемных
задач;
• учебный процесс характеризуется высокой
интенсивностью, учение сопровождается
повышенным интересом, подученные знания
отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Преимущество
Методы устного изложения
Методы устного изложения
Метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий- Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой - выступать в качестве источника новых знаний.
Практические методы обучения
Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.
Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.
Практические методы обучения бывают следующими:
Практические методы обучения
1. Упражнения
Под упражнением понимается организованное планомерное и повторяющееся выполнение действий, целью которых является овладение этими действиями либо повышение их качества.
Упражнения бывают:
2. Лабораторный метод
В его основе лежит самостоятельное проведение исследований и экспериментов учащимися. Чаще всего он применяется при изучении таких предметов, как химия, биология, физика. Лабораторный метод может проводиться как индивидуально, так и в группах. Наиболее эффективным считается проблемный лабораторный метод, так как во время его проведения выдвигается гипотеза, намечается ее путь, а также подбираются необходимые приборы и материалы непосредственно самими учащимися.
3. Практический метод
Такие практические методы обучения, как лабораторный и практический, очень похожи, но практический отличается от лабораторного тем, что учащиеся применяют на практике те знания, которыми они уже владеют. На первый план выдвигается умение использовать на практике теоретические знания. Практический метод способствует углублению знаний и умений, улучшает качество решения задач коррекции и контроля, стимулирует познавательную деятельность.
В практическом методе выделяют следующие этапы: сначала учитель знакомит учащихся с теорией, затем идет инструктаж, проба (пример, как делать), выполнение работы, а потом контроль.
4. Познавательные игры
Здесь имеются ввиду созданные ситуации, которые полностью моделируют реальность. Главная задача учащихся, найти из такой ситуации выход. Познавательные игры способствуют стимулированию познавательного процесса. В последнее время особенно популярны симуляционные игры, когда ученики должны воспроизвести определенные качества. Чаще всего используются и такие виды игрового метода, как генерация и инсценизация идей. Под генерацией понимается что-то вроде «мозговой атаки», во время которой учащиеся делятся (генерируют) своими идеями по решению рассматриваемой проблемы. Метод инсценизации может иметь различные формы. Например, он может выступить в роли диалога, заранее подготовленного театрализованного представления и т.д. Следует отметить, что познавательные игры – это в некой степени нетрадиционные методы обучения, которые все чаще внедряются в образовательный процесс.
Методы программированного обучения
Методы стимулирования учебной деятельности
Методы стимулирования учебной деятельности
Поощрение
Наказание
Учебная отметка
Виды поощрений :
одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Правила:
1. Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы: способности или внешние данные..
2. Не следует при классе хвалить ученика за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение.
3. Настойчиво хвалить "козлов отпущения" – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на учебные или иные успехи не столь популярных одноклассников.
4. Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям "любимчиков", и у учителей действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента.
Виды поощрений и правила их использования
1. Наказание должно быть справедливым
2. Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень и неуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь.
3. Особую категорию составляют случаи конфронтации учащихся с педагогами.
Виды наказаний и обоснованность их применения
Виды:
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке.
4. Нельзя строить наказание на критике физических недостатков или каких-либо личностных особенностей ученика, выставляющих его в невыгодном свете, например неуклюжей походки, дефектов речи и т. п. К сожалению, педагоги иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности ребенка. Недопустима дискредитация в глазах ребенка его родителей.
5. Наказывая ученика, педагог должен каким-то образом показать, что его личное отношение к ребенку не меняется и что, в принципе, ребенок имеет возможность восстановить свою добрую репутацию.