Особенности воспитания детей в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.

Файлы: 31 файл

Вопросы к экзамену Теория обучения и воспитания.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание в Японии.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание, самовоспитание, перевоспитание.doc

— 96.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гражданское воспитание.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гуманистическое воспитание.doc

— 132.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

История возникновения воспитания.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классный руководитель в воспитат.системе школы.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Классный руководитель в воспитательной системе школы

 

Основным структурным элементом  воспитательной системы школы является класс.

Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные

отношения между учащимися. Представительские  функции в органах самоуправления

школы реализуются также чаще всего  от имени класса. В классах осуществляется

забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей  и 

сплочения коллективов, формируется  соответствующая эмоциональная  атмосфера. -

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором  воспитательных

воздействий на ученика  является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.

 

Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

 

Институт классного руководства  сложился очень давно, практически  вместе с 

возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались

классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись

Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой 

школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

 

Классный наставник, воспитатель  обязан был вникать во все жизненные события

вверенного ему коллектива, следить  за взаимоотношениями в нем, формировать 

доброжелательные отношения между  детьми. Педагог должен был быть примером во

всем, даже его внешний вид был  образцом для подражания.

 

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного

руководителя рассматривались  как дополнительные к основной преподавательской

работе.

 

В настоящее время возродились  типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней общеобразовательной  школы. Соответственно изменился институт классного  руководства.

Сейчас имеется несколько  типов классного руководства:

• учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного  руководителя;

• классный руководитель, выполняющий  только воспитательные функции 

(освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);

• в некоторых учебных заведениях введена должность классного  наставника (вариант 

должности освобожденного классного  руководителя), а также классного  куратора

(лат. попечитель; лицо, которому  поручено наблюдение за какой-то  работой) или

тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять  на

себя ряд организаторских функций  педагога. Они могут иметь минимальную  учебную 

нагрузку.

 

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи,

содержание и формы его работы. Так, для классного воспитателя становится

возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление 

индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные

формы работы с учащимися и их семьями.

 

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут 

быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями  детей 

и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

 

Вариативна позиция классного  руководителя в детском коллективе. Она определяется

прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный

руководитель как учитель является организатором и руководителем  деятельности

детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища,

рядового участника.

 

Роль педагога изменяется в зависимости  от возраста, опыта коллективной,

самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы

до консультанта и советчика.

 

Существенно отличается деятельность классного руководителя в сельской школе.

Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений  в семьях

обеспечивает возможность индивидуального  подхода к каждому ребенку  и его семье.

Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть

направлена на повышение культурного  уровня детей, подготовку их к жизни  в 

условиях рыночных отношений, на преодоление  дефицита общения сельских

школьников, воспитание хозяина своей  земли.

 

В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, в

которых обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких  школах

целесообразно создание разновозрастных  объединений (8-15 человек) и замена в  них 

классных руководителей воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный

руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит

классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а 

творческая работа, интересная как  для младших, так и для старших, проведение

общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством

старших учеников. В зависимости  от характера и сложности проводимых дел классные

руководители могут участвовать  в работе как консультанты разновозрастных

коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные

члены коллектива. Организация разновозрастных  объединений представляет большие 

возможности для развития самоуправления.

 

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность

классного руководителя тоже основывается на этом документе.

 

Функции классного руководителя.

Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует  свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

 

Содержание деятельности классного  руководителя определяется его функциями как

руководителя педагогического  процесса в определенной группе учащихся.

 

 

 Целесообразно выделить три уровня функций:

1)К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции,

отнесенные им к группе целевых.

Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся,

ориентированы на помощь ребенку как  в решении его актуальных личностных проблем,

так и в подготовке к самостоятельной  жизни. Среди них необходимо выделить три,

определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание

учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий  окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

 

Под социальной защитой  понимается целенаправленная, сознательно  регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер,

обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и 

духовно-нравственного  развития детей, предотвращение ущемления  их прав и 

человеческого достоинства.

 

    Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.

 

Социальная защита как функция  классного руководителя - это, в первую очередь,

комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное

развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию  к существующим

социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая  острые

сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный

прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним  могут 

возникнуть.

 

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного 

руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность,

направленная на защиту детей, оказавшихся  в особо трудном положении. Таковыми

являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и  т.п.,

которые больше других нуждаются в  экстренной социальной защите. В широком смысле

слова, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети,

независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий 

жизнедеятельности. Разумеется, при  этом остается неоспоримым принцип 

дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен

быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или 

семей из групп риска.

 

Для достижения целей воспитания и  социальной защиты учащихся классный

руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием

отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его 

сплочение, активизация, развитие самоуправления).

Эти задачи определяют второй уровень его функций –

2)социально-психологических, к которым относится прежде всего организаторская.

 

Главное назначение организаторской  функции - поддержка положительной детской

инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы  и 

самих школьников.

 

Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько

оказывает им помощь в самоорганизации  разнообразной деятельности:

познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося 

частью досуга.

 

Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая

не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом  целей. Одной 

из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

 

3)Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это

- управленческие функции, к которым относятся:

А)диагностическая,

Б)целеполагания,

В)планирования,

Г)контроля и коррекции. 

 

А)Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного

педагогического процесса.

 

Б)Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного

Коллектив как объект и субъект воспитания.doc

— 96.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Нравственные основы воспитания.doc

— 52.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общие методы воспитания.doc

— 119.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основы теории и технологии семейного воспитания.doc

— 134.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Потенциал социализации студентов в высшей школе.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Семейное воспитание.doc

— 107.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Трудовое воспитание.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Физическое воспитание.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Формирование эстетической культуры личности.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Функции обучения.doc

— 189.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Цели и задачи воспитания.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое воспитание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Болонский процесс.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дидактика (по Бабанскому).doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классно-урочная система обучения.ppt

— 717.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общая презентация 03323гр. Методы обучения.pptx

— 6.18 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

презентация по ФГОС ВПО.ppt

— 540.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Презентация Процесс обучения как целостная система>.pptx

— 255.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Принципы обучения.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Процесс обучения, его функции.doc

— 242.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Работа с книгой.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Самостоятельная работа студентов.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Теория обучения.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Термины, определения. Теория обучения.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности воспитания детей в Японии