Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
«Процесс обучения как целостная система»
Для того , чтобы
человеческое общество развивалось, оно
должно передавать свой социальный опыт
новым поколениям . Передача опыта
может происходить по-разному . В
средние века – через зазубривание
, со временем через повторение или
заучивание.
Современная жизнь выдвинула целый комплекс
требований к человеку , определяющих
спектр задач и несколько основополагающих
направлений их реализации .
Наиболее существенные
из них :
- задачи умственного
развития , предполагают
усвоение детьми общих для всех знаний
, умений и навыков , обеспечивающих одновременно
умственное развитие и формирующих у них
способность активного самостоятельного
мышления и творчества в общественной
и производственной деятельности;
- задачи эмоционального
развития ,включающего
в себя формирование у детей идейно
– эмоционального , эстетического отношения
к искусству и действительности;
- задачи нравственного
развития ,
ориентированного на усвоение воспитанниками
простых норм общечеловеческой морали
, привычек нравственного поведения , на
развитие в ребенке нравственной воли
, свободы нравственного выбора и ответственного
поведения в жизненных отношениях ;
- Задачи физического
развития ,направленного на укрепление
и развитие физических сил
детей , являющихся материальной
основой их жизненности и
- задачи индивидуально – личностного
развития ,требующего выявления и развития
природных дарований в каждом ребенке
с помощью дифференциации и индивидуализации
процессов обучения и восприятия ;
-задачи культурологического воспитания
,основывающегося на высших ценностях
мировой художественной культуры, противостоящего
разрушительному развитию массовой анти
и псевдо культуры.
Активное осуществление этих
тактических целей позволит реально и
эффективно решить стратегические задачи
, осуществить всестороннее развитие личности
– генеральную цель целостного педагогического
процесса.
Педагогический процесс
Педагогическим процессом
называется развивающееся
взаимодействие воспитателей и воспитуемых
, направленное на достижение заданной
цели и приводящее к заранее намеченному
изменению состояния , преобразованию
свойств и качеств воспитуемых.
Педагогический процесс – это процесс ,
в котором социальный опыт трансформируется
в качества формируемого человека (личности).
Данный процесс представляет собой новое
качественное образование . Целостность
,общность и единство, - главные характеристики
педагогического процесса.
Принцип целостности
– основа педагогического процесса.
Целостность – как внутреннее
единство объекта , его относительная
автономность . Независимость от окружающей
среды .Это объективное свойство объектов
,процессов .Она способна возникнуть на
одном этапе развития и исчезнуть на другом.
Целостность педагогических объектов
, из которых наиболее значимым и комплексным
является учебный процесс , целенаправленно
конструируется.
В одном
аспекте целостность
является как закономерное свойство учебного
процесса ,тк существует школа , сам процесс
обучения.
В другом аспекте , а именно в реальной
педагогической практике , целостность
процесса обучения специально и целенаправленно
формируется , конструируется . Выступает
уже единство образовательной ,развивающей
и воспитательной функции.
Принцип целостности
обучения отражает единство. Оно реализуется
на практике комплексом задач урока ,содержанием
обучения .
Целостность обучения
как комплексность задач и
средств их реализации находит выражение
в определении правильного
Целостность является закономерным свойством
учебного процесса. Она существует , поскольку
существует в обществе школа , процесс
обучения.
Знания и умения ведут к главной цели –
формированию личности .
Структура целостного педагогического
процесса
Педагогический процесс считают
системой наук и выделяют следующие основные
части:
- общие основы
- теория воспитания
- дидактика – теория обучения
- школоведение
Каждая из них решает свои задачи ,результат
которых часто накладывается друг на друга.
Структура – это расположение элементов в системе.
Ее составляют выделенные по определенному
критерию элементы , или компоненты системы
,а также связи между ними.
Связи в педагогической системе не похожи
на связи в других динамических системах.
Результат процесса находится в прямой
зависимости от взаимодействия педагога
,применяемой технологии и ученика.
Взаимная активность
педагога и воспитуемого в педагогическом
процессе отражается термином «педагогическое
взаимодействие».
Включает в себя в единстве педагогическое
влияние , его активное восприятие, усвоение
объектом , собственную активность воспитуемого,
проявляющуюся в воздействии на самого
себя (самовоспитание).
В ходе педагогического
взаимодействия проявляются разнообразные
связи между субъектами и объектами
воспитания.
Информационные связи- проявляются в обмене
информацией между воспитателями и воспитуемыми
,организационно - деятельностные связи.
Связи управления
и самоуправления – управления опираются на информационные,
организационно- деятельностные
и др. виды связей.
Причинно- следственные
связи- выявление
особо важных причин недостатков и успехов
в педагогическом процессе.
Развитие
человека требует организации двух
взаимосвязанных процессов –
обучения и воспитания.
Эти два процесса имеют различные задачи
,пересекаясь друг с другом или совпадая
во времени ,принципиально отличаются
друг от друга методами и формами организации.
Воспитание относительно самостоятельный
процесс ,имеющий ряд особенностей :
1.воспитание – процесс
целенаправленный . Он становится эффективным
, когда педагог выделяет цель воспитания
, к которой стремится . Эффективна тогда
, когда эта цель понятна и известна воспитаннику
и он согласен ее принять.
2.воспитание – процесс
многофакторный . Личность подвергается
воздействию разнофакторных влияний и
накапливает положительный и отрицательный
опыт , требующий корректировки.
3.В процессе воспитания
играет роль личность педагога: его мышление
, характер , личностные качества.
4.Особенностью выступает
его непрерывность .
5.воспитательный
процесс характеризуется отдаленностью
результатов от момента воспитательного
воздействия.
Обучение , как целостная
система содержит в себе множество
элементов : цель ,учебную информацию
,средства педагогической коммуникации
педагога и учащихся ,формы их деятельности
и способы осуществления
Системообразующим понятием процесса
обучения , как системы , выступают
цель обучения ,деятельность учителя
,деятельность учащихся и результат.
Переменным составляющим выступают средства
управления. Они включают : содержание
учебного материала .методы обучения ,
материальные средства обучения (учебные
пособия ) организационные формы обучения
как процесса и учебной деятельности учащихся.
Процесс обучения носит
цикличный характер . В развитии
всех педагогических процессов можно
обнаружить одни и те же этапы.
Этапы - последовательности развития процесса
. Главными можно назвать подготовительный
, основной и заключительный .
На этапе подготовки – создаются условия
для его протекания в заданном направлении
и с заданной скоростью . Важные задачи
:обоснование и постановка цели ,диагностика
условий ,прогнозирование ,проектирование
. Сущность: трансформировать общую педагогическую
цель , в конкретные задачи .
Далее – прогнозирование хода и результатов
педагогического процесса . Сущность :
до начала процесса оценить его возможную
результативность в имеющихся условиях
.
Завершающий – скорректирован на
основе результатов диагностики и прогнозирования
проектом организации процесса , который
после доработок превращается в план .
Планы имеют определенный срок действия .
План – итоговый документ , в котором
точно определено ,кому , когда и что нужно
сделать .
Этап осуществления педагогического процесса
– основной этап.
Включает важные элементы .
- постановка и разъяснение
целей и задач предстоящей деятельности
.
- взаимодействие педагогов и учеников.
-использование намеченных методов
- создание благоприятных условий.
- осуществление мер стимулирования деятельности
школьников.
Важную роль играю обратные
связи – основа качественного
управления процессом , ее развитию и укреплению
педагог обязан придавать приоритетное
значение .
Системность
и комплексность процесса обучения.
Понятие целостности
процесса обучения неразрывно связано
с понятием системности и комплексности
.
Обучение содержит в себе взаимосвязанные
элементы : цель ,учебную информацию ,средства
педагогической коммуникации педагога
и учащихся.
: Процесс обучения
рассматривается в дидактике как деятельность
,в ней просматриваются
- анализ исходной ситуации определение
и постановка цели обучения и принятия
ее учащимися
- планирование работы , отбор содержания
и средств достижения цели .
- исполнение обучающих и учебных операций
,организация учебной работы учителя и
учеников.
- организация обратной связи ,контроль
и корректирование работы по усвоению
содержания материала и самоконтроль.
-анализ и самоанализ ,оценка результатов
обучения.
-подготовка и работа учащихся вне школы.
-
Принципы
В основе лежат познанные законы и закономерности
.Они служат теоретической основой
для выработки , постулирования принципов
обучения и правил практической педагогической
деятельности .
На разработку принципов влияют не только
педагогические , но и социальные . Философские
,логические ,психологические закономерности
.
(сами принципы описаны в курсовой )
Цикличность
процесса обучения.
Все трудовые процессы , например
производственные .эксплуатационные
,технологические подразделяются на циклы.
Так же и учебный процесс должен иметь
свои циклы.
Цикл – совокупность определенных актов
учебного процесса ,итог последовательных
микрорезультатов учения.
- Цель – заранее осознанный и планируемый
результат.
- Средства
- Результат
Виды и стили
обучения.
В историческом наследии первым
видом систематического обучения считают
метод постановки наводящих вопросов
в процессе поиска истины. Он связан с
именем древнегреческого философа Сократа.
Поэтому такой метод обучения называют сократовским.
Догматическое обучение. Сложившийся в средневековье вид
церковно-религиозного обучения через
слушание, чтение, механическое запоминание
и дословное воспроизведение текста.
Развивающее обучение. Его главная цель
состоит в том, чтобы подготовить учащихся
к самостоятельному освоению знаний,
поиску истины, а также к независимости
в повседневной жизни (способности «жить
своим умом»). Также развивающее обучение
предполагает, что учитель открыт к восприятию
и обсуждению различных точек зрения,
представляемых учениками в различных
формах (доклада, комментария, спора, доказательства,
диалога).
Объяснительно-иллюстративное
обучение. Основная
цель такого вида обучения — это передача-усвоение
знаний и применение их на практике. Иногда
его называют пассивно-созерцательным.
Учитель стремится изложить учебный материал
с применением наглядных и иллюстративных
материалов.
Проблемное обучение. В основе проблемного обучения лежит
идея известного отечественного психолога
С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания
человека через разрешение познавательных
проблем, содержащих в себе противоречия.
Поэтому проблемное обучение раскрывается
через постановку (учителем) и разрешение
(учеником) проблемного вопроса, задачи
и ситуации.
Данный вид обучения:
- стимулирует проявление активности,
инициативы, самостоятельности и творчества
у учащихся;
- развивает интуицию и дискурсивное (insight — проникновение в суть), кон-вергенционное
(«открытие») и дивергенционное («создание»)
мышление;
- учит искусству решения различных научных
и практических проблем, опыту творческого
решения теоретических и практических
задач.
Программированное обучение. В его основе лежит кибернетический
подход, согласно которому обучение рассматривается
как сложная динамическая система. Управление
данной системой осуществляется посредством
посылки команд со стороны учителя (компьютера
и других технических средств и аудио-,
видеотехники) ученику и получения обратной
связи. То есть информации о ходе обучения
учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).
Модульное обучение предполагает
такую организацию процесса, при которой
учитель и учащиеся работают с учебной
информацией, представленной в виде модулей.
Стили обучения определяются доминированием определенной
группы методов в общей системе методов
и приемов обучения. Они выступают как
способ отношения педагога к осуществляемой
педагогической деятельности и общению.
Репродуктивный стиль
обучения. Основная особенность
репродуктивного стиля состоит в том,
чтобы передать ученикам ряд очевидных
знаний. Педагог просто излагает содержание
материала и проверят уровень его освоения.
Творческий
стиль обучения. Его стержнем является стимулирование
учащихся к творчеству в познавательной
деятельности. А также поддержка педагогом
инициатив своих подопечных. При этом
учитель отбирает содержание учебного
материала согласно критериям проблемности.
В процессе изложения проблемы он стремится
выстроить отношения диалога с учениками.