Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом.
Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры
сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны,
активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их
возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие
коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более
активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные
возможности в жизни коллектива.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем
их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем
самостоятельнее ученик в коллективной
общественнополезной
его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И
наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие
его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и
развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство
связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения
выражает общественную, коллективную силу человека.
Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической
педагогике
Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых
школ-коммун. Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями.
Роль детского коллектива в развитии личности.
Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает
самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного
коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и
коллектива воспитанник
которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или
пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем
удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это
вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся
или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять
активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную
мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом,
коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в
позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном
итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как
гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная
справедливость и др.
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя
коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности.
Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление
утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе
благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные
личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение,
т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Воспитательный коллектив - это научно организованная система воспитывающей
детской жизни. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.
Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В
условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные
результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники
включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками.
Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных
коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на
предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей
коллективизма и творческого отношения к труду.
Коллективная
возможности для реализации физического и художественного потенциала личности.
Физкультурно-оздоровительная
организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен
духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности,
овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды
деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства
коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-
нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает
возможности практического освоения демократических форм организации
жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в
школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически
ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования
социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.
Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
Существенные признаки коллектива и его функции.
На основе анализа своего опыта А. С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Объединенные единством цели и деятельности члены коллектива вступают в
определенные отношения
безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед
коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью
более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого
видны основные характерные признаки коллектива:
Не менее значимы такие признаки коллектива, как
А.С.Макаренко, укрепляет коллектив, и др.
Важно иметь в виду, что признаки,
характерные для развитого
возникают не сразу и не автоматически. Только высокоразвитый коллектив успешно
выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой
социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным
воспитателем личности.
Выделяют три воспитательные функции коллектива:
организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей
общественно-полезной деятельностью;
воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Структура и основные типы детских коллективов.
Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органах. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 учащихся. Кроме того, общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.
При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться
к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть
постоянными, а другие временными.
По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы:
1.организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);
2.организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции,
клубы и т.п.);
3.организованные на основе игровой и других видов деятельности по
месту жительства.
По возрастному составу
Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов,
координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным
органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных
задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях
для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные
коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные
учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение
поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.
Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А. С. Макаренко считал
актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива
и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и
пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не
может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личностных качеств
воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий
правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива
лидеров с отрицательной общественной направленностью.
Этапы и уровни развития детского коллектива
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не
сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков,
которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и
проходит через ряд этапов.
Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром,
определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В
развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от
категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к