Особенности воспитания детей в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.

Файлы: 31 файл

Вопросы к экзамену Теория обучения и воспитания.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание в Японии.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание, самовоспитание, перевоспитание.doc

— 96.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гражданское воспитание.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гуманистическое воспитание.doc

— 132.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

История возникновения воспитания.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классный руководитель в воспитат.системе школы.doc

— 93.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Коллектив как объект и субъект воспитания.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

 

КОЛЛЕКТИВ КАК  ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

 

  Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности

 

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом.

Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры

сложившихся в нем деловых и  межличностных отношений. С другой стороны,

активность воспитанников, уровень  их физического и умственного  развития, их

возможности и способности обусловливают  воспитательную силу и воздействие 

коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более

активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные

возможности в жизни коллектива.

 

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано  с уровнем 

их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем

самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше

его статус в коллективе и тем  выше его влияние, оказываемое на коллектив. И 

наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие

его самостоятельности.

 

Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек  живет и 

развивается в системе отношений  с природой и окружающими его  людьми. Богатство 

связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения

выражает общественную, коллективную силу человека.

 

Формирование личности в коллективе - ведущая идея в  гуманистической

педагогике

 

      Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых

школ-коммун.   Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями.

       Роль детского коллектива в развитии личности.

 Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает

самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного

коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и 

коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы  взаимоотношений,

которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или

пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем 

удовлетворяющее его положение  и эффективно осуществлять свою деятельность. Это 

вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся

или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять

активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную 

мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом,

коллектив открывает возможности  накопления опыта коллективного  поведения в 

позициях подчинения, активного  противопоставления и руководства. В конечном

итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как 

гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная

справедливость и др.

 

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя

коллектив как арену для самовыражения  и самоутверждения себя как личности.

Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление

утвердиться в своих глазах и  глазах сверстников находит в  коллективе

благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные

личностные характеристики, как  самооценка, уровень притязаний и самоуважение,

т.е. принятие или неприятие себя как личности.

 

Воспитательный коллектив - это научно организованная система воспитывающей

детской жизни. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

 

Ничем не заменима роль коллектива в  организации трудовой деятельности детей. В

условиях коллектива она стимулирует  проявление взаимоответственности  за конечные

результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники

включаются в экономические  отношения и становятся их активными  участниками.

Школьники узнают об экономических  проблемах предприятий, арендных и  подрядных 

коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на

предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей 

коллективизма и творческого отношения  к труду.

 

Коллективная жизнедеятельность  школьников открывает практически  неограниченные

возможности для реализации физического и художественного потенциала личности.

Физкультурно-оздоровительная и  художественно-эстетическая деятельность,

организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен 

духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности,

овладение широким спектром специальных  знаний, умений и навыков. Эти виды

деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства 

коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-

нравственной атмосферы и ее сотворчества.

 

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает 

возможности практического освоения демократических форм организации

жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в

школьном самоуправлении и многообразной  общественной жизни. Педагогически 

ориентированный коллектив создает  благоприятные возможности для  формирования

социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

 

 

Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива

 

Существенные признаки коллектива и его функции.

На основе анализа своего опыта  А. С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

 

Объединенные единством цели и  деятельности члены коллектива вступают в 

определенные отношения ответственной  зависимости, руководства и подчинения при 

безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед

коллективом. Каждый коллектив имеет  свои органы управления и является частью

более общего коллектива, с которым  связан единством цели и организации. Из этого 

видны основные характерные признаки коллектива:

  1. наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;
  2. систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;
  3. соответствующая организация совместной деятельности;
  4. систематическая практическая связь детского коллектива с обществом.

 Не менее значимы такие  признаки коллектива, как 

  1. наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;
  2. атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;
  3. развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по

А.С.Макаренко, укрепляет  коллектив, и др.

 

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива,

возникают не сразу и не автоматически. Только высокоразвитый коллектив успешно

выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой

социальной жизнедеятельности  членов общества и в то же время  главным 

воспитателем личности.

 Выделяют три воспитательные  функции коллектива:

организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей

общественно-полезной деятельностью;

воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

 

Структура и основные типы детских коллективов.

 

Для практической работы в школе  большое значение имеет вопрос о  структуре коллектива и его органах. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 учащихся. Кроме того, общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

 

При организации коллективной жизнедеятельности  школьников необходимо стремиться

к сочетанию различных  форм первичных коллективов, одни из которых могут быть

постоянными, а другие временными.

 

По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы:

1.организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);

2.организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции,

клубы и т.п.);

3.организованные на основе игровой и других видов деятельности по

месту жительства.

 

По возрастному составу первичные  коллективы могут быть одновозрастными  и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы это позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой.

 

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в  нем органов,

координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным 

органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных

задач, как правило, формируется  актив и избирается староста. Во многих случаях

для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные

коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные

учащиеся, которым первичный коллектив  поручает планирование, распределение 

поручений, проверку исполнения и  другие управляющие функции.

 

Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А. С. Макаренко  считал

актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива

и состоящие в его органах. В  число активистов подбираются наиболее деятельные и

пользующиеся уважением своих  товарищей школьники. Естественно, что педагог не

может стоять в стороне, поэтому  изучение деловых и личностных качеств 

воспитанников и их положения в  коллективе является одним из существенных условий 

правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива

лидеров с отрицательной общественной направленностью.

 

Этапы и уровни развития детского коллектива

 

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется  не

сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков,

которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и 

проходит через ряд этапов.

 

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром,

определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В

развитии воспитательного  коллектива он считал закономерным переход  от

категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к 

Нравственные основы воспитания.doc

— 52.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общие методы воспитания.doc

— 119.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основы теории и технологии семейного воспитания.doc

— 134.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Потенциал социализации студентов в высшей школе.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Семейное воспитание.doc

— 107.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Трудовое воспитание.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Физическое воспитание.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Формирование эстетической культуры личности.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Функции обучения.doc

— 189.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Цели и задачи воспитания.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое воспитание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Болонский процесс.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дидактика (по Бабанскому).doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классно-урочная система обучения.ppt

— 717.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общая презентация 03323гр. Методы обучения.pptx

— 6.18 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

презентация по ФГОС ВПО.ppt

— 540.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Презентация Процесс обучения как целостная система>.pptx

— 255.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Принципы обучения.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Процесс обучения, его функции.doc

— 242.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Работа с книгой.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Самостоятельная работа студентов.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Теория обучения.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Термины, определения. Теория обучения.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности воспитания детей в Японии