Особенности воспитания детей в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.

Файлы: 31 файл

Вопросы к экзамену Теория обучения и воспитания.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание в Японии.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Воспитание, самовоспитание, перевоспитание.doc

— 96.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гражданское воспитание.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гуманистическое воспитание.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Цели и задачи гуманистического воспитания

 

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное  развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками  педагогического процесса. Для обозначения  таких отношений употребляется  термин "гуманное воспитание". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

 

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных  тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную  практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность,

коллективизм. Это и  было основным содержанием "социального  заказа", на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

 

Общепринятой целью  в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации.

 Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

 

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить  адекватные ей задачи:

• философско-мировоззренческая  ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

• оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы  и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого  потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;

• приобщение личности к  системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения  к ним;

• раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;

• развитие интеллектуально  нравственной свободы личности, способности  к 

адекватным самооценкам  и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;

• возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма  в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам  страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;

• формирование отношения  к труду как к социально  и личностно значимой

потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в  свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;

• развитие валеологических  установок и представлений о  здоровом образе жизни.

 

Решение названных задач  дает возможность заложить фундамент  гуманитарной культуры личности, которая  вызывает к жизни ее потребности  строить и совершенствовать мир, общество, себя.

 

 

Личность в  концепции гуманистического воспитания

 

Признавая личность и  развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая  педагогика в своих теоретических  построениях и технологических  разработках опирается на ее аксиологические характеристики.

 

В многообразных действиях  и деятельностях личности проявляются  ее специфические оценочные отношения  к предметному и социальному  миру, а также к самой себе.

Благодаря оценочным  отношениям личности происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их

изучение - своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.

 

Потребности обращены в  будущее, вследствие чего они программируют  образцы жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия, созидать новые формы жизни. Благодаря своей регуляторной функции, потребности представляют собой наиболее значимый критерий развития личности, особенно ее нравственного потенциала. Они во многом несут в себе программу этого развития.

Именно в этой связи  А. С. Макаренко писал, что "глубочайший  смысл воспитательной работы... заключается  в отборе и воспитании человеческих потребностей".

 

Переход от потребности  к формулированию цели не совершается  сам собой.

Потребность и цель соединяют  мотивы. Потребности первичны по отношению  к мотивам, которые формируются  только на основе возникших потребностей. Активность порождается не самими потребностями, а противоречиями между ними и  существующими условиями бытия субъекта. Именно эти противоречия стимулируют деятельность, заставляя бороться за сохранение или изменение условий. Категория "мотив", таким образом, дополняет и конкретизирует категорию "потребность", выражая отношение

субъекта к условиям его жизни и деятельности.

 

Самые сокровенные моменты  личностного Я скрыты в мотивах  поступков и поведения людей. Система ценностей в этой связи  может рассматриваться как выраженная в идеальной форме стратегия  поведения, а мотивы - как его тактика. Природа мотивов, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны - со стороны ее "самости". Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентаций, а также обусловливает определение жизненных перспектив.

 

Идеальным моментом всех действий личности является цель, которая, с одной стороны, детерминирована  потребностью (степень необходимости  и возможности ее удовлетворения в данных условиях), а с другой - средствами, служащими для ее реализации. Средства как бы вызывают цель и результат, поэтому их часто и определяют друг через друга.

 

В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что  необходимо, без чего нельзя существовать, так как эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, - это уровень действия интересов, а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают всю личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них не может быть подлинной самореализации личности. Однако личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение им. Свобода личности есть уход от власти низменных потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации.

 

Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением  целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой  предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.

 

Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между  социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и потребностям развивающейся личности. В них проявляется органичное единство ведущих интересов личности и общества, поскольку они концентрированно выражают социальные функции гуманистического мировоззрения.

 

Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу  развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании.

 

        Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен.

 

Проявляясь в действиях, поступках и поведении человека в целом, отношения осуществляют взаимосвязь личности и среды  и содержательно определяют сущность направленности личности, согласуя и связывая между собой основные феномены субъектности (установки, мотивы, потребности, оценки, эмоции, убеждения, ценностные ориентации и др.).

 

Однако в отношениях личности отражается не только ее субъектность, но и 

объективно заданные смыслы, так как в них представлены объективные цели.

Объективным моментом отношений  личности выступает ее социальное положение, представляющее собой совокупность связей, возникающих в системе  референтных межличностных отношений  и социально значимой деятельности.

В мотивационно-ценностном отношении личности объективное  и субъективное представлено в единстве, определяя ее избирательную направленность как на ценности деятельности, так  и на процессы самореализации.

Это единство состоит  в том, что значимое не оторвано от объективной действительности, не противоречит ей, а возникает на ее основе, отталкивается от реальных возможностей ее изменения, от имеющихся функциональных возможностей человека. Потребности, цели, выходящие за пределы объективных возможностей изменения действительности, выступают как неадекватные побуждения. Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность.

 

Закономерности  и принципы гуманистического воспитания

 

Воспитание как процесс  становления психических свойств  и функций обусловлен

взаимодействием растущего  человека со взрослыми и социальной средой.

 

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные

причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических

закономерностей. Из этого  следует, что педагогические закономерности есть

отражение прежде всего  объективных причинно-следственных связей в системе

реальных отношений  воспитанника с внешним миром. Однако эти отношения 

опосредованы взрослыми  людьми, семьей, коллективом, обществом. В то же время 

только анализ содержания развивающейся деятельности ребенка  может объяснить

ведущую роль воспитания, воздействующего на деятельность ребенка, на его 

отношения к действительности и поэтому определяющего развитие его психики и 

сознания.

 

Закономерности и метапринципы воспитания. Среди закономерностей  функционирования

и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить

главную - ориентацию на развитие личности. При этом чем  гармоничнее будет 

общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем 

История возникновения воспитания.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классный руководитель в воспитат.системе школы.doc

— 93.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Коллектив как объект и субъект воспитания.doc

— 96.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Нравственные основы воспитания.doc

— 52.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общие методы воспитания.doc

— 119.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основы теории и технологии семейного воспитания.doc

— 134.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Потенциал социализации студентов в высшей школе.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Семейное воспитание.doc

— 107.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Трудовое воспитание.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Физическое воспитание.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Формирование эстетической культуры личности.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Функции обучения.doc

— 189.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Цели и задачи воспитания.doc

— 74.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое воспитание.doc

— 24.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Болонский процесс.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Дидактика (по Бабанскому).doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Классно-урочная система обучения.ppt

— 717.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Общая презентация 03323гр. Методы обучения.pptx

— 6.18 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

презентация по ФГОС ВПО.ppt

— 540.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Презентация Процесс обучения как целостная система>.pptx

— 255.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Принципы обучения.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Процесс обучения, его функции.doc

— 242.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Работа с книгой.doc

— 30.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Самостоятельная работа студентов.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Теория обучения.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Термины, определения. Теория обучения.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности воспитания детей в Японии