Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 21:25, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние интегрированных занятий на развитие эстетических чувств у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством интегрированных занятий.
Гипотеза: Мы предполагаем, что в процессе интеграции различных видов искусства и художественной деятельности развиваются эстетические чувства у детей дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе интегрированных занятий
1.1. Вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов…………………………….7
1.2. Средства развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...17
1.3. Использование интегрированных занятий в процессе развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста……………….29
Выводы по 1 главе………………………………………………………….40
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством интегрированных занятий
2.1. Определение уровня развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...41
2.2. Внедрение интегрированных занятий в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения…………………………48
2.3. Результаты работы……………………………………………………..54
Выводы по 2 главе………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...59
Литература…………………………………………………………………62
Приложение………………………………………………………………..66
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ социально-педагогических технологий и ресурсов»
ФАКУЛЬТЕТ дошкольного воспитания
КАФЕДРА дошкольной и социальной педагогики
Абрамова Эльвира Фаритовна
Роль
интегрированных занятий в
Выпускная квалификационная работа
Специальность 050703.65
«Дошкольная педагогика и психология»
Рекомендуется к защите
Научный руководитель
доцент кафедры дошкольной и социальной педагогики
к.п.н.
«___» ______________ 20___г.
Допускается к защите
Заведующий кафедрой
дошкольной и социальной педагогики
к.п.н. Т. Ф. Бабынина
«___» ________________20__г.
Набережные Челны
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе интегрированных занятий
Выводы по 1 главе………………………………………………………….40
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством интегрированных занятий
2.1. Определение уровня развития эстетических
чувств у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
2.2. Внедрение интегрированных занятий в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения…………………………48
2.3. Результаты работы…………………………………
Выводы по 2 главе………………………………………………………….58
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Дошкольный возраст
наиболее благоприятный для
Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой [2].
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека [12].
Дошкольный возраст - это период, характеризующийся развитием эстетических чувств, совершенствующихся под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в обществе.
В настоящее время
социальная значимость темы исследования
заставляет по-иному взглянуть на
вопросы воспитания и обучения в
детском саду, на актуальность и
необходимость составления
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по развитию эстетических чувств дошкольников необходимо разработать интегрированные занятия, направленные на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности [3].
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние интегрированных занятий на развитие эстетических чувств у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством интегрированных занятий.
Гипотеза
Мы предполагаем, что в процессе интеграции различных видов искусства и художественной деятельности развиваются эстетические чувства у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Методологической основой исследования являются:
теоретические проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская, Т.Г Казакова, С.А. Козлова, В.Б. Косминская, Т.А. Куликова, Е. Маркова), особенности восприятия детьми художественных произведений (А.М. Виноградова, Т.А. Репина, Л.П. Стрелкова), формирование художественных умений в области разных искусств (Н.А. Ветлугина, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.), значение интеграции в образовании (В.С.Безрукова, Иванов В.Г., Т.С Комарова, С.Д.Сажина и др.).
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что разработана система интегрированных занятий по эстетическому воспитанию, включающая эффективные методические приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетических чувств, определена последовательность и содержание работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами художественной литературы и природы, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания, и дает возможность широко использовать эту разработанную систему воспитателям детских садов.
На защиту выносятся следующие положения:
Структура и объем ВКР. Состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 40 наименований и 6 приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе интегрированных занятий
1.1. Вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека [28].
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.
Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Понятие «эстетическое воспитание» очень обширное. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, общественной жизни, труду, искусству, быту. Познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием [40].
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.
Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты». Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс [11].
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: «…педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства»[6].