Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций

Описание работы

Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження

Содержание работы

Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.

Файлы: 26 файлов

30 балов- 2 (2013).doc

— 297.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Sotsiologia_4-ое издание.doc

— 1.01 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросы по статистике.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Книга по политологии. Назарова.doc

— 900.50 Кб (Скачать файл)

 Сократ был  убеждённый сторонник такого устройства государства- полиса, при котором господствуют справедливые по своей природе законы. C этим он связывал и саму возможность политической свободы: «прекрасное и величественное достояние как для человека, так и для государства». Сократ первым, по сути, в истории европейской политической мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государством и его членами («гражданами»).

 Отвергая тиранию  как наихудшую форму государственного  правления, он тем не менее  хорошо видел и недостатки афинского полиса в ту пору, когда, разбогатев на военных поставках, к власти прорвались новоявленные нувориши (богачи). И когда как-то на народном собрании зашла речь о нехватке лошадей, он предложил путём голосования превратить всех ослов в лошадей, иронизируя над тем, что на собрании часто принимались некомпетентные решения, в результате жеребьёвки к власти (в стратеги) прорывались «неблагородные», т.е. необразованные.

 Как видим, Сократ  был довольно неудобной фигурой  для власть предержащих и не удивительно, что он был обвинён в безбожии, растлении молодёжи (в смысле воспитания неуважения к властям), осуждён и приговорён к смерти путём принятия яда (растёртая цикута, по-русски - болиголов).

 Звездным часом  Сократа стала его смерть. Осужденный на смерть, он остался верен своим принципам: не нарушать законов, не отвечать несправедливостью на несправедливость, и отказался от подготовленного его друзьями побега из тюрьмы.

 Когда настал срок, Сократ стойко встретил смерть. Спокойно простился с друзьями, с семьей (осталось трое малолетних детей – Сократ женился поздно – с младшим жена пришла на руках) и, не дрогнув, принял из рук палача и испил чашу с ядом. Этот финал, исполненный высокого в истинно античном духе пафоса, озарил особым светом весь жизненный путь Сократа, придал его личности невиданную глубину, цельность и величие.

 Кто же был прав: Сократ или афинский полис?

 Однозначно на этот  вопрос ответить нельзя, так как,  с одной стороны, прав афинский  полис, который, как всякое  общество, естественно, стремился к стабильности, Сократ же подрывал устои полиса.

 Но, с другой стороны,  прав и Сократ, который нес  в афинское общество новые  духовные ценности (самоценность  человеческой личности, непреходящие  ценности добра, добродетели,  позитивных идеалов, принцип индивидуальной  свободы и т.д.).

 Гегель в свое  время заметил, что герои, которые разрушают существующий порядок, часто физически уничтожаются, но только так это новое и входит в жизнь; уничтожается не сам новый принцип, а лишь его носитель.

 Таким образом,  судьба Сократа — это судьба  первопроходца. Сама его смерть придала его словам и делам такую монолитную и гармоническую цельность, которая уже не подвержена коррозии времени.

 Платон (427-247 гг. до н. э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии и политической мысли. Покинув после казни Сократа Афины, он много путешествовал, а затем, вернувшись, приобрел рощу в зеленом пригороде Афин, носившем имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которая просуществовала почти целое тысячелетие.

 Основные работы  Платона «Государство» и «Законы» говорят о главном предмете его исследований - поиске идеальной формы государственного устройства. В «Государстве» он конструирует идеальное справедливое государство, исходя из того состояния, которое существует, по его мнению, между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Идеальное государство Платона - это, по сути, реализация идеи о создании общества идеальных граждан, которых Платон делил на три группы: правители, которым бог при создании подмешал золота, воины (этим было добавлено серебро) и производители, т.е. ремесленники и земледельцы (добавкой богам послужили железо и медь). Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

 Выступая против крайности богатства и бедности, за умеренный средний достаток (образ жизни в его Академии был, кстати, весьма и весьма скромным), Платон и в поисках наилучшей государственной формы приходит к выводу, что идеальное государство – это справедливое правление лучших и благородных, т.е. это аристократическое государственное устройство.

 Этому идеальному  государственному устройству Платон  противопоставляет четыре других, располагая их в порядке порчи  государственности.

 Первый тип –  тимократия, связан с появлением частной собственности и превращением свободных в рабов; это критско-спартанский тип (вечная вражда и войны).

 Второй тип –  олигархия, когда у власти стоят  богатеи, бедняки не участвуют  в правлении.

 Третий тип –  демократия. Ненависть бедняков  приводит к перевороту и установлению демократии. В целом демократию Платон рассматривал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее же вырастает ее противоположность  - тирания, государственное устройство, где царит беззаконие.

 Четвертый тип –  тирания, которая предполагает  господство наихудшего, окруженного  толпой негодяев.

 В наши трудные  времена студентам полезно будет  познакомиться с ходом рассуждений  по поводу того, как из демократии вырастает тирания.

 «И то, что определяет  как благо демократию и к  чему она ненасытно стремится,  именно это ее и разрушает,  т.е. свобода, не ограниченная  никакими законами».

 «Именно из этого  правления, такого прекрасного  и по-юношески дерзкого, и вырастает, как мне кажется, тирания».

 «Тирания возникает…  не из какого иного строя,  как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает  величайшее и жесточайшее рабство».

 В «Законах», которые  представляют собой изложение политико-правовых выводов Платона, мыслитель рисует «второй по достоинству» государственный строй. Здесь Платон выступает за смешанный вид государственного  строя, в котором сочетаются элементы двух основных форм государства – монархии и демократии. Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Полномочия правителей обширны, но они прежде всего – «стражи закона». «Я вижу близкую гибель того государства, - писал Платон, - где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же где закон, - владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

 Вот уже два с  половиной тысячелетия не утихают  споры вокруг учения Платона. Испытал на себе платоновское влияние его ученик и критик Аристотель. Идея лучшего, справедливого, идеального государства получила новое звучание в построениях Т.Мора, Кампанеллы, Морелли, Мабли и др. От Платона нити тянутся к Монтескье, Руссо, Дидро, Гегелю.

 Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — один из универсальных умов античного мира. Его считают «отцом» политической науки, так как он первый вывел политическую науку из философии, которая до этого включала в себя все знания людей.

 Аристотель был  воспитателем сына Александра Македонского (благодарный ученик даже поставил ему памятник - единственный в мире памятник учителю), учился и работал в Академии Платона, а затем основал свое учебное заведение Ликей (отсюда наше название лицей), который работал после смерти основателя еще 400 лет.

 По мысли Аристотеля, политика - это наука о благе  человека и государства и политическая  справедливость возможна лишь  между свободными и равными  людьми. Государство возникает по  Аристотелю естественным путем  для удовлетворения жизненных потребностей и цель его существования - достижение блага людей.

 По его мнению, существуют  три правильные формы государственного  устройства: царская власть, аристократия, полития, и три неправильные, ошибочные  формы: тирания, олигархия и демократия.

 Самая правильная  форма - это полития, когда правит  большинство в интересах общей  пользы. Сама же полития является  как бы смешением нескольких  форм и «средний» элемент в  ней доминирует во всем: во  властвовании - средний класс, в  правах - умеренность, в имуществе - средний достаток. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй». Как видим, значение средних социальных слоев как стабилизирующей силы в обществе хорошо понимали уже  античные авторы.

 Основную причину возмущений и переворотов Аристотель видел в отсутствии равенства. Политическое правление, по мысли Аристотеля, должно быть правлением закона, а не людей, ибо люди, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - «уравновешенный разум».

 В своих политических  построениях Аристотель остается  под заметным влиянием идеальных  политико-правовых конструкций,  классически разработанных Платоном, хотя он и пытается критиковать  своего учителя. Это Аристотелю  принадлежит знаменитая фраза:  «Платон мне друг, но истина дороже».

 Аристотель оказал  огромное влияние на развитие  всей последующей философской  и политической мысли, причем  речь идет не только о европейских  мыслителях, но и об ученых  Востока (Авиценна и другие  арабские мыслители прошлого).

 Вообще, следует подчеркнуть, что ни один из крупных ученых античности, средневековья и Нового времени не обошел стороной творческое наследие Сократа, Платона, Аристотеля. Мыслители Древней Греции не просто внесли существенный вклад в развитие политической мысли, они по сути были открывателями в многочисленных областях человеческого познания. Каждое время обращалось к творческому наследию греков, по-своему училось у них, интерпретировало их воззрения, использовало их теоретические достижения и их духовный опыт при решении актуальных проблем современности.

 История древнеримской  политической мысли охватывает  почти целое тысячелетие. Ученые  древнего Рима разрабатывали  идеи древнегреческих мыслителей  применительно к новым политическим  условиям, которые были связаны с длительной борьбой между патрициями и плебеями. Несомненное влияние оказывали многочисленные восстания рабов.

 Наибольший вклад  в историю политической мысли  внесли римские юристы. Видимо, обширная  территория Римской империи (это  не греческие города - полисы, где все жители практически знали друг друга) требовала разработки юридических основ государственного устройства. И современная юриспруденция стоит на прочном фундаменте, который возвели еще римские юристы.

 Наиболее яркой  фигурой в области политической мысли Древнего Рима является знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Марк Тулии Цицерон (10-43 гг. до .).

 Заметное влияние  учений Платона, Аристотеля, Полибия  Цицерон стремился соединить  с самобытной  историей  римского  государства. Государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное  правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той идеи государства, которую мы сейчас формулируем как «правовое государство».

Основную причину  происхождения государства Цицерон  видит не столько в слабости людей  и их страхе (позиция Полибия), сколько  в их врожденной потребности жить вместе (позиция Аристотеля). В русле древнегреческой мысли рассматривает Цицерон «круговорот» государственных форм, и приходит к выводу, что «наилучшей» является смешанная форма; при этом он считал ее реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республики, римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования. Именно в это время в Риме пытались разделить власть на три ветви: власть консула, сената и народа.

 Но в то же  время Цицерон вполне отдавал себе отчет в том, что реальность эта скорее в прошлом, ибо во времена Цицерона Римская республика доживала свои последние дни. Политический строй Древнего Рима двигался к установлению единоличной власти.

 Выступая против  диктатуры, Цицерон принимал активное участие в противодействии установлению личной власти Цезаря, а также новых триумвиров (Антония и др.), за что и был обезглавлен последними после их победы.

 Творческое наследие  Цицерона, в том числе его учение  о государстве, оказало большое  влияние на всю последующую европейскую культуру. Пристальный интерес к его идеям проявили мыслители эпохи Возрождения а затем и французские просветители.

 

3. Политические воззрения эпохи Возрождения

 Эпоха Возрождения  пролегла водоразделом между средневековьем и Новым временем и породила титанов по силе мысли, страсти, темпераменту, по многосторонности и учености. Эпоха Возрождения или Ренессанса - это время воскрешения духовного наследия античного мира, выдающихся достижений античной цивилизации, которые были утрачены в эпоху средневековья. Главный лейтмотив этого времени - гуманизм, культ человека, его достоинства, его красоты.

 В области политической  мысли идеологи Возрождения не  просто черпали требовавшиеся  им представления о государстве,  политике, праве и законе из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Основная направленность их учения — разработка проблемы освобождения индивида от  оков феодально-средневекового образа жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения заключается в том, что они, не будучи еще отягощены узкокорыстным буржуазным интересом периода первоначального накопления, были открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей.

МУ.заоч.(2012р).doc

— 787.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

П-Я 30 баллов заочный.doc

— 138.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экзаменационные вопросы.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 1.docx

— 17.68 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2.docx

— 16.95 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

politologija1.pdf

— 1.61 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

r_1.zip

— 29.15 Кб (Скачать файл)

r_2.zip

— 165.76 Кб (Скачать файл)

r_3.zip

— 34.86 Кб (Скачать файл)

r_4.zip

— 87.30 Кб (Скачать файл)

r_5.zip

— 75.59 Кб (Скачать файл)

r_6.zip

— 137.50 Кб (Скачать файл)

r_7.zip

— 59.97 Кб (Скачать файл)

r_8.zip

— 140.48 Кб (Скачать файл)

tema_3.zip

— 17.93 Кб (Скачать файл)

tema10.zip

— 35.30 Кб (Скачать файл)

tema11.zip

— 59.62 Кб (Скачать файл)

tema4.zip

— 33.20 Кб (Скачать файл)

tema6.zip

— 32.55 Кб (Скачать файл)

tema7.zip

— 16.10 Кб (Скачать файл)

tema8.zip

— 10.03 Кб (Скачать файл)

tema9.zip

— 17.20 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"