Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:58, курс лекций

Описание работы

Слово "статистика" походить від латинського слова status, що означає "стан речей". Від кореня цього слова виникло італійське слово stato – держава. Осіб, які володіли знаннями про устрій та стан справ у державі, тобто державних діячів, називали statusta . Від кореня цього ж слова утворився іменник statustuca.
Тема 1. Предмет і метод статистики
Тема 2. Статистичне спостереження

Содержание работы

Предмет статистики.
Основні категорії статистики.
Статистична методологія.
Організація статистики в Україні
Суть, джерела та організаційні форми статистичного спостереження.
План статистичного спостереження.
Види статистичного спостереження.
Способи статистичного спостереження.
Помилки спостереження та контроль даних.

Файлы: 26 файлов

30 балов- 2 (2013).doc

— 297.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Sotsiologia_4-ое издание.doc

— 1.01 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопросы по статистике.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Книга по политологии. Назарова.doc

— 900.50 Кб (Скачать файл)

Сравнительный метод выделился в самостоятельный крупный раздел политических наук в 50-е годы XX ст. в силу того, что после войны произошли крупномасштабные изменения: введение действительно всеобщего избирательного права, беспрецедентное расширение круга участников политического процесса, развитие множества общественных организаций, бурное развитие средств массовой информации и др.

В рамках сравнительной политологии развиваются исследования политической культуры различных стран и регионов, появляются новые разделы политических наук: политическая антропология, политическая психология и др.

С помощью исторического метода анализируются политические явления и процессы во времени и пространстве. У его истоков стоял Н. Макиавелли. Смысл состоит в том, что любые политические явления и процессы следует рассматривать в их конкретном историческом контексте.

Кроме того, в  политологии используются такие методы, как диалектический, системный, ценностно-нормативный и др.

3. Структура и функции политологии.

По мере становления  политологии как науки шел  и процесс формирования ее структуры, хотя и до сегодняшнего дня нет единой точки зрения по этому вопросу. Тем не менее, все признают, что главными проблемами политологии являются процессы формирования, функционирования и распределения политической власти. Поэтому, исходя из логики предмета, о чем было сказано выше, структуру политологии можно рассматривать под таким углом зрения: как идут к власти (проблемы политического процесса и все, что с этим связано), как эта власть функционирует (политические системы и их институты) и кто «делает» политическую погоду (субъекты политики).

Современная политология выполняет следующие функции:

    •   познавательная функция связана с получением новой информации, расширением кругозора в сфере политико-властных отношений. Она направлена на анализ явлений и процессов внутренней и международной жизни;
    •   мировоззренческая функция означает не просто усвоение новой информации, но и выработку на этой базе собственных взглядов, позиций, убеждений. Получая сведения о политических явлениях и событиях, мы обязательно их оцениваем (положительно или отрицательно). Да и сама подача информации уже несет в себе определенный элемент оценки, пристрастия. Когда-то знаменитый римский историк Тацит во вступлении к своим "Анналам" написал слова: "Без гнева и пристрастия". Но в действительности в его книге было достаточно и того, и другого. Жить в обществе и относиться беспристрастно к политическим явлениям и событиям невозможно;
    •   прогностическая функция отвечает на вопрос «что», т.е. что может быть в результате развития анализируемых событий, принятия политических решений и т. д. Политологический прогноз позволяет определить возможность перспективного развития, моделировать политические процессы и явления, проводить предварительную экспертизу важных политических решений и т. д.;
    •   инструменталистская функция, по сути, будучи продолжением  предыдущей, дает ответ на вопрос «как», т.е. как следует действовать политическим субъектам, чтобы достичь нужного результата.

Все эти функции политологии  связаны между собой и дополняют  друг друга.

Категории любой науки  выражают суть той или иной отрасли  знания. Категории политологии охватывают такие сферы, как политическое бытие и политическое сознание (к примеру категории: «политические отношения», «политическая идеология», «политическая психология» и др.), взаимодействие политики и общества (примером могут служить такие категории: «гражданское общество», «политическая власть», «политические институты», «политические партии», «политическая жизнь» и др.), а также систему отношений «человек - политика» («политическая активность», «политическая пассивность», «политическая культура», «политический лидер» и др.).

Центральной в системе  категорий политологии является категория «политическая власть». Эта категория универсальна, ибо  по существу охватывает все происходящие в обществе процессы и явления.

 

Вопросы для  самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.

1.Что изучает политология?

2.Что вызвало появление  политологии как самостоятельной  науки?

3.В чем заключаются  задачи политологии как науки?

4.Какие проблемы политической  жизни изучает политология?

5.Какое место занимает  политология в системе гуманитарного  знания?

6.Какие функции выполняет  политология?

7.В чем вы видите  практическую значимость политологии?

8.Нужно ли изучать  политологию в вузах?

9.Может ли знание гражданами  политологии влиять на политическую жизнь страны?

10.Имеются ли определенные  основания для суждения о политике  как о виде деятельности, «с  которой порядочный человек предпочитает  не иметь дела»?

 

 

 

 

Тема 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

1. Зарождение политических  учений

2. Политическая мысль античного мира

    1. Политические воззрения эпохи Возрождения
    2. Политическая мысль Нового времени
    3. Политические идеи утопического социализма и марксизма
    4. Развитие политической мысли в Украине

 

 

1. Зарождение политических учений

 Почему люди изучают  историю и нужно ли это?

 Когда мы спотыкаемся,  то невольно оглядываемся, чтобы  увидеть, обо что мы споткнулись.  Наверное, потому человечество обращается  к своему прошлому, чтобы «не  спотыкаться», не повторять ошибки  прошлого. Но ирония истории, как  заметил Гегель, состоит как раз в том, что уроков из истории никто не делает. И обращаясь в далекое прошлое, мы не раз сможем убедиться в том, что проблемы,  

с которыми мы сталкиваемся в наши дни, волновали и решались уже две и более тысячи лет  назад.

 Политические воззрения начинают зарождаться вместе с дифференциацией общества и формированием государства. Поначалу они носили мифологический характер, т.е. представляли собой момент целостного мифологического мировоззрения. Согласно таким мифологическим представлениям земные порядки - это неразрывная часть мировых, космических порядков. Земная жизнь устроена по воле богов. Именно от Бога получает Моисей известные заповеди. Такой характер носили первые политические учения у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков и других народов.

 К VIII-VI вв. до н.э. почти повсеместно отмечается отход от религиозно - мистических представлений к более или менее рациональному взгляду на мир вообще, на общественно-политическое устройство общества, государства, на государство и право. Поэтому в строгом смысле слова политические учения как таковые появились лишь с переходом человеческого познания от первоначальных мифологических его форм к рационально-логическим.

 Этот переход в Индии связан с именем Будды (VI в. до н. э.). Будда подверг критике основные положения брахманистского учения (связанного с жестоким кастовым делением) и показал, что дела человеческие зависят, прежде всего, от собственных усилий людей. Учение Будды пронизывает идея духовно-нравственного равенства, непротивления злу («Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращалась ненавистью»), гуманизма; это установка на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (состояние высшей просветленности).

 Уже с начала  своего зарождения многие идеи буддизма по существу имели актуальное социально-политическое значение и звучание. С ростом числа сторонников буддизма и укрепления их позиций это значение все больше усиливалось. Постепенно идеи буддизма стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. В III в. до н.э. буддизм признается государственной религией. Влияние буддизма постепенно распространяется и на другие страны Юго-Восточной Азии.

 В настоящее время,  когда мир переживает повышенный  интерес к восточной культуре  вообще, и к буддизму в частности, нельзя обойти молчанием имя Махатмы Ганди. В ХХ в. в своей стране, раздираемой кастовыми, религиозными противоречиями, живущей под гнетом британской империи, Махатма Ганди заново открывает космический закон ненасилия, сформулированный Буддой две с половиной тысячи лет назад. «Человечество — пишет он — может избавиться от насилия только путем ненасилия. Ненависть может быть побеждена только любовью».

 Когда начались беспорядки  и вражда между индусами и  мусульманами, Ганди предупреждал, что, если не прекратится резня, будет страшное землетрясение. К сожалению, беспорядки и вражда не прекращались, и землетрясение произошло. Тогда это посчитали случайным совпадением, сейчас же после трагедии в 80-е годы ХХ в. в Армении уже есть научные сообщения о том, что агрессивные импульсы, идущие от человека, могут своими излучениями вызывать отклонения в геомагнитной сфере.

 «Единственной надеждой  для страждущего мира является  узкий и прямой путь ненасилия», «Одолевайте ненависть любовью,  неправду — правдой, насилие – терпением». Но его призывы вызывали насмешку, и сам он погиб от рук религиозного экстремиста.

 В Персии родоначальником формирования рационально-логических воззрений был Заратустра (Зороастра). Это от него идет мысль о противоборстве в мире двух начал — добра и зла. В такой борьбе и состоит положительный смысл и цель человеческого существования, его бытия. В конечном счете, говорил Заратустра, победа будет за добром, несмотря на временное торжество зла. Государство же должно быть воплощением светлого небесного царства и защищать подданных от зла.

 А вот в древнем  Китае государство рассматривали  как посредника между богом  и людьми, которые делились по  мысли Конфуция, на «благородных» и «мелких людишек».

 

2. Политическая мысль античного мира

 Наиболее богатый  «урожай» в области политической  мысли (и не только) дала Древняя  Греция. И здесь возникает вопрос, почему такой духовный взлет  дала Древняя Греция, а не Египет, к примеру, и почему Афины,  а не  Спарта?

 Разгадка связана  с политическим режимом. Тоталитарные режимы, т.е. древние деспотии (Египет, империя инков) оставляют потомкам пирамиды, грандиозные сооружения, которые поражают наше воображение и сегодня. Но это результат физических усилий миллионов человеческих рук. Пирамиду Хеопса, например, строили 20 лет, и ежегодно там работало 100 тысяч человек. А вот крошечная Греция, а точнее Афины с их демократическим устройством дали такой вклад в духовную сокровищницу человечества, что с этим не может сравниться ни один другой народ. Европейская культура, можно сказать, стоит «на плечах» древних греков. К какой бы отрасли знания, искусства мы не обратились, непременно начинаем разговор о том, что нам оставила в наследство Древняя Греция.

 С таким демократическим  режимом греческих полисов (городов государств) было связано оптимистическое мироощущение древних греков. Если боги древних деспотий были страшные, карающие, перед которыми человек - это просто песчинка, то греки создали пантеон богов человекоподобных, которые ссорились, мирились, влюблялись и с которыми греки были, что называется, «на короткой ноге». Отсюда и жизнеутверждающее мироощущение древнего грека. Такой полноты бытия люди впоследствии  уже не знали.

 Отдельные гениальные  творения могут быть созданы  и в условиях тоталитарного режима, но для того, чтобы гении одновременно запросто ходили по улицам (Сократ, Платон, Аристофан, Еврипид и др.), нужна атмосфера особой духовной раскрепощенности в обществе. И это было только в Афинах, а вот военизированная Спарта - это, по сути, бесплодная ветвь на цветущем дереве Древней Греции.

 Политические учения  в Древней Греции поначалу, как  и везде, носили мифологический  характер. Постепенный переход к  рационально-логическому взгляду  начинается с имен Гомера (поэмы  «Одиссея» и «Илиада»), «семи мудрецов», Пифагора, который был не только математиком (о чем знают все школьники по знаменитой теореме), но и философом и политическим мыслителем. Его политические воззрения построены на математической основе. По мысли Пифагора, число — это начало и сущность мира, цифровой характер присущ всем политическим и нравственным явлениям. Справедливость, в представлении пифагорейцев, может быть выражена цифрой 4 и фигурой квадрата (так как четыре - это первый квадрат, т. е. число, умноженное само на себя).

 Цифровая символика, идущая от Пифагора, пережила тысячелетия. И сейчас некоторые ученые считают, что число π может помочь разгадать тайны Бермудского треугольника, пирамиды Хеопса, что современные исследования числовых закономерностей могут помочь предсказать катастрофы (такие, например, как Хиросима, Чернобыль).

 Далее засверкали  такие имена как Гераклит, Демокрит. Но наиболее яркие фигуры античной  Греции - это, безусловно, Сократ, Платон, Аристотель.

 Сократ (468-399 гг. до н. э.) - самая оригинальная личность не только античной Греции, но и в духовной истории человечества. Первый, спустив философию с небес на грешную землю, он, бродя по афинскому базару босой, зимой и летом в одном хитоне, на простых и доступных примерах заставил людей рассуждать о добре и зле, о нравственном и безнравственном, о жизни и смерти.

 В условиях нравственного  разброда он обратился к врачеванию  человеческой личности, понимая,  что от этого зависят и все  другие процессы в обществе, в  полисе. В эпоху политического  и нравственного разложения необходимо было противопоставить модным скептическим и нигилистическим концепциям веру в положительные ценности жизни, в нравственные идеалы и добродетель. Не этих ли ценностей так недостает сейчас и нашему обществу?! Он первый подчеркнул связь политики и этики. Этика в понимании Сократа политична, политика - должна быть этична, говоря нашими словами, политика должна делаться «чистыми руками». Но история, к сожалению, даёт обратные примеры: как правило, её делают «грязные руки».

МУ.заоч.(2012р).doc

— 787.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

П-Я 30 баллов заочный.doc

— 138.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экзаменационные вопросы.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 1.docx

— 17.68 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2.docx

— 16.95 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

politologija1.pdf

— 1.61 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

r_1.zip

— 29.15 Кб (Скачать файл)

r_2.zip

— 165.76 Кб (Скачать файл)

r_3.zip

— 34.86 Кб (Скачать файл)

r_4.zip

— 87.30 Кб (Скачать файл)

r_5.zip

— 75.59 Кб (Скачать файл)

r_6.zip

— 137.50 Кб (Скачать файл)

r_7.zip

— 59.97 Кб (Скачать файл)

r_8.zip

— 140.48 Кб (Скачать файл)

tema_3.zip

— 17.93 Кб (Скачать файл)

tema10.zip

— 35.30 Кб (Скачать файл)

tema11.zip

— 59.62 Кб (Скачать файл)

tema4.zip

— 33.20 Кб (Скачать файл)

tema6.zip

— 32.55 Кб (Скачать файл)

tema7.zip

— 16.10 Кб (Скачать файл)

tema8.zip

— 10.03 Кб (Скачать файл)

tema9.zip

— 17.20 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"