Анализ показателей по труду и расходов на его оплату, направления его совершенствования (на материалах РДАУП «Автобусный парк №5» г. Све

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей проблемой оплаты труда рабочих была и остается увязка и соответствие планируемой величины заработной платы с конечными результатами деятельности. Уровень заработной платы в плане должен в максимальной степени соответствовать фактическому уровню оплаты труда. Объектом исследования курсовой работы является РДАУП «Автобусный парк №5» г. Светлогорска. Предметом исследования курсовой работы являются показатели по труду, расходы на заработную плату, методика их анализа на объекте исследования. Цель написания курсовой работы состоит в исследовании методики анализа показателей по труду и расходов на его оплату, выявлении резервов повышения производительности труда, оптимизации расходов на заработную плату и роста доходов на объекте исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Экономическая сущность и значение трудовых ресурсов предприятия 7
1.2 Источники информационного обеспечения, методика анализа трудовых ресурсов организации и пути его совершенствования 15
1.3 Краткая экономическая характеристика РДАУП «Автобусный парк №5»
г. Светлогорска 28
2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА РДАУП «АВТОБУСНЫЙ ПАРК №5» г. СВЕТЛОГОРСКА 40
2.1 Анализ показателей по труду 40
2.2 Анализ расходов на оплату 49
2.3 Анализ влияния трудовых ресурсов и эффективности их использования на результаты деятельности организации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Файлы: 1 файл

Курсовая АХД РДАУП АП-5.doc

— 821.50 Кб (Скачать файл)

Относительный перерасход (увеличение) средств происходит по следующим причинам:

  • изменение соотношений минимальной заработной платы (базовой величины) и минимального прожиточного минимума в лучшую сторону;
  • сокращение объемов реализации услуг;
  • изменение структуры объема реализации (выручки);
  • увеличение численности работников;
  • снижение производительности труда;
  • необоснованное изменение расценок оплаты труда;
  • увеличение звенности товародвижения;
  • необоснованное установление различных доплат, надбавок, премиальных выплат.

Относительный перерасход (увеличение) средств на оплату труда влечет за собой в условиях рынка снижение рентабельности субъекта хозяйствования, замедление темпов его развития.

Следует производить расчет влияния названных факторов на размер средств, направляемых на оплату труда.

Расчет влияния изменения выручки от реализации (В) и уровня расходов на оплату труда (УФЗП) рассчитывают с помощью метода абсолютных разниц, по формулам 0.1-0.2:

– влияние изменения выручки от реализации:

 

 (1.27)

– влияние изменения уровня расходов:

 

  (1.28)

Расчет влияния таких факторов, как среднесписочная численность работников ( ) и размер средней заработной платы ( ), производится с помощью следующей факторной модели (формула 1.29):

 

 (1.29)

Влияние изменения численности работников на отклонение фонда заработной платы ( ) определяется по формуле 1.30:

 

    (1.30)

 

Влияние изменения средней заработной платы работников на отклонение фонда заработной платы ( ) рассчитывается по формуле 1.31:

 

  (1.31)

 

Важнейшими факторами, влияющими на расходы по оплате труда, как уже указывалось, являются производительность труда и объем выручки от реализации услуг. Расчет производится, исходя из следующей факторной модели (формула 1.32):

 

 (1.32)

где:  В – выручка от реализации услуг (работ, услуг);

ПТ – производительность труда работников;

 – средняя заработная плата одного работника.

 

Влияние изменения выручки от реализации услуг (формула 1.33):

 

  (1.33)

 

Влияние изменения производительности труда (формула 1.34):

 

 (1.34)

 

Влияние изменения средней заработной платы (формула 1.35):

 

    (1.35)

 

  1. При оценке состава средств фонда заработной платы сравнивается плановая смета средств, направляемых на оплату труда, с фактической сметой, определяется отклонение в удельном весе каждой статьи. Следует учитывать, что основным элементом фонда заработной платы, выплачиваемой в денежной форме, является оплата труда за фактически выполненную работу. Эта статья в условиях стабильной экономики занимает 70-80% в общих расходах. Из этой цифры и следует исходить при проведении анализа.
  2. Для оценки эффективности использования средств на оплату труда необходимо применять такие показатели, как объем производства услуг в действующих ценах, выручку от реализации услуг, сумму выручки на рубль зарплаты, сумму валовой, чистой и реинвестированной прибыли на рубль зарплаты, сумму расходов на рубль зарплаты и др. В процессе анализа следует изучить динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню.

После этого необходимо установить факторы изменения каждого показателя, характеризующего эффективность использования фонда заработной платы (рис. 1.10).

Для факторного анализа производства услуг на рубль заработной платы можно использовать следующую модель (формула 1.36):

Рис. 1.10 – Структурно-логическая схема факторного анализа показателей

эффективности использования фонда заработной платы

 

, (1.36)

где: В – объем оказанных услуг в действующих ценах;

ФЗП – фонд заработной платы персонала;

t – количество часов, затраченных на производство услуг;

и Д– количество отработанных дней соответственно всеми рабочими и одним рабочим за анализируемый период;

 – среднесписочная численность  работающих;

 – среднесписочная численность  промышленно-производственного персонала;

ЧВ – среднечасовая выработка услуг;

П – средняя продолжительность рабочего дня;

УД – удельный вес рабочих в общей численности персонала;

ГЗП – среднегодовая заработная плата одного работника.

 

Выручка на рубль заработной платы кроме перечисленных факторов зависит еще от соотношения реализованной (Р) и произведенной услуг (В) (уровня реализуемости услуг) (УР) (формула 1.37):

 

 (1.37)

Применение на практике рассмотренной методики анализа трудовых ресурсов и расходов на оплату труда рассмотрим во второй главе курсовой работы [1, с. 42-45; 4, с. 48-51; 80, c. 405-421; 89, с. 36-40].

 

 

1.3 Краткая экономическая характеристика  Филиала «Автобусный парк №5» ОАО «Гомельоблавтотранс» г. Светлогорска

 

Республиканское дочернее автотранспортное унитарное предприятие «Автобусный парк №5» г.Светлогорска создано приказом РАУП «Гомельоблавтотранс» от 26.06.2000 г. №128 «О перерегистрации предприятий» путем реорганизации в форме преобразования Автобусного предприятия №5 в РДАУП «Автобусный парк №5», зарегистрированное решением Гомельского облисполкома от 17.11.2000 г. №719 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №400004892. В 2004 году предприятие перерегистрировано в связи присоединением к нему Республиканского дочернего унитарного предприятия «АТУП-3» решением Гомельского облисполкома от 09.07.2004 г. №483. Одновременно с грузовым предприятием на баланс Автобусному парку было передано общежитие на 64 комнаты коридорного типа. В мае 2004года в результате реструктуризации Жлобинского объединенного автовокзала к «Автобусному парку №5» были присоединены автостанции «Светлогорск» и «Паричи».

РДАУП «Автобусный парк №5» является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать движимое и недвижимое имущество, может от своего имени заключать договора, быть истцом и ответчиком в судах, имеет свой расчетный, валютный и иные счета, гербовую печать, штампы, свой фирменный бланк. Имущество организации принадлежит ей праве собственности Республике Беларусь и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения.

Основной целью деятельности автопарка является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Предприятие имеет обособленное подразделение-филиал (без образования юридического лица), расположенное по адресу г. Светлогорск, ул. Заводская, 12.

В состав предприятия «Автобусный парк №5» г. Светлогорска входят: Автобусный парк №5; филиал   автопарка, автобусные станции «Светлогорск» и «Паричи», общежитие, АЗС.

По состоянию на 31 мая2011 г. на балансе Предприятия числилось: 80 автобусов и 34 грузовых автомобиля. Маршрутная сеть состоит из 12 городских, 30 пригородных, 3 междугородных и 1 международного маршрута. Численность работающих на предприятии на 31 мая 2011г. 447 человек, из них водителей автомобилей – 142, кондукторов – 59, ремонтных и вспомогательных рабочих – 97, руководителей, специалистов и служащих – 58, работников автостанций «Светлогорск» и «Паричи» – 26, персонал филиала – 27, персонал дома отдыха –4, персонал неосновной деятельности – 34 человека.

Основными потребителями услуг предприятия является население города и района, промышленные предприятия: ОАО «Светлогорский ЦКК» и ПО «Химволокно». Основными поставщиками продукции являются: РУП «МАЗ», (подвижной состав); ТРСУП «Белтрансснаб»(запасные части); филиал ООО «Берлио-Гомель», РДУП «Белорусоблнефтепродукт», ОАО « Светлогорский агросервис», СП ЗАО «Славнефть-Старт»(топливо и смазочные материалы) Предметом деятельности предприятия является обеспечение субьектов хозяйствования (независимо от формы собственности) и населения в перевозках пассажиров и грузов.

Кроме этого предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

  • инструментальный замер технического состояния подвижного состава;
  • техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
  • деятельность пассажирских терминалов «Светлогорск» и «Паричи»;
  • изготовление продукции общественного питания;
  • розничная торговля продуктами питания и запасными частями;
  • ежедневный технический осмотр подвижного состава индивидуальных перевозчиков;
  • ежедневный предрейсовый осмотр водителей автомобилей сторонних организаций и индивидуальных перевозчиков;
  • пошив чехлов на автобусные сиденья, штор в автобусы, сумок кондукторов, брезентовых покрытий на грузовые автомобили, форменной одежды для кондукторов, спецодежды ремонтным рабочим для собственных нужд и для предприятий «РАУП Гомельоблавтотранс»;
  • услуги платного туалета на пассажирском терминале «Светлогорск»;
  • услуги по ксерокопированию документов;
  • услуги по изготовлению дистиллированной воды.

Одной из основных проблем, влияющих на рост расходов, является большая социальная сфера предприятия. От работы автостанций «Светлогорск» и «Паричи» за 2007 год получено 66,8 млн. р. убытков, не смотря на то, что на автостанции «Светлогорск» функционирует платный туалет, установлены приборы учета теплоэнергии и воды, сдаются в аренду неиспользуемые площади.

Общежитие на 64 комнаты, нуждается в замене санитарно-технического оборудования, ремонте фасада, лестничных проемов. За 2007 год на содержание общежития израсходовано 103 млн. рублей. При этом получено 52 млн. р. убытков. На территории бывшего грузового парка расположено 20 зданий и 15 сооружений.

С 1 июня 2007 г. на этих площадях создан филиал Автобусного парка №5 для выполнения международных перевозок грузов и транспортно-экспедиционной деятельности по координации работы предприятий РАУП «Гомельоблавтотранс»в части организации загрузок для подвижного состава этих предприятий на ОАО «Светлогорский ЦКК» Стратегических преимуществ предприятие не имеет. Город Светлогорск в течение трех лет после аварии на ЧАЭС находился в зоне периодического контроля за уровнем радиации.

Заказчиками грузового транспорта в регионе являются дорожно-строитель-ные, строительные организации города и района, и разовые заказчики. Торговые организации города снабжаются продовольственными товарами централизованно предприятиями-производителями. В зимнее время самосвальный подвижной состав не в полной мере обеспечен работой.

Диагностическая станция обслуживает население Светлогорского, Жлобинского и Речицкого района. Работа станции является прибыльной. За 2007 год прибыль составляет 65 млн. р., рентабельность – 70%

По данным годовых бухгалтерских отчетов за 2006-2007 гг., включающих бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках (приложения 7-10) проанализируем основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации за 2006-2007 гг. (табл. 1.1).

Как свидетельствуют данные таблицы 1.1, за отчетный период отмечается рост объемных показателей: выручка от реализации в действующих ценах возросла на 2178 млн р. или на 27%, в сопоставимых ценах – на 1324 млн р. или на 16,4%; себестоимость реализованных услуг выросла на 1845 млн р. или на 22,6%, однако, сумма затрат на рубль реализованных услуг сократилась на 0,03 млн р. или на 3%.

От основной деятельности как в прошлом, так и в отчетном году автопарк получил убыток, причем в 2007 году сумма убытка на 11 млн р. превысила значение показателя за прошлый год и составила 708 млн р.

Таблица 1.1 – Основные показатели деятельности РДАУП «Автобусный парк №5» г.  
Светлогорска за 2006-2007 гг.

 

Показатели

2006 г.

2007 г.

Отклонение (+;-)

Темпы роста (снижения), %

1. Выручка от реализации услуг, млн. р.

8058

10236

2178

127,0

2. Выручка от реализации услуг в сопоставимых ценах, млн. р.

8058

9382

1324

116,4

3. Себестоимость реализации услуг:

       

3.1. в сумме, млн. р.

8 152

9 997

1845

122,6

3.2. затраты на 1 р. реализованных услуг

1,01

0,98

-0,03

97,0

4. Прибыль (убыток) от реализации:

       

4.1. в сумме, млн. р.

-697

-708

-11

101,6

4.2. в процентах к выручке от реализации, %

-8,65

-6,92

1,73

80,0

5. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн. р.

13

114

101

876,9

6. Прибыль (убыток) от внереализационных  доходов и расходов, млн. р.

576

408

-168

70,8

7. Прибыль (убыток) за отчетный период, млн. р.

-108

-186

-78

172,2

9. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), млн. р.

-249

-396

-147

159,0

10. Среднегодовая стоимость основных  фондов, млн. р.

11504

14528

3024

126,3

11. Фондоотдача (стр. 1 : стр. 10)

0,70

0,70

-

100,0

Информация о работе Анализ показателей по труду и расходов на его оплату, направления его совершенствования (на материалах РДАУП «Автобусный парк №5» г. Све