Анализ показателей по труду и расходов на его оплату, направления его совершенствования (на материалах РДАУП «Автобусный парк №5» г. Све

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей проблемой оплаты труда рабочих была и остается увязка и соответствие планируемой величины заработной платы с конечными результатами деятельности. Уровень заработной платы в плане должен в максимальной степени соответствовать фактическому уровню оплаты труда. Объектом исследования курсовой работы является РДАУП «Автобусный парк №5» г. Светлогорска. Предметом исследования курсовой работы являются показатели по труду, расходы на заработную плату, методика их анализа на объекте исследования. Цель написания курсовой работы состоит в исследовании методики анализа показателей по труду и расходов на его оплату, выявлении резервов повышения производительности труда, оптимизации расходов на заработную плату и роста доходов на объекте исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Экономическая сущность и значение трудовых ресурсов предприятия 7
1.2 Источники информационного обеспечения, методика анализа трудовых ресурсов организации и пути его совершенствования 15
1.3 Краткая экономическая характеристика РДАУП «Автобусный парк №5»
г. Светлогорска 28
2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА РДАУП «АВТОБУСНЫЙ ПАРК №5» г. СВЕТЛОГОРСКА 40
2.1 Анализ показателей по труду 40
2.2 Анализ расходов на оплату 49
2.3 Анализ влияния трудовых ресурсов и эффективности их использования на результаты деятельности организации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Файлы: 1 файл

Курсовая АХД РДАУП АП-5.doc

— 821.50 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы 2.2 видно, что в организации 22 из 28 руководителей и специалистов имеют высшее образование. В 2007 году высшее образование было уже у 26 человек. Это связано с тем, что ряд специалистов закончили заочное отделение ВУЗов. Средне-специальное образование было у 4 человек в 2006 году и у 2 в 2007. Следовательно, можно судить о высоком образовательном уровне руководителей и специалистов. Поскольку никто из служащих больше не планирует повышать свой образовательный уровень, то в ближайшей перспективе улучшений не предвидится. Водители же и рабочие, в основном, имеют профессионально-техническое образование – 50,71% в 2006 году и 42,79% в 2007 году. Снижение удельного веса работников с  профессионально-техническим образованием на 10,56% произошло из за роста удельного веса работников со средне-специальным образованием с 18,87% в 2006 году до 21,88% в 2007, а также роста работников со средним образованием с 18,40%. 

В целом, структуру образовательного состава рабочих организации можно назвать оптимальной – большинство рабочих имеет средне-специальное и профессионально-техническое образование, а подавляющее число работников аппарата управления имеет высшее образование.

Более наглядно образовательный уровень сотрудников представлен на рисунке 2.2.

 

Рис. 2.2 – Структура образователього состава работников 
РДАУП «Автобусный парк №5» за 2006-2007 гг.

 

Для того чтобы оценить движение кадров в организации в течении года, рассчитаем коэффициенты текучести кадров, а также коэффициенты по приему и увольнению. Результаты расчетов представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Структура  численности и кадрового состава РДАУП «Автобусный парк №5» за 2006-2007 гг.

 

Показатели

2006 г

2007 г

Отклонение, (+/-)

1. Среднесписочная численность работников

401

416

15

2. Количество принятых за год

94

120

26

3. Количество выбывших за год

87

106

19

3.1. в т.ч. по собственному желанию

67

98

31

4. Коэффициент по приему (п2/п1)

0,234

0,288

0,054

5. Коэффициент по увольнению (п3/п1)

0,217

0,255

0,038

6. Коэффициент текучести кадров (п4/п1)

0,167

0,236

0,069


 

По данным таблицы 2.3 видно, что организация имеет достаточно стабильную кадровую структуру и достаточно умеренную текучесть кадров, но в динамике движение трудовых ресурсов имеется негативные тенденции. Так, коэффициент по приему в 2006 году составил 0,234. В 2007 году он вырос до 0,288. Коэффициент по увольнению также вырос с 0,217 до 0,255. Коэффициент текучести кадров вырос с 0,057 до 0,025.  Рост коэффициентов движения рабочей силы свидетельствует о недостатке в кадровой политике организации.  Показатели обеспеченности организации работниками еще не характеризует степень их использования и, естественно, не могут являться факторами, непосредственно влияющими на объем услуг по перевозке или выручку. Объем грузоперевозок зависит не только от численности работающих, сколько от количества времени, затраченного на производство труда (количества рабочего времени), от эффективности общественного труда и его производительности. Поэтому изучается также эффективность использования рабочего времени трудового коллектива (табл. 2.4).

 

Таблица 2.4 - Использование рабочего времени в РДАУП «Автобусный парк №5» за 2006-2007 гг.

 

Показатели

2006 г.

2007 г.

Отклонение, (+/-)

Темп изменения, %

Среднесписочная численность работников, чел.

401

416

15

103,7

Время, отработанное всеми работниками, тыс.чел.-часов

758943

801605

42662

105,6

Количество отработанного времени одним работником чл.-дн.

227

232

5

102,2

Всего явок и неявок на работу, чел.-дней

151116

157680

6564

104,3

в том числе:

       

-   отработано чел.-дней всеми работниками

91000

96455

5455

106,0

-   выходные и праздничные дни

43470

45068

1598

103,7

-   неявки по уважительным причинам

15893

15233

-660

95,8

- потери рабочего времени

753

924

171

122,7


 

По данным таблицы 2.4 количество отработанных одним работником человеко-дней в 2007 году выросло по сравнению с 2006 годом на 2,2%. Потери рабочего времени выросли в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 22,7%, что является плохим показателем.

Рост потерь рабочего времени планируется уменьшить в 2008 году за счет проведения специальных мероприятий, разработанных по приказу директора «О мерах по предотвращению потерь рабочего времени». В результате проведения мероприятий будет сокращено количество не пользующихся спросом услуг, оказываемых населению, из-за которых и возникала большая часть потерь рабочего времени.

В 2007 году среднее время, отработанное одним работником выросло с 227 дней до 232 дня. В результате время, отработанное всеми работниками выросло на 5,6%. Таким образом, в организации вырос календарный фонд рабочего времени как в человеко-часах, так и в человеко-днях. Вызвано ли это ростом численности работников, или увеличением числа выходных и праздничных дней можно определить только после проведения факторного анализа. Исходные данные для проведения факторного анализа представлены в таблице 2.5:

 

Таблица 2.5 - Исходные данные для проведения факторного анализа эффективности использования рабочего времени работников РДАУП «Автобусный парк №5»  
за 2006-2007 гг.

 

Показатели

2006 г.

2007 г.

Отклонение, (+/-)

Темп изменения, %

Среднесписочная численность рабочих, чел.

304

295

-9

97,0

Отработано одним рабочим:

       

часов

2145,74

2218,91

73,17

103,4

дней

255,49

263,67

8,18

103,2

Средняя продолжительность рабочего дня, ч

8,40

8,42

0,02

100,3

Фонд рабочего времени

652304

654578

2626

100,4


 

Подставив данные таблицы 2.5 в факторную модель (формула 1.7), получим влияние факторов на изменение фонда рабочего времени организации.

 

Таблица 2.6 - Влияние условных показателей для определения влияния факторов на 
эффективность использования рабочего времени  РДАУП «Автобусный парк №5»  за 2006-2007 гг.

 

Показатели

2006 г.

Усл. 1

Усл. 2

2007 г.

Среднесписочная численность рабочих, чел.

304

295

295

295

Отработано одним рабочим, дней

255,49

255,49

263,67

263,67

Средняя продолжительность рабочего дня, ч

8,40

8,40

8,40

8,42

Фонд рабочего времени, чел-часов

652304

632992

653261

654578


 

Используя расчеты, произведенные в таблице 2.6, рассчитаем влияние факторов на размер фонда рабочего времени методом цепной подстановки (табл. 2.7):

 

Таблица 2.7 - Влияние факторов на эффективность использования рабочего времени  
РДАУП «Автобусный парк №5» за 2006-2007 гг.

 

Показатели

Расчет

Влияние фактора, чел-часы

Среднесписочная численность рабочих, чел.

632992 - 652304

-19312

Отработано одним рабочим, дней

653261 - 632992

20269

Средняя продолжительность рабочего дня, ч

654578 -653261

1317

Совокупное влияние:

 

2274


 

На основании таблицы 2.7 сделаем выводы:

  • сокращение среднесписочной численности работников в 2007 г. на 9 чел. привело к снижению календарного фонда рабочего времени на 19312 чел-часов;
  • рост количества отработанных дней одним работником с 255,49 дней за 2006 год до 263,67 дней в 2007 году привело к снижению фонда рабочего времени до 20269 чел-часов;
  • рост средней продолжительности рабочего дня с 8,40 часов до 8,42 часов привело к росту фонда рабочего времени на 1317 чел-часов.

Таким образом, наиболее сильное влияние на рост фонда рабочего времени оказал рост времени, отработанного одним работникам. Следовательно, остальные факторы находятся в оптимальных значениях и их изменение пока не оказывает сильного влияния на эффективность использования рабочего времени сотрудников транспортной организации.

По результатам анализа можно сказать, что в исследуемом периоде в организации произошло сокращение численности работников, что повлекло за собой сокращение календарного фонда времени. Также можно отметить довольно низкий образовательный уровень руководящего состава.

Производительность труда – один из ключевых показателей, характеризующий эффективность использования трудовых ресурсов в организации. Информация о динамике производительности работников организации представлена в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8 - Показатели производительности труда работников РДАУП «Автобусный парк №5» за 2006-2007 гг.

 

Показатели

2006 г.

2007 г.

Отклонение, (+/-)

Темп изменения, %

Грузооборот, тыс. ткм

10086,7

24598,2

14511,5

243,9

Пассажирооборт, тыс. пкм

100041,1

96872,1

-3169

96,8

Выручка от реализации услуг, млн р.

8058

10236

2178

127,0

Среднесписочная численность работников, чел.

401

416

15

103,7

Среднесписочная численность рабочих, чел.

304

295

-9

97,0

Численность водителей пассажирских рейсов

123

121

-2

98,4

Численность водителей грузовых рейсов

24

13

-11

54,2

Прибыль (убыток) отчетного периода, млн р.

-108

-186

-78

172,2

Чистая прибыль (убыток), млн р.

-249

-396

-147

159,0

Производительность труда работников,  млн р.

20,1

24,6

4,51

122,4

Производительность труда рабочих, млн р.

26,5

34,7

8,19

130,9

Производительность труда водителей пассажирский рейсов, тыс. ткм

813,3

800,6

-12,75

98,4

Информация о работе Анализ показателей по труду и расходов на его оплату, направления его совершенствования (на материалах РДАУП «Автобусный парк №5» г. Све