Анализ показателей по труду и расходов на его оплату, направления его совершенствования (на материалах РДАУП «Автобусный парк №5» г. Све

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей проблемой оплаты труда рабочих была и остается увязка и соответствие планируемой величины заработной платы с конечными результатами деятельности. Уровень заработной платы в плане должен в максимальной степени соответствовать фактическому уровню оплаты труда. Объектом исследования курсовой работы является РДАУП «Автобусный парк №5» г. Светлогорска. Предметом исследования курсовой работы являются показатели по труду, расходы на заработную плату, методика их анализа на объекте исследования. Цель написания курсовой работы состоит в исследовании методики анализа показателей по труду и расходов на его оплату, выявлении резервов повышения производительности труда, оптимизации расходов на заработную плату и роста доходов на объекте исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Экономическая сущность и значение трудовых ресурсов предприятия 7
1.2 Источники информационного обеспечения, методика анализа трудовых ресурсов организации и пути его совершенствования 15
1.3 Краткая экономическая характеристика РДАУП «Автобусный парк №5»
г. Светлогорска 28
2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА РДАУП «АВТОБУСНЫЙ ПАРК №5» г. СВЕТЛОГОРСКА 40
2.1 Анализ показателей по труду 40
2.2 Анализ расходов на оплату 49
2.3 Анализ влияния трудовых ресурсов и эффективности их использования на результаты деятельности организации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Файлы: 1 файл

Курсовая АХД РДАУП АП-5.doc

— 821.50 Кб (Скачать файл)

 

Окончание табл. 1.6

 

Показатели

На 01.01.2007 г.

На 01.01.2008 г.

Темп изменения (%) или отклонение (+; -)

7.6. Коэффициент обеспеченности просроченных обязательств активами (с. 5 : с. 1)

0,006

0,004

-0,002


 

На основании расчетов, представленных в таблице 1.6, можно сделать вывод, что организация принимает активные меры по наращиванию собственных оборотных средств. Причем их сумма имеет тенденцию к увеличению: за 2007 год их сумма выросла на 15,3% (с 10385 млн р. до 11975 млн р.).

Однако, в формировании оборотных активов собственные источники не принимали участия. Это отрицательно сказалось на показателях маневренности и обеспеченности собственными оборотными средствами, которые рассчитывать нецелесообразно.

Коэффициент независимости показывает долю источников собственных средств в общей сумме капитала организации. Он рассчитывается как отношение суммы источников собственных средств к общей сумме пассива. В организации этот коэффициент на начало и конец 2007 года составлял 0,754. Это значит, что 75,4%  всех источников средств принадлежит организации, остальные же источники являются заемными. Это также свидетельствует о низком  совокупном риске, консервативной стратегии финансирования активов. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами в течении всего периода оставался ниже 1. Следовательно, имущества организации хватит для покрытия всех обязательств организации. При этом сумма просроченной задолженности меньше, чем сумма средств на расчетном счете организации.

Коэффициент финансового левереджа показывает соотношение между заемными и собственными средствами. Низкое значение (0,385) этого показателя говорит о том, что организация привлекает мало заемных средств для финансирования своей деятельности.  Таким образом, организация имеет стабильную структуру источников средств и высокий уровень финансовой независимости и устойчивости. Вместе с тем, отсутствие собственного оборотного капитала требует разработки мер по вовлечению собственных источников в оборот.

Показатели деловой активности ГКОРУП «Автобусный парк №5» г. Светлогорска представлены в таблице 1.7. По данным таблицы 1.7 оборотные активы организации имеют оптимальный период одного оборота: 25,4 дней в 2006 году и 21,9 дней в 2007 году. Учитывая специфику деятельности организации – это вполне нормальный показатель. Сокращение длительности 1 оборота оборотных активов свидетельствует об ускорении их оборачиваемости, что расценивается положительно. Время обращения материальных оборотных активов сократилось на 1,4 дня и составило 11,7 дня, то есть оборачиваемость материальных оборотных активов ускорилась.

Таблица 1.7 –  Информация о динамике показателей деловой активности РДАУП «Автобусный парк №5» г. Светлогорска в 2006-2007 гг.

 

Показатели

2006 г.

2007 г.

Темпы изменения или отклонения (+;-)

1. Средняя стоимость оборотных  активов, млн р. (среднее значение с. 290 ф. 1)

568

624

109,9

В том числе:

     

1.1. Материальных оборотных активов, млн р. (среднее значение строк 210 и 220 ф. 1)

296

324

109,5

1.2. Дебиторской задолженности, млн  р. (среднее значение строк 230 и 240 ф. 1)

227

245

107,9

2. Средняя величина кредиторской задолженности, млн р. (среднее значение строк 530 и 540 ф. 1)

2401

3461

144,1

3. Выручка от реализации услуг, млн р. (с. 010 ф. 2)

8058

10236

127,0

4. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, млн р. (с. 030 ф. 2)

8152

9997

122,6

5. Оборачиваемость в днях:

     

5.1. Оборотных активов (с. 1×360 : с. 3)

25,4

21,9

-3,5

5.2. Материальных оборотных активов (с. 1.1×360 : с. 4)

13,1

11,7

-1,4

5.3. Дебиторской задолженности (с. 1.2×360: с. 3)

10,1

8,6

-1,5

5.4. Кредиторской задолженности (с. 2×360 : с. 4)

107,3

121,7

14,4

10. Продолжительность операционного  цикла (с. 5.2 + с. 5.3)

23,2

20,3

-2,9


 

Это является отрицательным моментом, поскольку требует больше финансовых средств для формирования запасов.

Сокращение длительности одного оборота дебиторской задолженности с 10,1 дней до 8,6 можно оценить двояко. Фактически длительность одного оборота показывает средний период погашения дебиторской задолженности. В нашем случае дебиторы могут бесплатно использовать ресурсы организации в течение 8,6 дней. В результате организация вынуждена финансировать свою деятельность за счет кредиторской задолженности, средний период погашения которой в  2007 году составил 121,7 дня.

Ускорение оборачиваемости оборотных активов является положительным фактором, поскольку не требует дополнительных затрат ресурсов для финансирования оборотных активов. Размер экономии средств в результате ускорения оборачиваемости рассчитывается по формуле 1.38:

 

,     (1.38)

 

где:  - сумма экономии средств;

- отклонение оборачиваемости оборотных  активов, дней;

- однодневная выручка отчетного  периода.

 

Сумма экономии средств будет равна:

Таким образом, сокращение длительности 1 оборота оборотных активов на 3,5 дней позволило сократить объем средств, привлекаемых в хозяйственный оборот на 99 млн р.

Далее проведем анализ рентабельности организации (табл. 1.8).

 

Таблица 1.8 – Информация о  динамике показателей рентабельности РДАУП «Автобусный парк №5» г. Светлогорска в 2006-2007 гг.

 

Показатели

2006 г.

2007 г.

Темпы изменения или отклонения (+;-)

1. Средняя стоимость активов, млн  р. (среднее значение по с. 300 ф. 1)

11209

15183

135,4

2. Выручка от реализации товаров, продукции,  
работ, услуг, млн р. (с. 010 ф. 2)

8058

10236

127,0

3. Полная себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг, млн  р. (с. 030 ф. 2 + с. 040 ф. 2 + с. 050 ф. 2)

8152

9997

122,6

4. Прибыль (убыток) от реализации  товаров, продукции, работ, услуг, млн р. (с. 060 ф. 2)

-697

-708

101,6

5. Прибыль (убыток), млн р. (с. 200 ф. 2)

-108

-186

172,2

6. Показатели рентабельности (убыточности), %

     

6.1. Рентабельность (убыточность) продаж (с. 4 : с. 2 × 100)

-8,65

-6,92

1,73

6.2. Рентабельность (убыточность) расходов (с. 4 : с. 3 × 100)

-8,55

-7,08

1,47

6.3. Рентабельность (убыточность) активов (с. 5 : с. 1 × 100)

-0,96

-1,23

-0,27


 

По данным таблицы 1.8 видно, что все РДАУП «Автобусный парк №5» в 2006 и 2007 годах работало не рентабельно, по причине понесенных убытков. Таким образом, рассчитывать показатели рентабельности смысла не имеет.

По итогам анализа можно сделать вывод, что автопарк имеет устойчивое финансовое положение, низкий финансовый риск, но вместе с тем неудовлетворительную ликвидность и работает нерентабельно.

 

 

2. АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ  
НА РДАУП «АВТОБУСНЫЙ ПАРК №5» г. СВЕТЛОГОРСКА

2.1 Анализ показателей по труду

 

 

Эффективность работы организации в значительной степени обусловлена количественным и качественным составом кадров, рациональным их использованием, организацией труда. Поэтому анализ трудовых ресурсов имеет большое значение, так как позволяет оценить не только количественные, но и качественные показатели трудового потенциала, такие как уровень образования, специализация, профессиональный опыт и т.д.

На первом этапе анализа трудовых ресурсов следует изучить динамику численности работников организации, для чего на основании приложений построим аналитическую таблицу 2.1.

 

Таблица 2.1 - Структура и динамика численности работников РДАУП «Автобусный парк №5» за 2006-2007 гг.

Показатели

2006 г.

2007 г.

Отклонение, (+/-)

Темп изменения, %

численность, чел.

удельный вес, %

численность, чел.

удельный вес, %

по численности, чел.

по удельному вес, %

Среднесписочная численность работников всего, чел.

401

100,0

416

100,0

15

-

103,7

в т.ч.:

             

персонал основной деятельности

348

86,8

338

81,3

-10

-5,5

97,5

в т.ч.:

             

рабочие

304

75,8

295

70,9

-9

-4,9

97,0

из них водители:

154

38,4

142

34,1

-12

-4,3

92,2

водители городских маршрутов

57

14,2

60

14,4

3

0,2

105,3

водители загородных маршрутов

66

16,5

61

14,7

-5

-1,8

92,4

грузового автотранспорта

24

6,0

13

3,1

-11

-2,9

54,2

специальных автомобилей

7

1,7

8

1,9

1

0,2

114,3

ремонтные и вспомогательные рабочие

95

23,7

95

22,8

 

-0,9

100,0

кондукторы

55

13,7

58

13,9

3

0,2

105,5

работники автостанции

26

6,5

25

6,0

-1

-0,5

96,2

Служащие

18

4,5

18

4,3

0

-0,2

103,6

из них:

         

0,0

 

руководители

4

1,0

4

1,0

0

0,0

100,0

специалисты

24

6,0

25

6,0

1

0,0

104,2

Персонал неосновной деятельности

53

13,2

78

18,8

25

5,6

155,8


 

По данным таблицы  2.1 хорошо видно, что в исследуемом периоде численность работников выросла на 15 человек. Причем рост произошел за счет роста персонала неосновной деятельности, численность которого выросла в течении исследуемого периода с 53 человек до 78 человек. Высокая численность персонала неосновной деятельности связана с наличием в структуре организации столовой, общежития, химчистки и швейного цеха, которые в совокупности обеспечивают от 13,2% в 2006 году до 18,8% в 2007 г. совокупной численности работников.

Персонал основной деятельности за соответствующий период сократился на 10 человек, что было вызвано сокращением грузового автопарка на 5 единиц в 2007 году. Соответственно сократилась численность водителей грузового автотранспорта на 11 человек (с 24 до 13 человек), а также водителей загородных маршрутов на 5 человек (с 66 до 61 человек). В 2007 году произошло увеличение численности следующих категорий водителей:

  • водители городских маршрутов – на 3 человека;
  • водители спецавтотранспорта на 1 человека.

В 2007 году численность ремонтных и вспомогательных работников не изменилась и осталась на уровне 95 человек, что составляет 23,7% от численности всех работников в 2006 году и 22,8% в 2007 году. Высокий удельный вес ремонтных и вспомогательных работников вызван необходимостью тщательного обслуживания автобусного парка, в котором довольно высокий удельный вес автобусов с износом более 70%. Численность руководящего состава организации относительно невелика – 4 человека и в течении исследуемого периода эта цифра не изменялась. А вот численность специалистов выросла на 1 человека в связи с увеличением штата инспекторов по кадрам до 2 человек. Структура кадрового состава организации складывалась на протяжении многих лет. Руководство автопарка считает имеющуюся структуру оптимальной. Более наглядно структура кадрового состава представлена на рисунке 2.1.


 

Рис. 2.1 – Структура кадрового состава работников 
РДАУП «Автобусный парк №5» за 2006-2007 гг.

 

Далее необходимо изучить образовательный состав работников РДАУП «Автобусный парк №5» (табл. 2.2). Отметим, что численность работников в таблице 2.2 будет отличаться от данных остальных таблиц, поскольку сведения об образовательном уровне даются по фактической численности работников на конец года.

 

Таблица 2.2 - Структура  численности и кадрового состава работников РДАУП «Автобусный парк №5» за 2006-2007 гг.

 

Категории работников

2006 г.

2007 г.

Отклонение, (+/-) 

Темп изменения, %

численность, чел.

удельный вес, %

численность, чел.

удельный вес, %

по численности, чел

по удельному весу, %

Всего работников

424

100,01

416

100,01

-8

0

98,1

в том числе, имеющих образование:

             

- высшее

30

7,08

34

8,17

4

1,09

113,3

-среднее специальное

80

18,87

91

21,88

11

3,01

113,8

- профессионально-техническое

215

50,71

178

42,79

-37

-7,92

82,8

- среднее 

78

18,40

91

21,88

13

3,48

116,7

- базовое

21

4,95

22

5,29

1

0,34

 

Руководители и специалисты, имеющие образование:

             

- высшее

22

5,19

26

6,25

4

1,06

118,2

- среднее специальное

4

0,94

2

0,48

-2

-0,46

50,0

- профессионально-техническое

2

0,47

1

0,24

-1

-0,23

х

Информация о работе Анализ показателей по труду и расходов на его оплату, направления его совершенствования (на материалах РДАУП «Автобусный парк №5» г. Све