Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 23:58, курсовая работа
Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи – экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением.
Введение
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.2.1 Факторы внешней среды
1.2.2 Факторы внутренней среды
1.3 Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия
1.3.1 SWOT – анализ
1.3.2 Модель пяти сил конкуренции М. Портера
1.3.3 Методика сравнительного анализа конкурентов
1.4 Способы повышения конкурентоспособности предприятия
2 Анализ и оценка конкурентоспособности ООО ПКФ «Ваш дом»
2.1 Общая характеристика ООО ПКФ «Ваш дом»
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Оценка эффективности хозяйственной деятельности
2.4 Диагностика вероятности банкротства ООО ПКФ «Ваш дом»
2.5 Сравнительный анализ конкурентов
2.6 SWOT – анализ предприятия
2.7 Техника безопасности и охрана труда
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности
3.1 Разработка стратегии для ООО ПКФ «Ваш дом»
3.2 Совершенствование системы управления запасами
3.3 Внедрение специализированного программного обеспечения
Заключение
Список использованных источников и литературы
Если значение этого коэффициента менее 1, то существует вероятность того, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнять свои обязательства перед кредиторами.
Поскольку структура баланса ООО ПКФ «Ваш дом» является удовлетворительной, рассчитаем коэффициент утраты платежеспособности:
Как показали произведенные расчеты, у компании нет угрозы утратить свою платежеспособность в течение ближайшего квартала, следовательно, вероятность банкротства для ООО ПКФ «Ваш дом» следует оценить как крайне низкую.
Помимо официальных рекомендаций отечественных специалистов для диагностики банкротства могут быть использованы зарубежные факторные модели. Наиболее распространенной среди них является пятифакторная модель Альтмана, которая представляет собой функцию от группы показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы, и имеет вид:
(2)
где К1 - прибыль до налогообложения / сумма активов;
К2 - выручка от реализации / сумма активов;
К3 - собственный капитал / привлеченный капитал;
К4 - нераспределенная прибыль / сумма активов;
К5 - собственный оборотный капитал / сумма активов.
Критическим значением Альтмана является показатель - 2,675. В зависимости от фактического значения индекса Z - степень вероятности банкротства можно подразделить на несколько групп:
Z < 1,8 - очень высокая степень вероятности банкротства;
Z 1,81 - 2,7 - высокая степень вероятности банкротства;
Z 2,71 - 2,9 - возможное банкротство;
Z > 2,9 - предприятие характеризуется достаточно устойчивым финансовым положением.[8]
Оценка вероятности банкротства ООО ПКФ «Ваш дом» представлена в таблице 17.
Таблица 17 - Оценка вероятности банкротства ООО ПКФ «Ваш дом» с использованием модели Альтмана
Показатели |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Отклонение 2006/2005 |
Отклонение 2007/2005 | |
Исходные данные, тыс.руб. | ||||||
1. Прибыль до налогообложения (стр. 140 ф.№2) |
1695 |
1436 |
-275 |
-259 |
-1970 | |
2. Сумма активов (стр.300 ф. №1) |
14012 |
16193 |
16785 |
2181 |
2773 | |
3. Выручка от реализации (стр. 010 ф.№2) |
22365 |
25340 |
34312 |
2975 |
11947 | |
4. Собственный капитал (стр. 490 ф.№1) |
11291 |
12542 |
14510 |
1251 |
3219 | |
5. Привлеченный капитал (стр. 590+690 ф№1) |
2721 |
3651 |
2275 |
930 |
-446 | |
6. Нераспределенная прибыль (стр.470 ф.№1) |
10976 |
12227 |
14389 |
1251 |
3413 | |
7. Собственный оборотный капитал (стр.490 - 190 ф.№1) |
10012 |
11299 |
13131 |
1287 |
3119 | |
Коэффициенты, доли единиц | ||||||
К1 (п. 1 : п. 2) |
0,1210 |
0,0887 |
-0,0164 |
-0,0323 |
-0,1374 | |
К2 (п. 3 : п. 2) |
1,5961 |
1,5649 |
2,0442 |
-0,0313 |
0,4481 | |
К3 (п. 4 : п. 5) |
4,1496 |
3,4352 |
6,3780 |
-0,7144 |
2,2284 | |
К4 (п. 6 : п. 2) |
0,7833 |
0,7551 |
0,8573 |
-0,0282 |
0,0739 | |
К5 (п. 7 : п. 2) |
0,7145 |
0,6978 |
0,7823 |
-0,0168 |
0,0678 | |
Z |
6,1996 |
5,6769 |
8,2144 |
-0,5227 |
2,0148 |
Как видно из таблицы 17 и рисунка 9, значение коэффициента Альтмана у ООО ПКФ «Ваш дом» в течение всего анализируемого периода существенно выше критического, что свидетельствует об устойчивом финансовом положении предприятия и низкой вероятности банкротства.
Рисунок 9 - Динамика показателя вероятности банкротства по методике Э. Альтмана
Подводя итоги анализу финансового состояния ООО ПКФ «Ваш дом», можно сделать следующие выводы:
2.5 Сравнительный анализ конкурентов
Анализ конкурентов был проведен на основе экспертных оценок. В качестве экспертов выступали: представитель поставщика ЗАО «ЧФМК», г. Череповец, генеральный директор магазина «Ремонт» и генеральный директор магазина «Хозяин».
В качестве основных конкурентов были выбраны предприятия: «Ремонт», «Хозяин», «Албена». Выбор основывается на выделении наиболее крупных на рассматриваемой нише рынка организаций (см. таблицу 18).
Таблица 18 - Оценка сравнительных преимуществ (по 5-ти бальной системе: минимальная оценка - 1; максимальная - 5)
В баллах
Факторы конкурентоспособности |
«Ваш дом» |
«Ремонт» |
«Хозяин» |
«Албена» |
Средний балл |
Средний балл |
Средний балл |
Средний балл | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Ассортимент |
5 |
5 |
3 |
4 |
2. Качество |
5 |
5 |
5 |
5 |
3. Качество предпродажного обслуживания |
5 |
5 |
5 |
5 |
4. Гарантийный срок |
5 |
5 |
5 |
5 |
5. Цена |
4 |
4,8 |
2 |
3 |
6.Условия процента скидки с цены |
Дисконтная карта с постоянным процентом скидки 3%, 5%, 7%
4 |
Скидки пенсионерам. Дисконтная карта с постоянным процентом скидки 3%, 5%, 7%
5 |
Накопительная система скидок 3%, 5%
3 |
Накопительная система скидок 5%, 10%,20%
4,5 |
7. Каналы сбыта |
4 |
5 |
3 |
4 |
8.Доставка товара клиенту |
1 |
1 |
1 |
1 |
9. Продвижение товара на рынках |
3 |
5 |
2 |
2 |
10. Реклама |
3 |
5 |
2 |
2 |
Общее количество баллов |
39 |
45,8 |
31 |
35,5 |
Лидером рынка является ООО «Ремонт».
ООО ПКФ «Ваш дом» отстает от непосредственного лидера на 6,8 баллов. Главными критериями, по которым ООО ПКФ «Ваш дом» уступает лидеру, являются цена, продвижение товара, реклама.
«Албена» уступает ООО ПКФ «Ваш дом» 3,5 балла, «Хозяин» - 8 баллов.
Анализ показателей ассортимента товаров показал, что относительно широкий ассортимент строительных материалов представлен в магазинах «Ремонт» и «Ваш дом» (более 500 наименований) - данному фактору конкурентоспособности на этих предприятиях присвоено 5 баллов. Хуже выбор в магазине «Албена» (350 наименований) - соответственно присвоено 4 балла. В магазине «Хозяин» широта ассортимента строительных материалов низкая и оценена тремя баллами.
Анализ качества предлагаемого ассортимента, анализ качества предпродажного обслуживания и гарантийный срок показали, что во всех четырех магазинах оцениваемая продукция соответствует базовым аналогам, представляющим научно-технические достижения, и выделенным из групп аналогов оцениваемой продукции по следующим показателям: технический уровень, эстетико-эргономический показатель, надежность, экономичность, безопасность, гарантия послепродажного обслуживания.
По такому фактору конкурентоспособности как цена ООО ПКФ «Ваш дом» уступает «Ремонту» 0,8 балла. Оценки конкурирующим предприятиям были выставлены на основе расчета коэффициента уровня цен для каждой фирмы (см. таблицу 19).
Коэффициент уровня цен (КУЦ):
КУЦ = (Цmах + Цmin)/2Цуф, (3)
где Цmах, Цmin -- соответственно максимальная и минимальная цена товара на рынке;
Цуф-- цена товара, установленная фирмой.
Коэффициент показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цен на продукт [20].
Таблица 19 - Коэффициент уровня цен конкурирующих фирм
Продукт, реализуемый предприятиями |
Цена за 1штуку, руб. |
Коэффициент уровня цены | ||||||||||||
«Ваш дом» |
«Ремонт» |
«Албена» |
«Хозяин» | |||||||||||
«Ваш дом» |
«Ремонт» |
«Албена» |
«Хозяин» |
|||||||||||
Компакт «Комфорт», Россия |
2000 |
1850 |
2160 |
2280 |
1,032 |
1,116 |
0,956 |
0,906 | ||||||
Плитонит А - 25кг, Россия |
300 |
279 |
320 |
365 |
1,073 |
1,154 |
1,006 |
0,882 | ||||||
Полиэтиленовая пленка 100 мкр., ширина- 3 м., Россия |
24 |
20 |
26 |
28 |
1 |
1,2 |
0,923 |
0,857 |
Одной из причин более высоких цен ООО ПКФ «Ваш дом», по сравнению с основным конкурентом, можно считать отсутствие работы с крупным оптом, так как у предприятия нет склада.
Анализируя систему скидок предоставляемых магазинами, следует отметить, что наиболее привлекательной обладает «Ремонт», за ним следует «Албена», далее «Ваш дом». Наименее привлекательна система скидок у «Хозяина». Такое конкурентное преимущество как доставка товара клиенту отсутствует у всех четырех конкурирующих фирм.
В успешности работы любой организации не малую роль играет реклама, поскольку реклама является одним из способов увеличения объема продаж товаров путем передачи информации о товарах потенциальным покупателям. На основе данных, представленных ООО ПКФ «Ваш дом» можно проследить динамику затрат на рекламу и возникшее в связи с этим изменение прибыли от рекламы (см. таблицу 20 и рисунок 10).
Таблица 20 - Изменения затрат на рекламу, прибыли от рекламы
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | ||||||
Затраты на рекламу, руб. |
Прибыль от рекламы, руб. |
Затраты на рекламу, руб. |
Прибыль от рекламы, руб. |
Затраты на рекламу, руб. |
Прибыль от рекламы, руб. | |||
20500 |
5800 |
20500 |
6230 |
48500 |
10580 |
Рисунок 10 - Динамика затрат на рекламу и возникшее в связи с этим изменение прибыли от рекламы
На данном этапе затраты на рекламу ООО ПКФ «Ваш дом» в несколько раз превышают приносимую прибыль. Поэтому организации необходимо пересмотреть используемые средства рекламы. Следовательно, данному фактору конкурентоспособности в ООО ПКФ «Ваш дом» присвоено 3 балла. Магазину «Ремонт» присвоено 5 баллов, так как данная фирма ведет активную рекламную компанию, используя более широкий спектр СМИ. «Албене» и «Хозяину» присвоено по 2 балла в связи с очень низкой рекламной активностью. Продвижение товара на рынок для ООО ПКФ «Ваш дом» оценено тремя баллами. Одной из причин слабого продвижения товара является отсутствие установленной стратегии предприятия.
Изучим положение рассматриваемых организаций с помощью многоугольника конкурентоспособности (см. рисунок 11).
Каждая ось отражает значения восьми исследуемых факторов по четырем рассмотренным организациям. По некоторым параметрам количество баллов совпадает, различия существуют в основном по: продвижению, цене и рекламе.
Информация о работе Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности