Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 22:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании изучения литературных источников и практики работы Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие (КСУП) «Экспериментальная база «Вольно» Барановичского района Брестской области, провести экономический анализ реализации продукции растениеводства, выявить резервы увеличения реализации продукции растениеводства, резервы увеличения прибыли и рентабельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономико-финансовое состояние действующего предприятия;
провести анализ производства и реализации продукции растениеводства;
проанализировать финансовые результаты от реализации продукции растениеводства;
рассчитать резервы увеличения объема реализации продукции растениеводства;
Большое влияние на объем реализации продукции оказывает ее качество. Чем выше качество продукции, реализованной государству, тем выше зачетная масса и цены, и наоборот, кооператив, реализующие продукцию низкого качества, нестандартную, много теряют в зачетной массе.
Чтобы рассчитать влияние данного фактора на объем реализации продукции государству, необходимо ее фактическую массу сопоставить с зачетной и определить потери или выигрыш (таблица 3.9).
Таблица 3.9 - Качество реализованной продукции в 2012 году
Вид продукции |
Реализовано |
Потери (-), выигрыш (+) | ||
Физическая масса, т |
Зачетная масса, т |
т |
% | |
Зерно |
6378 |
6321 |
-57 |
99,12 |
Рапс |
658 |
632 |
-26 |
96,05 |
Сахарная свекла |
12368 |
12625 |
257 |
100,02 |
Примечания:
1. Источник: данные Приложения А, Б, В.
2. Источник: собственная разработка.
Из таблицы 3.9 видно, что качество зерна на предприятии находится в проигрыше, так зачетная масса на 0,78% ниже, чем зерно сданное в физическом весе. Также качество рапса ниже на 3,95 % физической массы.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Косвенно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.
Финансовые результаты деятельности предприятия необходимо изучать в тесной связи с реализацией продукции. Приведем блок-схему факторного анализа денежной выручки на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Блок-схема факторного анализа денежной выручки
Далее проведем анализ влияния факторов на изменения денежной выручки от реализации продукции растениеводства по данным таблицы 3.10.
Таблица 3.10 - Влияние основных факторов на изменение денежной выручки от реализации продукции растениеводства
Вид продукции |
Количество реализованной продукции, т. |
Цена 1 т, тыс. руб. |
Выручка от реализации, млн.руб. |
Отклонение, млн.руб | ||||||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
Всего |
В т.ч. за счет | |||
Количество |
цена | |||||||||
Зерно |
6339 |
6321 |
713 |
1878 |
4520 |
11871 |
7351 |
7384 |
-33 | |
Рапс |
512 |
632 |
2179 |
3125 |
1116 |
1975 |
859 |
484 |
375 | |
Сахарная свекла |
11257 |
12625 |
245 |
350 |
2759 |
4419 |
1660 |
1181 |
479 |
Примечания:
1. Источник: данные Приложения А, Б, В.
2. Источник: собственная разработка.
Анализируя данные таблицы 4.10 можно сделать вывод, что выручка от реализации зерна увеличилась на 7351 млн. руб, в том числе за счет снижения цены реализации выручка сократилась на 33 млн. руб, а за счет увеличения количества реализованного зерна выручка увеличилась на 7384 млн.руб. Выручка от реализации рапса увеличивается на 859 млн. руб, в том числе за увеличения объема реализации она увеличивается на 484 млн. руб. и за счет возрастания средней цены реализации она увеличивается на 375 млн.руб. В связи с увеличением количества реализованной сахарной свеклы и цен реализации, увеличилась выручка от реализации сахарной свеклы на 1660 млн. руб.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от трех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРПi); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
где П – прибыль, млн.руб,
VРПi - объем реализации продукции, т,
Удi – удельный вес i-го вида продукции, %,
Цi - уровень среднереализационных цен, млн.руб/т,
Сi - себестоимость млн.руб/т.
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж отчетного года и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема продаж продукции в целом по предприятию, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
На данном предприятии индекс объема продаж составляет:
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличиться на 10% и составить 11407 тыс. руб. (10370 * 1,1).
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить, используя данные таблицы 3.11.
Таблица 3.11 - Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.
Показатель |
2011 год |
Данные 2011 года, пересчитанные на объем продаж 2012 года |
2012 год |
Выручка от реализации |
8911 |
14781,2 |
18716 |
Полная себестоимость |
7172 |
7745,8 |
13477 |
Прибыль от реализации продукции |
1739 |
1878 |
5239 |
Примечания:
1. Источник: данные Приложения А, Б, В.
2. Источник: собственная разработка.
Прибыль от реализации продукции растениеводства в 2012 году увеличилась на 3500 млн. руб. или на 201,3 %.
Если сравнить базовую и условную сумму прибыли, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при базовом уровне цен и себестоимости продукции, узнаем на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции.
Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо базовую прибыль умножить на процент изменения объема реализации продукции и результат разделить на 100%.
Влияние полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с базовой, пересчитанной на фактический объем продаж в отчетном периоде.
Изменение суммы
прибыли за счет отпускных цен
на продукцию находят
Результаты факторного анализа представим в виде таблицы 3.12.
Таблица 3.12 – Результаты анализа влияния факторов на изменение прибыли от реализации
Изменение суммы прибыли, млн.руб | ||||
общее |
В том числе за счет | |||
Объема реализации |
Цены |
Себестоимости |
Структурного фактора | |
3500 |
18,78 |
3934,8 |
-573,8 |
120,22 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи, себестоимости и среднереализационных цен (таблица 3.13). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
где П – прибыль, млн.руб;
VРПi - объем реализации продукции, т;
Цi - уровень среднереализационных цен, млн.руб/т;
Сi - себестоимость млн.руб/т.
Вид продук-ции |
Количество реализован-ной продукции, т |
Средняя цена реализации, млн.руб/т |
Себестоимость 1 т продукции, млн.руб |
Сумма прибыли от реализации продукции, млн.руб |
Изменение суммы прибыли, млн.руб | |||||||
общее |
В том числе за счет | |||||||||||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
Объема реализа-ции |
цены |
себестоимости | ||
Зерно |
6339 |
6321 |
0,713 |
1,878 |
0,537 |
1,188 |
1113 |
4363 |
3250 |
3 |
7363 |
-4110 |
Рапс |
512 |
632 |
2,179 |
3,125 |
1,871 |
2,493 |
158 |
399 |
241 |
37 |
598 |
-394 |
Сахарная свекла |
11257 |
12625 |
0,245 |
0,350 |
0,211 |
0,321 |
383 |
392 |
9 |
72 |
1325 |
-1388 |
Итого |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3500 |
132 |
3934,8 |
-573,8 |
Примечания:
1. Источник: данные Приложения А, Б, В.
2. Источник: собственная разработка.
Данные таблицы 4.11 показывают, что прибыль от реализации зерна увеличилась на 3250 млн. руб., в том числе за счет увеличения объема реализации она увеличилась на 3 млн.руб., за счет увеличения цены реализации она возросла на 7363 млн.руб. и за счет увеличения себестоимости она уменьшилась на 4110 млн.руб. Прибыль от реализации рапса увеличивается на 241 млн.руб., в том числе за счет роста цены реализация она на увеличивается 592 млн. руб. и за счет роста себестоимости она снижается на 394 млн. руб.
Информация о работе Значение и структура процесса реализации продукции растениеводства