Теории У. Ростоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Поскольку предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали ныне развитые капиталистические державы, то был сделан вывод, что можно использовать основные положения классической и неоклассической политэкономии для анализа мелкобуржуазной среды, а кейнсианские и неокейнсианские модели — для исследования государственного капитализма. Большое влияние иа становление современных западных концепций экономического роста оказала теория перехода к "самоподдерживающемуся росту", выдвинутая американским ученым Уолтом Уитменом Ростоу. Цель данной работы – рассмотрение теорий У. Ростоу с позиции влияния на экономическую теорию и экономическое развитие стран.

Файлы: 13 файлов

7545.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Основные положения "теории переходной экономики": институциональные  изменения и формирование многоукладности  экономики; на основе полезности и стоимости  труда, спроса и предложения разработка рыночных механизмов; представление  своей экономики как части мирового экономического сообщества, человек и его ценности  изначальный и конечный движущий мотив экономики; экономика способна оставаться нужной человеку только при расширенном саморазвитии; государство, не мешая экономической свободе, должно в целом управлять общенациональной экономикой, сохранять и укреплять ее целостность, и ее роль должна быть заметной.

Теория переходной экономики  должна служить теоретической и  методологической основой к прогнозным разработкам в новых условиях. От того, каким будет подход, будут  зависеть глубина, качество и целеустремленность анализа, обоснованность и надежность оценки, степень точности прогнозов и большая возможность их реализации. Верный методологический подход позволит основательно и обоснованно определить масштабы предстоящей задачи и полноценно просчитать: сколько и какие потребуются затраты и ресурсы? И можно "установить" сроки выполнения работы и "разбить" этапы выполнения работ.

 

2.2. Методология формирования принципов развития экономики в соответствии теорий У. Ростоу

Исходя из теоретических  основ понимания сущности Комплексной  основы развития, методология должна формировать принципы, в соответствии с которыми должна "конструироваться", развиваться и функционировать система комплексных основ развития. Комплексные основы развития должны представлять систему!... Эффективно работающую систему.

Так какие же принципы являются конструирующими?

Первый. Комплексные основы развития как система должны включать в себя материальные условия и ресурсы, социальноэкономический потенциал, здоровый, образованный и профессионально пригодный, качественный человеческий капитал, научнотехнический фундамент, финансовые источники, экономические механизмы хозяйствования, правовую нормативную базу обеспечения жизнедеятельности.

Второй. Система должна самообеспечить эффективное использование условий, средств, ресурсов, потенциала, предполагать и добиваться прибыльной работы рыночной экономической сферы в целом и хозяйствующих субъектов, в частности.

Третий. Системе должна быть гарантирована свобода экономики, ее открытость и рыночные правила хозяйствования, т.е. государственный диктат должен быть безвозвратно исключенным, но роль государства как общенационального координатора развития умно должна сохраниться, укрепиться и заметно, действенно чувствоваться.

Четвертый. Система должна включать в себя все многоукладные формы хозяйствования и содействовать становлению, развитию и процветанию каждой из них.

Пятый. Корень решения всех экономических и социальных проблем находится в состоянии и развитии экономики, и приоритетным направлением в создании Комплексной основы развития должно стать восстановление, возрождение и создание дееспособной экономики.

Шестой. Безусловно, основной целью достижения дееспособной комплексной основы развития должно стать повышение материального и духовного благополучия народа, т.е. сокращение бедности, повышение занятости, доходности населения, улучшение качества и повышение уровня жизни. Но в этапизации задач формирования КОР оно должно рассматриваться как следствие решения задач по КОР. При этапизации нужно ставить конкретные задачи формирования КОР.

При определении подходов к разработке КОР, безусловно, нужно выделять аналитическую часть, ключевые проблемы, определение задач что делать? Но здесь ничего, абсолютно ничего нового нет. Это присутствует в любой исследовательской работе естественным образом. А вот обосновать, оценить, раскрыть возможности решения задач  для этого требуются глубокий экономический анализ и оценка ресурсов, других возможностей, методов и средств.

Сделать работу прозрачной, доступной, легко читаемой, информационноточной  это технические требования к  любому исследовательскому проекту и мало относится к методологии. Они  внешнее оформление и информационное обеспечение, хотя и важны.

 

Заключение 

 

Дискуссия 1950-1970-х гг. о модернизации была весьма плодотворной. На «вызов» апологетов западного  пути развития последовал «ответ» интеллектуалов из, как правило, развивающихся стран.

Сопоставляя развитие третьего мира с положением в западных странах, приверженцы альтернативных теорий отрицательно оценили универсализм и однолинейность теории модернизации. По их мнению, современные страны третьего мира вовсе не являются традиционными, могущими в будущем стать обществами массового потребления. Уже сейчас развивающиеся страны включены в современную постколониальную мировую систему, где им отведена роль сырьевых придатков мира. В силу важности этой роли для Запада жители стран третьего мира обречены на нищету и приговорены к анклавному «периферийному капитализму», сосуществующему с отсталым сельским хозяйством.

Трансформационные процессы в обществе не могут не повлиять на эволюцию взглядов современных исследователей на «качество жизни». Трансформация важнейших институтов украинского общества непосредственно изменила критерии качества жизни. Сегодня к этим критериям относятся не только уровень преодоления социальной пропасти между «верхними» и «нижними» слоями общества, но и степень завоевания прав и свобод, степень сопряжения доходов с затратами труда, степень легитимизации социальной мобильности и др., т.е. учитывается степень маргинализации индивидов.

Впрочем, несмотря на справедливую критику взглядов сторонников модернизации, позитивный потенциал альтернативных теорий был невелик. Отмечая особенности развития стран третьего мира и неприменимость к ним западных стандартов, или критикуя империализм и современную глобальную экономику, которые привели к бедственному положению развивающихся стран, исследователи так и не смогли предложить своего сколько-нибудь конструктивного варианта преодоления слаборазвитости.

Вместе с тем появление  альтернативных теорий развития сыграло положительную роль в общественной науке, заставив сторонников универсальной модернизации пересмотреть и переосмыслить свои прежние концепции.

Теория стадий роста Ростоу представляет существенный шаг вперед по сравнению с теориями первой половины ХХ в. Вместе с тем эта концепция, претендующая на объяснение исторического процесса развития человечества, не свободна от существенных недостатков.

Во-первых, она характеризует экономические отношения не системно, анализируя лишь их отдельные элементы. Явно недооцениваются социально-правовые моменты.

Во-вторых, вольно или невольно искажается исторический процесс, так как абсолютизируется лишь один период развития — период модернизации, стадия подготовки и развертывания промышленной революции. Другие качественные этапы в развитии общества, в частности, замена присваивающего хозяйства производящим (неолитическая революция) и индустриального общества — постиндустриальным (научно-техническая революция) не получают никакого отражения.

В-третьих, сама промышленная революция трактуется несколько односторонне. На передний план выдвигаются главным образом социально-психологические характеристики, оставляя в тени всю гамму социально-экономических последствий, связанных с переходом от аграрного общества к индустриальному.

И наконец, в-четвертых, необходимо отметить довольно абстрактный характер количественных критериев, предложенных для выделения стадий.

 

Литература 

 

    1. Бестужев-Лада И.В. Методологические проблемы исследования качества, уровня и образа жизни. М.: Ин-т социолог. иссл. АН СССР, 1978.
    2. Бродель, Ф Что такое Франция? [Текст] / Ф. Бродель // Книга 2. Люди и вещи / Ф. Бродель. - М.: Наука, 2007.
    3. Вебер, М. Протестантская этика [Текст] / М. Вебер // Сборник статей Ч. II. - М.: Наука. - С. 72-90.
    4. Головаха Е.И. Иллюзия всеобщего обнищания и социальные конфликты: к анализу посттоталитарного развития украинского общества //Социологический журнал. - 2006. - № !\2. - с. 15-23.
    5. Нугаев М.А., Нугаев Р.М., Раймонов И.Т. Социально-экологические факторы в структуре качества жизни //Социс. - 2008. - №11. - с. 112-117.
    6. Попов С.И. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе. М.: Политиздат, 1977.
    7. Ростоу, У. Стадии экономического роста (некоммунистический манифест) [Текст] / У. Ростоу. - Нью-Йорк - М.: Наука, 1981.
    8. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М., 1978.
    9. Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. /Под ред. М.В. Удальцовой. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
    10. Старостин, Б. С. Социальное обновление: схемы и реальность [Текст] / Б.С. Старостин // Критический анализ буржуазных концепций модернизации развивающихся стран. - М.: Наука, 1981. - С. 38-54.
    11. Тодоров А. Качество жизни. М.: Прогресс, 1980.8. Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности //Социс. - 2000. - №2. - с. 7-12.
    12. Федотов, В.Г. Модернизация «другой» Европы [Текст] / В.Г. Федотов. - М.: Наука, 2007.
    13. Хобсбаум, Э. Век революций. Европа 1789-1848. [Текст] / Э. Хобсбаум. - М.: Наука, 2009.
    14. Хобсбаум, Э. Век капитала 1848-1875 [Текст] / Э. Хобсбаум. - М.: Наука, 2009.

 


Информация о работе Теории У. Ростоу