Оценка экономической эффективности инвестпроекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 04:36, курсовая работа

Описание работы

Характерными чертами рыночной экономики являются: динамичность экономической среды; постоянное изменение внешних и внутренних факторов, определяющих политику отечественных предприятий; изменение конкурентных цен на продукцию (услуги); колебание курсов валют; инфляционное обесценивание средств хозяйствующих субъектов; появление новых конкурентов, предоставляющих продукцию идентичную или превосходящую по качеству продукцию. Поэтому для поддержания конкурентоспособности предприятия и его доли рынка сбыта, предприятию необходимо постоянно производить реконструкцию производственных мощностей, модернизацию, обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ………………………………………….7
1.1 Понятие и виды инвестиционной деятельности организации……………..7
1.2 Экономические аспекты анализа эффективности инвестиционной
деятельности организации…………………………………………………..14
1.3 Общая характеристика методов оценки эффективности
инвестиционной деятельности……………………………………………...26

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНВЕСТИЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ РСУ «САНТЕХРАБОТ»)………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………….39
2.2 Исследование инвестиционной деятельности предприятия……………...50
2.3 Оценка эффективности реализации инвестиционных проектов
на предприятии………………………………………………………………53

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………70
3.1 Разработка рекомендаций по снижению инвестиционных рисков………70
3.2 Оптимизация источников финансирования проектов…………………….76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….84

Файлы: 1 файл

Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Для стоимостной оценки результатов и затрат могут быть использованы базисные, мировые, прогнозные и расчётные цены.

Коммерческая эффективность – соотношение финансовых результатов и затрат, обеспечивающих требуемую норму доходности [43.С.144].

При этом в качестве эффекта (Rt – Зt) выступает поток реальных денег.

Поток реальных денег (Фt) – разность между притоком и оттоком денежных средств на каждом шаге расчёта определяется по формуле 1.1:

 

Фt = Rt – Зt = (Rt – Зt*) – Kt ,    (1.1)

 

Сальдо реальных денег (Вt) – разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности на каждом шаге расчёта определяется по формуле 1.2:

 

Вt = Фt ± DФ = (Rt – Зt*) – Kt ± DФ ,  (1.2)

 

где DФ – сальдо финансовой деятельности.

Для дополнительной оценки коммерческой эффективности определяются:

– срок полного погашения задолженности;

– доля участника в общем объёме инвестиций.

Бюджетная эффективность – влияние результатов осуществляемого инвестиционного проекта на доходы и расходы соответствующего (республиканского, регионального или местного) бюджета [43.С.144].

Бюджетный эффект (Бt) на t - том шаге определяется по формуле 1.3:

 

Бt = Дt – Рt ,    (1.3)

 

где Дt – доходы бюджета;

Рt – расходы бюджета.

Интегральный бюджетный эффект [ЧД(Бt)] рассчитывается по формуле 1.4:

(1.4)

 

где t – шаг расчёта (0, 1, ... Т);

T – горизонт расчёта;

Дt – достигаемый результат на t-ом шаге расчёта;

Рt – осуществляемые затраты на t-ом шаге расчёта;

Е – норма дисконта.

Доходы бюджета состоят из:

1) налога на добавленную стоимость, специальных и иных налоговых поступлений с учётом предоставляемых льгот, рентных платежей отечественных и иностранных фирм (компаний) в части, относящейся к осуществлению инвестиционного проекта;

2) увеличения (уменьшения) налоговых  поступлений от сторонних предприятий и организаций, финансовое состояние которых изменяется вместе с реализацией инвестиционного проекта;

3) поступающих в бюджет таможенных  пошлин и акцизов по продуктам, производимым в соответствии с проектом;

4) эмиссионного дохода от выпуска  ценных бумаг под осуществление проекта;

5) дивидендов по принадлежащим  государству, региону акциям и  другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;

6) поступлений в бюджет подоходного  налога с заработной платы  российских и иностранных работников, начисленной за выполнение предусмотренных проектом работ;

7) поступлений в бюджет платы  за пользование землёй, водой  и другими природными ресурсами;

8) платы за недра, лицензии на  право ведения геологоразведочных  работ в части, зависящей от осуществления инвестиционного проекта;

9) доходов от лицензирования, конкурсов  и тендеров на разведку, строительство  и эксплуатацию объектов, предусмотренных  инвестиционным проектом;

10) погашения льготных, выделенных  за счёт средств бюджета, кредитов на проект и обслуживанию этих кредитов;

11) штрафов и санкций, связанных  с проектом, за нерациональное  использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов;

12) поступлений во внебюджетные  фонды (пенсионный фонд, медицинского и социального страхования) в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение предусмотренных проектом работ.

Расходы бюджета включают:

1) средства, выделяемые для прямого  бюджетного финансирования проекта;

2) кредиты Приднестровского республиканского банка, региональных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заёмных средств, подлежащих компенсации за счёт бюджета;

3) прямые бюджетные ассигнования  на надбавки к рыночным ценам  за топливо и энергоносители;

4) выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с реализацией инвестиционного проекта;

5) выплаты по ценным бумагам  государства;

6) государственные и региональные  гарантии инвестиционных рисков  иностранным и отечественным участникам;

7) средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций и компенсации иного ущерба от реализации инвестиционного проекта [43.С.146].

На базе имеющихся годовых бюджетных эффектов могут определяться также дополнительные показатели бюджетной эффективности по формуле 1.5:

 

(1.5)

Внутренняя норма бюджетной эффективности. Аналогично, чтобы инвестиционный проект был эффективным и целесообразным с точки зрения внедрения, необходимо соблюдение соотношения:  Евн > Ен.

Срок окупаемости бюджетных затрат рассчитывается с помощью формулы 1.6:

(1.6)

 

 

В завершении обоснования бюджетной эффективности устанавливается степень финансового участия государства (региона) в реализации инвестиционного проекта, которая определяется по формуле 1.7:

d = ,     (1.7)

где d – доля того или иного бюджета в реализации инвестиционного проекта;

РО – суммарные бюджетные расходы;

ЗО – интегральные затраты по инвестиционному проекту.

Экономическая эффективность – соотношение результатов проектов и затрат, выходящих за пределы прямых финансовых интересов участников и допускающих стоимостное измерение [26.С.145].

Показатели экономической эффективности отражают результативность инвестиционного проекта с точки зрения интересов всего мирового хозяйства, национальной (российской) экономики, регионов (субъектов федерации), отраслей, предприятий и организаций (субъектов хозяйствования).

Сравнение различных инвестиционных проектов, выбор лучшего из них, обоснование размеров и форм государственной поддержки в данном случае производится путём расчёта интегрального экономического эффекта, получаемого в целом для страны:

Сравнение различных инвестиционных проектов, выбор лучшего из них, обоснование размеров и форм государственной поддержки в данном случае производится путём расчёта интегрального экономического эффекта, получаемого в целом для страны по формуле 1.8:

(1.8)

 

где t – шаг расчёта (0, 1, ... Т);

T – горизонт расчёта;  

Пt – достигаемый результат на t-ом шаге расчёта;

St – осуществляемые затраты  на t-ом шаге расчёта;

Е – норма дисконта.

Обоснование экономической эффективности реализуемых инвестиционных проектов на мирохозяйственном уровне имеет приоритетное значение.

В ходе реализации крупномасштабных инвестиционных проектов с участием иностранных государств, которые оказывают существенное воздействие на состояние мирового рынка, необходимо определять мирохозяйственный экономический эффект по действующим мировым ценам на продукцию, работы и услуги.

В качестве результатов проекта здесь рассматриваются:

– конечные производственные результаты – выручка от реализации продукции, работ и услуг, за вычетом потребляемых самими участниками проекта;

– социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников инвестиционного проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку во всех затрагиваемых проектом регионах;

– косвенные финансовые результаты, обусловленные реализацией проекта изменения доходов отечественных и иностранных предприятий и граждан от рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества;

– затраты на обусловленную реализацией инвестиционного проекта консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

В состав затрат такого инвестиционного проекта входят текущие и дополнительные единовременные расходы российских и иностранных участников без повторного счёта. В эти затраты не входят:

– расходы предприятий-потребителей некоторой продукции на приобретение у других участников проекта;

– амортизационные отчисления по основным средствам, созданным одними участниками инвестиционного проекта и используемым другими;

– все виды платежей предприятий-участников в доход государства, в т.ч. налоговые платежи, экспортно-импортные пошлины. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе мирохозяйственных затрат только тогда, когда последствия их нарушения не выделены особо и не входят результаты инвестиционного проекта в стоимостном выражении;

– проценты по кредитам государственных и коммерческих банков, включённых в число участников проекта.

В расчётах экономической эффективности инвестиций на уровне национальной экономики в состав достигаемых эффектов входят:

– конечные производственные результаты – выручка от реализации работ, услуг и продукции;

– сумма полученных средств от продажи имущества и интеллектуальной собственности – лицензий, патентов, ноу-хау, компьютерных программ;

– социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, изменение социально-экологической обстановки в регионах;

– прямые финансовые результаты;

– кредиты и займы иностранных государств, банков, фирм и компаний, поступления от импортных пошлин.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением инвестиционного проекта, изменения доходов сторонних предприятий и граждан от рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества; затраты на обусловленную реализацией инвестиционного проекта консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций [31.С.135].

Социальные, экологические, политические и иные результаты, которые не поддаются стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели экономической эффективности в масштабе страны и влияют на принятие решения о реализации и государственной поддержке инвестиционных проектов.

Затраты на реализацию инвестиционного проекта содержат все текущие и дополнительные единовременные расходы участников, исчисленные без повторного счёта. В эти затраты не включаются:

– затраты предприятий-потребителей некоторой продукции на приобретение у других участников проекта;

– амортизационные отчисления по основным средствам, созданным одними участниками проекта и используемым другими участниками;

– все виды платежей российских предприятий-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи;

– штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе совокупных затрат на нужды национальной экономики только в том случае, если последствия их нарушения не выделены особо и не входят результаты инвестиционного проекта в стоимостном выражении;

– проценты по кредитам Приднестровского Республиканского банка, его агентов и коммерческих банков, входящих в состав участников инвестиционного проекта;

– затраты иностранных участников.

Основные средства, временно используемые участником инвестиционного проекта, учитываются следующими способами:

– остаточная стоимость основных средств на момент начала их использования включается в единовременные затраты;

– на момент прекращения эксплуатации единовременные затраты уменьшаются на величину остаточной стоимости этих средств;

– арендная плата за указанные основные средства за время их потребления входит в текущие затраты.

 

 

1.3 Общая характеристика методов оценки эффективности

инвестиционной деятельности

 

 

Реализация в процессе инвестиционной деятельности высокоэффективных проектов является главным условием ускорения экономического роста. В конечном счете эффективность инвестиционной деятельности и темпы экономического роста в значительной степени, а с ними и повышение эффективности деятельности предприятий определяют важнейшие акценты стратегии инвестиционного развития всего региона [37.С.9].

Как показывает продолжение результатов нашего исследования, имеются веские основания предположить, что низкая эффективность инвестиционной деятельности в нашей республике усиливает необходимость совершенствования методов определения эффективности инвестиционной деятельности.

Изучение трудов зарубежных авторов (в частности Дерил Норткотт, Беренс В. И Хавранек П.М.), отечественных авторов (в частности, Ковалев В.В., Косов В.В., Лившиц В.Н., Липсиц И.В.), а также действующих Методических рекомендаций позволили определить состав наиболее употребительных показателей эффективности инвестиций, используемых для оценки и отбора инвестиционных проектов к реализации [29.С.56].

Информация о работе Оценка экономической эффективности инвестпроекта