Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 11:11, курсовая работа
Целью моей работы является обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом работы производственно-технологической лаборатории на хлебозаводе г. Бреста. Для этого будут использованы различные литературные источники, а также данные, полученные непосредственно на хлебозаводе.
Введение 3
1 Научные аспекты управления качеством на хлебозаводе 5
Понятие качества и показатели качества на хлебозаводе 5
Оценка уровня качества 7
Сертификация, стандартизация в управлении качеством продукции 10
Особенности контроля качества продукции на хлебозаводах 14
Международные стандарты качества, их характеристика 17
Организация технохимического контроля качества в филиале Брестского хлебозавода ОАО «Берестейский пекарь» 20
Краткая характеристика хлебозавода ОАО «Берестейский пекарь» 20
Характеристика службы технического контроля качества на хлебозаводе 24
Анализ качества выполняемых работ 25
Функции, права и обязанности службы технического контроля 26
Виды, формы и методы технического контроля на хлебозаводе 31
Анализ причин и профилактика брака 33
3 Выводы и предложения по совершенствованию организации технического контроля качества на хлебозаводе ОАО «Берестейский пекарь» 35
Маркетинговые исследования 36
Заключение 46
Список использованной литературы
- на стадии изготовления и реализации
- базовый образец 3 – лучшие зарубежные изделия, поставляемые на конкретный рынок, показатели качества которых отвечают самым высоким требованиям, а затраты потребителя, связанные с его приобретением, являются наиболее низкими по сравнению с другими аналогичными изделиями;
- базовый образец 4 – изделие, пользующееся наибольшим спросом на рынке конкретной страны или определенного региона и не обязательно обладающее наивысшими показателями (в зависимости от уровня экономического развития страны и платежеспособности потребителя).
Выбор образца определяется целями оценки технического уровня продукции. Например, базовый образец 1 должен лежать в основе определения технико-экономической целесообразности проведения научно-исследовательских работ над принципиально новой продукцией и последующей ее постановки на производство, базовый образец 2 – в основе решения вопроса о сертификации продукции.
Выявление причин недостаточной конкурентоспособности поставляемого на конкретный рынок товара потребует его сопоставления с базовым образцом 3, а определение конкурентоспособности выпускаемого для внутреннего рынка, но не поставляемого в данный момент на экспорт товара – с базовым образцом 4.
Необходимо учитывать, что с момента выбора образца до выхода на рынок с аналогичным товаром проходит определенный период времени, в течение которого на рынке может появиться другое, более качественное изделие. Поэтому, ориентируясь даже на самый качественный существующий образец, необходимо не только обеспечить максимальную близость классификационных показателей образца и сравниваемого изделия, но и учитывать динамику развития показателей технического уровня образца на перспективу.
Исходную информацию о значениях показателей качества базового образца (конкурента) составляют
- фирменные, национальные, международные стандарты, действующие в стране предполагаемого экспорта;
- технические регламенты,
правительственные
- юридические номы поставки товара в страну экспорта;
- данные о патентной чистоте экспортных изделий и защите прав экспортера;
- справочники таможенной
статистики страны
- фирменные и национальные
статистические и научные
- отраслевые периодические
и специальные журналы и
- нормы и расценки, связанные
с доставкой, хранением, эксплуатацией
и ремонтом, техобслуживанием машин
и оборудования и другими
- результаты посещения специалистами фирм, выставок, ярмарок.
Для оценки технического уровня и качества продукции используют дифференциальный, обобщающий, смешанный и комплексный методы.
Дифференциальный метод, или метод относительных показателей, основан на сравнении единичных показателей качества оцениваемого и базового образцов.
Качество продукции определяется на основе сопоставительного анализа единичных показателей оцениваемого изделия, например показателя назначения, и конкретных аналогов – базовых изделий по формуле
где Д – относительный показатель качества,
Рi – значение i-того показателя оцениваемого изделия,
Рia – значение i-того показателя базового изделия,
N – количество показателей.
При незначительном количестве относительных показателей дифференциальный метод может оказаться наиболее быстрым для определения уровня качества продукции на конкретном рынке.
Если показателей много и оценка по ним вызывает затруднения (трудно отдать какому-либо из них предпочтение), используется обобщающий метод на основе определения обобщающего показателя качества
где – обобщающий показатель качества,
– относительный показатель качества,
N – количество показателей.
Уровень качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если значение обобщающего показателя, как и относительного, больше или равно единице.
Уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если большинство или все значения относительных показателей, а следовательно, и обобщающего показателя, меньше единицы.
Смешанный метод – сочетание дифференциального и обобщающего методов. Он применяется в случае, если обобщающий показатель качества недостаточно полно учитывает все существенные свойства изделия и не позволяет получить выводы относительно некоторых определенных групп свойств.
При смешанном методе оценки выполняются следующие действия
- часть единичных показателей
объединяют в группы и для
каждой группы определяют
- на основе получаемой
совокупности обобщенных и
Комплексный метод оценки уровня качества продукции основан на сравнении обобщающих показателей качества оцениваемого изделия, базового образца и суммарных затрат потребителя на их приобретение и эксплуатацию, т.е. определяется обобщающий показатель экономической эффективности
где и – обобщающий показатель качества оцениваемого изделия и базового образца соответственно,
З и – суммарные затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию оцениваемого изделия и базового образца соответственно.
Обобщающий показатель экономической эффективности свидетельствует об экономической целесообразности замены устаревшей продукции, если >1. Это значит, что затраты на выпуск изделия растут медленнее, чем увеличивается технический уровень и повышается качество продукции.
[3, с. 235]
Условием успешной реализации товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках является их соответствие требованиям норм, правил и законов, действующих в данной стране.
Расширение экспорта товара без его сертификации невозможно.
Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг, правоотношения, возникающие в процессе сертификации, а также права, обязанности, ответственность участников сертификации устанавливаются законодательно.
Сертификации подлежит продукция предприятий, учреждений, организаций вне зависимости от форм собственности и видов деятельности, а также на граждан – субъектов предпринимательской деятельности.
Сертификация продукции – это деятельность тех или иных органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции требованиям, которые установлены нормативными актами и конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.
Другими словами, сертификация – это средство заверения потребителя в том, что ему предоставляется продукция хорошего качества, заверенная нормативными документами.
Сертификация для потребителя – это гарантия высокого качества, а для изготовителя – одно из действенных средств рекламы, которая выделяет его продукцию среди аналогичных товаров.
Сертификация служит средством, предупреждающим на рынке появление товаров, угрожающих здоровью людей или окружающей среде.
Сертификация является действенным средством защиты национальных рынков от импортных товаров.
Фирмы-экспортеры стремятся поставить на внешний рынок максимальное количество товаров, так как при массовом производстве и реализации продукция дешевле и прибыль от ее реализации больше.
Покупатель же стремится приобрести товары лучшего качества и дешевле. Отсюда возникает необходимость регулировать процесс импорта на государственном уровне, так как производство ряда изделий из-за отсутствия спроса на «свою» продукцию может быть поставлено под угрозу, что приведет к крайне нежелательным последствиям. Сертификация же повышает уровень конкурентоспособности «своей» продукции.
Сертификация также способствует ускорению научно-технического прогресса. Стремление расширить рынки сбыта вынуждает предприятия непрерывно заниматься разработкой новых конструкций изделий, внедрять прогрессивные технологии, оборудование, материалы, совершенствовать организацию производства.
В зависимости от круга участников сертификация может быть международной, региональной, многосторонней, двусторонней и национальной.
По правовому признаку сертификация может быть обязательной и добровольной.
Обязательная сертификация – деятельность субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателю, обеспечивающему безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды, и другим показателям, установленным законодательно. Обязательной сертификации подлежат продукты питания, электрооборудование, машины и др.
Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую е, продавать запрещено.
Добровольная сертификация – деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, по которым законодательством проведение обязательной сертификации не предусмотрено.
Добровольная сертификация в основном затрагивает технические и эксплуатационные характеристики продукции, определяющие надежность, долговечность продукции, эстетические, экономические и другие показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.
По процедуре проведения различают самосертификацию и сертификацию, проводимую третьей стороной.
Самосертификация заключается в том, что мероприятия по обеспечению соответствия продукции требованиям стандартов проводятся предприятиями-изготовителями или различными объединениями производителей без участия третьей стороны.
Общими условиями самосертификации являются
- точные и полные требования
к изделию, определенные договорами
и другими нормативно-
- высокий уровень организации контроля качества продукции на предприятии, включая контроль сырья, материалов, технологических процессов, готовой продукции, упаковки и маркировки;
- полная ответственность
изготовителя за качество
- доступность покупателя
к информации о методах
Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонних организаций, которые оценивают и подтверждают правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляют испытание образцов, надзор за состоянием технологического процесса.
Сертификация третьей стороной является более предпочтительной, а выданный продукции сертификационный знак престижным испытательным центром, имеющим высокий международный авторитет, - лучшая реклама для изделия.
На продукцию, прошедшую сертификацию, выдается сертификат соответствия, продукция маркируется знаком соответствия, она заносится в сертификационном центре в список изделий, разрешенных к продаже, предприятию выдается свидетельство о признании сертификата.
Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации и подтверждающий соответствие сертифицированной продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации.
Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам системы сертификации подтверждает соответствие маркированной им продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации.