Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 06:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Товароведение".
Широкое применение - эмульсионные краски - суспензии пигментов в водных эмульсиях пленкообразующих веществ. Для создания эмульсии типа «масло в воде» в ЛК смеси добавляют спец. эмульгаторы (калиевые и натриевые мыла), что позволяет разбавлять их до раб. вязкости водой. В пром-сти для окрашивания ряда деталей авто, вагонов, разл. приборов, а также др. машин и изделий применяют порошковые краски - сухие смеси синтетич. смол с пигментами, наполнителями и пластификаторами, без растворителей. После нанесения на поверхность эти краски нагревают до 150-200°С, в рез-те полимерная основа расплавляется и частицы краски прочно сцепляются с поверхностью.
Лаки - растворы смол, битумов и др. пленкообразующих веществ в растворителях, кот. после высыхания образуют твердые, прозрачные и блестящие пленки. В зав-сти от вида пленкообразователя и растворителя лаки подразделяются на синтетические, нитро- и этилцеллюлозные, битумные и асфальтовые (на основе битумов и асфальтов) и др.
Синтетические лаки - растворы синтетических полимеров в разл. органич. растворителях, с хим. стойкостью, атмосферо- и термостойкостью, механ. прочностью, электроизоляц…
Эмали (эмалевые краски) - ЛКМ, получаемые растиранием пигмента (цинковые, титановые и свинцовые белила, кроны разл. цветов, ультрамарин, железный сурик и др.) летучесмоляными растворителями - лаками. После высыхания эмали образуют твердую, прочную и блестящую пленку. В зав-сти от вида пленкообразователя: масляные (30-60% пигмента), приготовляемые на масляных лаках; нитроэмали - на нитролаках; синтетические эмали - на основе различных смол. Масляные эмали применяются для окончательной отделки деталей машин и двигателей, приборов и изделий. Особенность - их медленное высыхание, малая стойкость к действию высоких температур и горюче-смазочных материалов. Они относятся к группе ограниченно атмосферостойких лакокрасочных материалов и применяются для окраски изделий внутри помещений с нормальным влажностным режимом эксплуатации. Нитроцеллюлозные эмали (НЦ-246 и др.) исп-ся в основном для окраски деталей, приборов, изделий, станков и другого оборудования, находящихся внутри помещений. Синтетические (смоляные) эмали имеют наибольшее применение, так как обладают высокими механ. свойствами, термостойкостью, высокой атмосфере-, водо- и хим. стойкостью, негорючестью, непродолжительностью высыхания и др. Эмали на основе фенолоформальдегидных смол (черного цвета, ФЛ-557 и ФЛ-787) обладают стойкостью к бензину и минер. маслам и применяются для окраски радиаторов и бензобаков, и на основе фенолоалкидной смолы (белого цвета, ФА-792) —для окраски различного оборудования и емкостей в пищевой промышленности. Кремннйорганические эмали (КО-89…) применяются для окраски металлических поверхностей, подвергающихся при эксплуатации нагреву: полиуретановые эмали (нпр, УР-175) обладают высокой адгезией и устойчивостью, прочностью и электроизоляционными свойствами, а эпоксидные эмали (ЭП-969…) – с высокими защитными свойствами, водо- и атмосферостойкостью, твердостью...
14. Твердое топливо (ТТ). Классификация, основные свойства.
Осн. хар-ки, опред-щие свойства и качество промышл. ТТ: теплота сгорания, содержание углерода и примесей, выход летучих веществ, спекаемость, плотность, прочность, размеры кусков и др. ТТ: высокое содержание внутр. и внешнего балласта, кот. ↓его теплотворную спос-сть. Тепловая ценность ископаемых углей - одного из важнейших видов промышл. топлива опред-ся степенью углефикации или степенью разложения, т. к. конечным продуктом разложения растит. остатков явл-ся углерод, содержание которого в углях в зав-сти от их возраста и месторождения находится в пределах от 55 до 97%. Водород находится в углях в своб. состоянии и при сгорании выделяет тепло.
Ископаемые углей: 1.Бурые - самые молодые продукты разложения исходных органич. веществ, 55-78% углерода. 2.Каменные угли и 3.антрациты - продукты более раннего разложения растит. организмов, 75-92% и 92-97% углерода.
Кислород, азот и сера, связанные с углеродом в разл. соединения, образуют смолистые вещества, содержание которых опред-ся выходом летучих веществ, кот. выделяются при нагревании углей без доступа воздуха и разложении их органич. и минер. частей. Чем ↑ в угле содержание углерода, тем ↓ в нем летучих веществ. Оставшийся нелетучий твердый остаток хар-ет спос-сть разл. углей спекаться и образовывать кокс - ценное технолог. топливо. Спекиемостъ - свойство некоторых видов углей при нагревании до 350-400°С переходить в пластическое состояние, а затем снова затвердевать, образуя прочный и пористый остаток - кокс с высоким содержанием углерода. Спос-сть углей образовывать кокс высокого качества - коксуемость.
Разновидность топлива - горючие сланцы, образовавшиеся при разложении без доступа воздуха морских растит. и животных организмов. Содержат ценную органич. массу (до 75% С и до 10% Н), имеют высокий выход летучих веществ (до 60%) и служат сырьем для хим. переработки. Высокая зольность (до 60%) и влажность (до 20%) горючих сланцев ↓ их тепловую ценность, и они исп-ся в основном в качестве местного топлива. К естеств. твердому топливу относится и торф - продукт разложения разл. остатков болотных растений, содержащий около 60% С и до 6% Н, вырабатывается в виде торфяных брикетов, крошки или кускового торфа и применяется как местное топливо. В качестве ТТ исп-ся также древесина и отходы с/х производства. Их удельный вес в топливном балансе страны незначителен Органич. часть древесины содержит около 50% С и до 6% Н.
Каменные угли в зав-сти от выхода летучих веществ и хар-ки нелетучего остатка (королька) классифицируются по маркам. Угли с наиб. выходом летучих веществ (37% и более) - длиннопламенные (условное обозначение Д), с наименьшим (менее 9%) - тощих (Т), а остальные - газовые (Г), жирные (Ж), коксовые (К) и отощенные спекающиеся (ОС) - заняли промежуточное значение. Хорошо спекаются угли марок Ж и К, слабее - газовые и отощенные спекающиеся угли; бурые и длиннопламенные, большинство тощих углей, а также антрациты и полуантрациты не спекаются.
Качество углей зависит от содержания минер. примесей (карбонаты кальция и магния, гипс, серный колчедан и др., влага), кот. ↓теплоту сгорания топлива, ухудшают качество и затрудняют условия его сжигания. При сжигании топлива несгоревшие минер. примеси образуют золу. Плотность угля - отношение его массы к массе такого же объема воды при температуре 20°С. Плотность бурых углей 1,1-1,5, а каменных и антрацитов 1,6-1,7. Насыпная плотность угля - отношение массы топлива в насыпном состоянии к его объему. Этот пок-ль зависит от гранулометрического состава угля, содержания минер. примесей и влаги и для разл. видов углей, составляет 0,8-1,3 т/м3. Пок-ль исп-ся при расчетах складских помещений, опред-ии массы угля в вагонах... Прочность углей - зависит от их фракционного состава. Наиб. прочность - длиннопламенные газовые угли и антрациты, наим. - жирные, коксовые, тощие и бурые угли. По размерам кусков бурые, каменные и антрациты (АП, АК…): плита (до 200 мм), крупный, орех, мелкий, семечко, штыб (менее 6). Чем крупнее куски, тем меньше содержание примесей и выше качество угля.
При маркировке топлива к усл. буквенному обозначению класса добавляют цифры в скобках — нижний и верхний пределы крупности. Например, БМ (13-25) означает - бурый, мелкий, размер кусков 13-25 мм; АК (50-100)— антрацит, крупный, размер кусков 50—100 мм.
16) Класс-я и
назнач-е товарных
15) Ископаемые угли.
1)Бурый угль – рыхлая порода от бурого до коричневого и черного цвета. Месторожд-я: Подмосковный бассейн, Канско-Ачинский и др. БУ обладают наим степенью углефикации и небольшой теплотой сгорания, т.к. содержат много внутр. и внешнего балласта: 20% кислорода и азота, 30% золы и 40% воды. Состав органич части (С, Н, О, N, S) также неоднороден и изменяется в завис-ти от месторождения, марки и класса. С – больше всего в составе, N – меньше. Теплота сгорания колеблется от 2000 до 5000 ккал/кг. Быстро разгораются и из-за высокого содержания серы образуют длинное и коптящее пламя, загрязняющую атмосферу, поэтому их исп-т за чертой города. Повышенный выход летучих вещ-в до 60% на горючую массу, что позволяет вырабатывать из них каменноугольную смолу и жидкое моторное топливо. По содержанию влаги: Б1 – более 40%, Б2 – 30-40%, Б3 – до 30%. Маркирую по размерам кусков. Исп-ся как топливо на месте добычи, т.к. из-за недостаточн механич прочности их нельзя перевезти на большие расстония. 2)Каменные угли – осн вид, удельный вес пр-ва = 80%. Месторожд: Донецкий, Кузнецкий, Карагандинский, Иркутский. КУ – плотная порода черного цвета с сероватым оттенком. Балласт КУ: 10% кислорода и азота, 6-15% золы, 4-12% воды. Состав органич массы различ от месторожд и марки. Такой же, как у БУ, только О меньше. КУ с высоким выходом летучих в-в легко разгораются и горят пламенем, с низким – без пламени. Теплота сгорания: 5000-7000. Маркируют по размерам кусокв. В завис-ти от хим состава может исп-ся для получения металлургич кокса и попутных продуктов кокс-ния (смола, кокс. газ), являющихся ценным хим сырьем, а также сжигаться в кач-ве топлива. 3)Антрацит – наиб углефицированный вид, содержит 95% углерода. А – плотная масса черного ув с мет блеском. Почти не имеет летучих в-в. Содержит 5% воды и 15% золы, поэтому трудно разгорается и горит без пламени. Месторожд: Донецкий б. Теплота сгорания: 6000-7000. Исп-ся как топливо для энергетич, трансп, бытовых и др нужд и непригоден для хим переработки, т.к. содержит мало летучих в-в, а коксовый остаток имеет порошкообразный вид. Маркир-ся по размерам кусков.
17) Автомоб-й бензин. Важная хар-ка – детонационная стойкость: чем выше, тем эфф-нее работа двигателя. С ↑степени сжатия горючей смеси ↑мощность и коэфф-т полезного действия двиг-ля. Но если очень сжать, то наруш-ся норм горение топлива и наступает детонац-е горение, что создает вибрацию и стук, вызывают неполное сгорание топлива, снижение мощности и преждеврем износ деталей. Чтобы исключить детонацию, надо применять только те марки бензинов, кот рекоменд-ся заводами-изготовителями авто для конкр-х видов двигателей. Спос-сть топлива противостоять детонац-у сгоранию – это детонац стойкость, она хар-ся октановым числом – усл ед-ца, численно равная % озооктана в смеси и равноценная по своим антид-м св-вам топливу. Если Б детонирует, как смесь из 76% изооктана и 24% гептана, то октановое число=76. Чем оно выше, тем больше может быть сжата в цилиндре горючая смесь. Для ↑детонац стойкости в топливо добавляют антидетонаторы. Нпр, тетраэтилсвинец, что повышает его окт число. Тогда Б стан-ся этилированным. Ядовит. Окрашивается. Также есть новые нетоксичные марганцевые антид-ры. Тогда Б – неэтилиров. Марки: А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. А – автом-й. Цифра – миним окт число. Буква И значит, что окт число уст-но исследоват-м методом. 72 – не этилир-й, исп-ся для двигателей с высокой степенью сжатия: «Волга» и др. 76 – желтый, «Москвич» и др. 93 – оранжевый, «Жигули» и др. 98 – синий, «Чайка» и др. Фракционный состав – пок-ль кач-ва бензина и его испаряемости, отчего зависят образование горючей смеси, продолж-ть прогрева и легкость пуска двигателя. Испарение при темп-ре= 35-200 гр. Легкие фракции (от начала испарения до выкипания 10%) хар-ют пусковые св-ва, чем ниже темп-ра выкипания, тем выше св-ва. Промышл-тью выпуск-ся сезонные (летние и зимние) Б. Темп-ра разгонки 50% топлива хар-ет содержание средних фракций, скорость прогрева двигателя и динамику разгона авто и д б для летнего – не более 110гр, зимнего – не б 100гр. Хим стабильность хар-ся стойкостью Б к окислению, смоло- и нагарообразованию и др хим изм-ям в двигателе и зависит от фракц состава топлива. Выражается длительностью индукционного периода – времени искусственного окисления бензина. Для повышения зим ст-ти добавляют антиокислители. Кислостность Б хар-ся числом миллиграммов едкого кали. Наличие сернистых соединений и воды вызывает коррозию. Не допускаются мех примеси, вызывающие засорение.
18) Дизельное топливо. Предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Преимущество перед карбюраторным: высокая степень сжатия (до 18), след-но расход топлива на 30 % ниже. Но они более сложные и большие. Осн пок-ли: 1)Цетановое число —пок-ль воспламеняемости. Опр-т запуск двигателя, расход топлива и дымность отработавших газов. Чем выше ЦЧ, тем быстрее произойдут процессы предварит. окисления в камере сгорания, тем скорее воспламенится смесь и запустится двигатель. Европейский стандарт: нижний предел ЦЧ — 48 ед-ц. 2)Испаряемость (фракционный состав) На сгорание топлива более легкого ФС расход-ся меньше воздуха, при этом благодаря уменьш-ю времени, необх-го для образования топливовоздушной смеси, процессы смесеобразования протекают более полно. Время прокручивания двигателя при запуске его на топливе со ср темп-рой кипения 200—225 °С в 9 раз меньше, чем на топливе с 285 °С. 3)Вязкость. Более низкая В обеспечивает лучшее распиливание топлива; более высокая – увелич-ся диаметр капель и умен-ся полное их сгорание, в рез-те увелич-ся удельный расход топлива, растет дымность отработавших газов. Влияет на наполнение насоса и на утечку топлива через зазоры. Летнее Т, получаемое из западносибирской нефти, в котором преобладают парафино-нафтеновые углеводороды, имеет В при 20°С=4,0 мм2/с. 4)Низкотемпер-ные св-ва хар-ся: темп-рой помутнения, фильтруемости и застывания. Последняя опр-т условия складского хранения. В ДТ исп-ся углеводороды. Наиб высокие темп-ры плавл-я имеют парафиновые углеврды с длинной неразветвленной цепью углев-ных атомов. Для обеспечения требуемых темп-р помутнения и застывания зимние ДТ получают облегчением фракционного состава. Так, для получения ДТ с t3 = –35 °С и tп = –25 °С требуется понизить темп-ру конца кипения топлива с 360 до 320 °С. 5)Смазывающие. Топливо - это смазочный материал для движущихся деталей. СС значит хуже, чем у масел, т.к. и вязкость, и содержание поверхностно-активных веществ меньше. Противоизносные св-ва улучш-ся с увеличением содержания ПАВ, вязкости и темп-ры выкип-я. 6)Хим стабильность - спос-сть противостоять окислительным процессам, протекающим при хранении. Самыми сильными промоторами смоло- и осадкообразования являются азотистые и сернистые соединения. ХС оценив-ся по кол-ву образовавшегося в топливе осадка (мг/100 мл). 7)Коррозионная агрессивность. Пок-ли: содержание общей серы, содержание меркаптановой серы и сероводорода, водорасворимых кислот и щелочей, испытание на медной пластинке. Соврем-я технология получения ДТ исключает присутствие элементной серы и сероводорода в излишних кол-вах. Влияние оказывает глубина гидроочистки, т.к. при этом ПАВ и ухудшаются защитные св-ва. Повышение содержания меркаптановой серы с 0,01 % (норма ГОСТ) до 0,06 % увеличивает коррозию в 2р. Коррозия повыш-ся, если в топливе присутствует металл. Зимнее и летнее топливо примерно одинаково. 8)Склонность к нагарообразованию опр-т эфф-ть и надежность работы двигателя. Для плунжеров и гильз топливных насосов зазоры составляют 1,5—4,0 мкм. Частицы загрязнений, размер которых более 4,0 мкм, вызывают повышенный износ деталей, что опр-т и соотв-щие требования к очистке топлива. Чистоту топлива оцен-т коэфф-том фильтруемости = отношение времени фильтрования через бумагу десятой порции топлива к первой. На это влияет наличие воды (не более 0,01%), механических примесей (не более 0,004%), смолистых веществ, мыл нафтеновых кислот.