Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей, оно предопределяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой.
Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ..3
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 6
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЫХОВСКОГО РАЙПО И РАЙОНА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
3 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРО В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ В БЫХОВСКОМ РАЙПО 23
3.1 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОСТРОЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 23
3.2 МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА 29
3.3 КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ТОРГОВОГО АСОРТИМЕТА 34
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА РОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОАВРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕБЫХОВСКОГОРАЙПО 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Файлы: 1 файл

Новая Курсовая работа.docx

— 134.43 Кб (Скачать файл)

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных Быховского райпо

 

В результате проведенного ABC-анализа продовольственных товаров, наибольший объем реализации пришелся всего на семь товарных групп из двадцати четырёх. Это товарные группы: водка , с объемом реализации 13090млн р., что составляет 10,5 % от общего объема реализации;продукты из мяса, с объемом реализации 13004 млн р., что в процентном отношении составило 10,4 % от общего  объема реализации; вино, объем реализации которых составил 12254млн р., а в относительном выражении 9,8 % от общего объема реализации; хлеб и хлебобулочные изделия, с объемом реализации 9491млн р., что составило 7,6 % от общего объема; табачные изделия с объемом реализации 7641 млн р., что составило 6,1 % от общего объема продаж;пиво с объемом реализации 7605 млн р., что составило 6,1 % от общего объема продаж; а такжемолочная продукция с объемом реализации 7288млн р., что составило 5,8 % от общего объема продаж.

Эти товарные группы отнесены к группе А. Следовательно, можно сделать вывод, что эти 12 товарных групп в сумме долей с накопительным итогом составляют 77,7 %, т.е. на них приходится 77,7 % реализации или 97119млн р. Поэтому можно сделать вывод, что данные товары пользуются наибольшим спросом у населения.

В группу В входят 7 товарных групп, на которые приходится 16,8 % объема реализации или же 20989 млн р. Группа С представлена 8 товарной группой на которые приходится 5,5 % объема реализации или  6871 млн р.

Анализ доли продаж в общем обороте для каждой из групп необходим для перераспределения внимания и усилий по работе с ассортиментом. Наиболее важным группам, а именно: водке , продуктам из мяса, вину, хлебу и хлебобулочным изделием,табачным изделием, пиву, а также молочной продукции должно быть уделено большее внимание, отдача от приложенных усилий будет максимальна для данных групп, занимающих большую долю в объеме продаж. Необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. По этим товарам допустимо создавать страховой запас с избытком.

Проанализировав, таким образом, вклад каждой группы в оборот магазина, можно сделать выводы, что какие-то группы нуждаются в развитии, как, например, коньяк и коньячные напитки, бренди; соль;консервы из мясные;мука;консервы рыбные и др. товары с наименьшим объемом реализации. Возможно, эти группы недостаточно представлены в магазине или по ним неадекватное ценообразование. Также возможно, что именно эти группы попадают под жесткую конкуренцию внутри района - напротив продовольственных магазинов находится специализированный магазин, например, «Чай и кофе» и др., и именно поэтому данные группы в продовольственных магазинах райпо продаются хуже, чем предполагалось. В таком случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, чтобы предложить покупателям более выгодную покупку.

На основе полученных данных построим кривую концентрации Лоренца, которая отображена на  рисунке 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание – Рисунок 2 – АВС- анализ продовольственных товаров Быховского райпо.

 

Данная кривая наглядно демонстрирует какую роль играют товары группы А, хотя в эту группу и входит всего 12 позиций, но они дают 77,7 % общего объема реализации, в то время как товары группы 8 хотя и насчитывают 9 товарную позицию, но дают лишь 5,5 % от общего объема реализации продовольственных товаров по Быховскому райпо.

Таким образом, в результате проведенного АВС- анализа продовольственных товаров Быховскому райпо необходимо уделить большее внимание товарам, входящим в группу А, так как отдача от приложенных усилий будет максимальна для данных групп и выяснить причины небольшого объема реализации товаров, входящих в группу С и постараться устранить выявленные недостатки. Возможно, расширить ассортимент либо снизить цены на данные товары.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подробно изучив материалы курсовой работы по теме «Формирование ассортимента продовольственных товаров организации розничной торговли в современных условиях»,таким образом, подведя итог можно отметить следующее:

Торговый ассортимент – перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети. Он включает сотни тысяч наименований и разновидностей товаров, выпускаемых предприятиями различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Формирование ассортимента – это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую                 эффективность деятельности организации.

Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения – от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом торговый ассортимент в конечном звене товародвижения – магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и услуг.

Розничная торговля является завершающим звеном процесса продвижения товара от производителей до потребителей и отражает все противоречия, успехи и недостатки экономических методов регулирования экономики предприятия и государства.

Быхосвкое райпо является структурной единицей потребительской кооперации и обслуживает в основном сельское население.

          Основная цель создания Общества - удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов  Общества, обслуживаемого населения.

       Основными задачами общества  являются:

  • организация оптовой и розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия), общественного питания;

  • закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов и другое;

  • производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров;

  • оказание платных услуг населению;

  • организация рынков для торговли товарами;

  • осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

В Быховском райпо работают руководители и специалисты преимущественно с высшим образованием.

Розничный товарооборот райпо за анализируемый период имел тенденцию к увеличению как в действующих, так и в сопоставимых ценах, также увеличилась прибыль от реализации товаров.

Удельный вес товарооборота Быховского райпо в розничном товарообороте Могилевского района в 2012 г. увеличился по сравнению с 2011 г.

Увеличились за анализируемый период количество и торговая площадь продовольственных магазинов, что свидетельствует о повышении спроса у населения на продовольственные товары.

          Отрицательным результатом деятельности  райпо является то, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. уменьшился удельный вес населения, обслуживаемого Быховским райпо.

          Объем продовольственных и непродовольственных  товаров за анализируемый период  также имел тенденцию к увеличению  в 2012 г. по сравнению с 2011 г. Продовольственные товары занимали наибольший удельный вес в структуре розничного товарооборота на протяжении анализируемого периода, чем непродовольственные.

Наименьшее отклонение от нормативного значения имели такие товарные группы как продукты из мяса; рис и прочая продукция; соль; молочные продукты, что свидетельствует о том, что данные товары пользуются наибольшим спросом у населения среди представленных продовольственных товаров.

Наибольшее отклонение от нормативного значения было у таких товарных групп как  чай, кофе, какао, специи; лапша и макаронные изделия; консервы мясные, что говорит о наименьшем спросе на данные товары у населения.

Количество разновидностей товаров и товарных групп  изменяется в зависимости от площади магазинов и численности населения, проживающего на их территории, а коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента изменяются в зависимости от соответствия фактического наличия разновидностей товаров по данным контрольных проверок и количества товаров, предусмотренного ассортиментным перечнем.

В результате проведенного анализа, можно выделить товарные позиции, которые пользуются наибольшим спросом в магазинах Быховского райпо: вино, пиво, водка и ликеро-водочные изделия, продукты из мяса, молоко и молочная продукция, табачные изделия. Следовательно, необходимо увеличивать количество и ассортимент данных товаров, а также соблюдать ряд других принципов формирования ассортимента, таких как:

-   комплексное удовлетворение  спроса населения;

- соответствие ассортимента  характеру предъявляемого спроса  и обеспечение достаточной глубины, широты, устойчивости ассортимента.

Необходимо систематически контролировать полноту, устойчивость ассортимента, своевременно завозить в магазины товары отсутствующие в продаже и пользующиеся спросом.

Для определения товарных групп, по которым должно произойти расширение либо сокращение ассортимента Быховского райпо необходимо выделить и проанализировать следующие факторы:

- изменения, происходящие  в товарном ассортименте организаций-конкурентов, реализующих аналогичную продукцию, которые также работают над  оптимизацией товарной номенклатуры, обновление товарного ассортимента;

- изменения спроса на  реализуемые фирмой товары, требующие  четкого руководства деятельностью  организации и разработкисоответствующих  мер ассортиментной политики, которые  бы позволили противостоять сужению  рынка и умело пользоваться расширением рыночных возможностей;

- желание и предпочтение  покупателей, закупать большое число  наименований продукции у одного предприятия, что обеспечивает им надежность, привычность деловых контактов, экономию времени при переговорах.

Для увеличения спроса на предлагаемую продукцию Быховского   райпо необходимо выполнить ряд следующих маркетинговых мероприятий:

- проведение коммерческой  службой исследований рынка с  целью выявления возможностей  расширения занимаемой доли;

- разработка плана маркетинговых  мероприятий по расширению занимаемой  доли;

- выполнение плана маркетинговых  мероприятий;

- активизация рекламно-информационной  активности.

Для повышения эффективности коммерческой деятельности Быховского райпо необходимо постоянно следить за состоянием рынка (его конъюнктуры, потребителя, конкурентов); необходимо производить мониторинг рынка и на основе полученных результатов принимать решения о том, в каких продуктах нуждается потребитель, и только после этого заключать договора

Что же касается показателей оборачиваемости, то следует отметить, что Быховское райпо должно постоянно стремиться к ее ускорению. В этом случае увеличение скорости реализации нерентабельных или низкорентабельных товаров может обеспечить получение некоторой прибыли за счет снижения затрат на их хранение и реализацию.

Анализ доли продаж в общем обороте для каждой из групп необходим для перераспределения внимания и усилий по работе с ассортиментом. Наиболее важным группам, а именно: водке и ликеро-водочным изделиям, продуктам из мяса, вину, хлебу и хлебобулочным изделием,табачным изделием, пиву, а также молочной продукции должно быть уделено большее внимание, отдача от приложенных усилий будет максимальна для данных групп, занимающих большую долю в объеме продаж. Необходимо обеспечивать постоянное наличие этих товаров. По этим товарам допустимо создавать страховой запас с избытком.

Такие группы, как, например, соль, консервы мясные, мука и др. товары с наименьшим объемом реализации нуждаются в развитии. В таком случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, чтобы предложить покупателям более выгодную покупку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 1Абчук, В.А. Коммерция: учебник для вузов / В.А. Абчук. –  СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 – 475с.

2 Бузукова, Е. А.Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице/Е. А. Бузукова; под ред. С. В. Сысоевой. – СПб: Питер, 2009 – 432 с.

3Бунеева, Р.И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник / Р.И. Бунеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 365 с.

4 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник /          С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова . – Минск: Выш. шк., 2005. – 352 с.

5 Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник для вузов / С.Н. Виноградрва, О.В. Пигунова. –  2-е изд., перераб. –  Минск: Выш.шк., 2005. – 480 с.

6 Дроздин, Д. Управление процессом продаж: модель рынка одного вида товара с учетом конкуренции / Д. Дроздин // Проблемы теории и практики управления.- 2009.-№1. с. 106-114.

7 Коммерческая деятельность: практикум для аудиторных занятий / под ред. С.П. Гурской. – Гомель, БТЭУ ПК, 2009. – 148 с.

8 Лифиц, И. М. Показатели ассортимента: унификация терминологии и моделирования / И. М. Лифиц, М.А.Черкасова // Маркетинг.–2008.– С. 113 –125.

9 Любецкий, П. Исследование регионального розничного рынка продовольствия / П. Любецкий // Продажи.- 2009.- №2. – с. 19-27.

10 Минько, Э. В. Основы коммерции : учеб.пособие для вузов /       Э. В. Минько, А. Э. Минько. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 512 с.

11 Об ассортиментных перечнях товаров: Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г., № 36.  – Мн.: Министерство торговли, 2006. – 5 с.

12 Организация коммерческой деятельности: справ.пособие /     С.Н. Виноградова [ и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. — Минск: Выш. школа, 2000. 495 с.

13  Осипова, Л.В. Основы   коммерческой  деятельности:  учебник для вузов / Л.В.Осипова, И.М. Синяева— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Информация о работе Состояние и перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь