Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:26, курс лекций
Лекция 2. Воздействие поражающих факторов ядерного оружия, обычных средств поражения и основных АХОВ на население и объекты
1 Изучить характеристику очага ядерного поражения.
2 Изучить характеристику очагов поражения обычных средств
поражения
3 Ознакомить с воздействием токсичных свойств основных АХОВ на
население
К рекогносцировке привлекаются заместители руководителя учения, начальник штаба руководства (старший группы управления) с одним, двумя работниками и помощник руководителя по имитации.
Разработка учебно-методических документов
Для проведения учений, как правило, разрабатываются следующие документы: план проведения учения, организационные указания по подготовке к учению, схема организации руководства учением, частные планы заместителей и помощников руководителя, а также посредников, планы материально-технического обеспечения и имитации.
Если в ходе учения будут проводиться
исследования отдельных вопросов организации
и ведения гражданской обороны,
целесообразно разрабатывать
План проведения учения – основной учебно–методический документ, в котором излагается ход учения и определяется последовательность отработки учебных вопросов и проведения практических мероприятий по этапам учения.
План проведения учения разрабатывается текстуально и включает тему учения, учебные цели, состав участников, время и продолжительность учения, район (место) учения, этапы, их содержание и продолжительность, учебные вопросы каждого этапа.
При разработке плана желательно предусматривать отработку вопросов ''час за час'', то есть вести учение в реальном масштабе времени. При ограниченном времени, отводимом на учение в целом, для отработки отдельных вопросов можно вводить оперативное время.
В графе ''Обстановка'' (содержание вводной) излагается обстановка, создаваемая для отработки каждого учебного вопроса. Здесь же может быть описано полное содержание вводной, а если к плану прилагается отдельный документ – перечень и содержание вручаемых вводных, то в этой графе указывается только ее номер.
Работа руководителя, его заместителей и помощников, штаба руководства (группы управления) и посредников может излагаться в одной графе. Для руководителя учения в соответствии с планом проведения учения может разрабатываться личный план работы, в котором указывается время и содержание его работы в различных звеньях, привлеченных на учение (проведение розыгрыша наиболее важных эпизодов учения, заслушивание решений и отдаваемых распоряжений и др.).
Ожидаемые действия обучаемых в плане проведения учения можно разрабатывать для штаба, служб, эвакокомиссии, комиссии по чрезвычайным ситуациям, руководителей формирований и их штабов, других обучаемых в отдельных графах, или в одной графе. Можно объединять несколько обучаемых категорий в одну графу.
К плану проведения учения прилагаются схемы района учения и объекта.
Предложить слушателям ознакомиться с содержанием схем района учения и объекта.
План проведения учения разрабатывается
штабом руководства (группой управления),
подписывается начальником
Организационные указания по подготовке к учению разрабатываются в форме приказа. И доводятся до исполнителей заблаговременно с тем, чтобы они имели возможность выполнить все предусмотренные в приказе мероприятия (содержание приказа доведено в начале изложения данного вопроса).
Схема организации руководства учением. На ней показываются руководство учением и все органы управления ГО предприятия, организации учреждения, а также формирования общего назначения и служб, привлекаемые на учения (или командиры и штабы), посредники при соответствующих участниках учения. Схема подписывается начальником штаба руководства и утверждается руководителем учения.
Частные планы заместителей, помощников руководителя и посредников являются их основными методическими документами для руководства отработкой намеченных учебных вопросов и проверки выполнения практических мероприятий определенной категории обучаемых. В частных планах указываются тема учения, учебные цели – общие и для конкретной категории обучаемых; состав участников учения; время проведения учения; район учения; порядок проведения учения; этапы, их содержание и продолжительность; учебные вопросы, частная обстановка, на фоне которой отрабатывается каждый учебный вопрос (содержание вводной); порядок работы заместителя (помощника) руководителя или посредника; ожидаемые действия обучаемых. Подписывается частный план заместителем (помощником), посредником и утверждается руководителем учения.
План имитации.
В нем отражаются все мероприятия по имитации, которые требуется провести при подготовке к учению и в ходе его проведения. В плане предусматриваются место имитации; вид имитации; срок готовности; силы и средства, выделяемые для имитации; количество статистов и обозначаемое ими число ''пораженных''; ответственный за имитацию.
Имитация должна быть так подготовлена,
чтобы обучаемые без вмешательс
План имитации разрабатывается и подписывается помощником руководителя по имитации, согласовывается с начальником штаба руководства (старшим группы управления) и утверждается руководителем учения.
План материально –
План проведения исследований разрабатывается текстуально. В нем определяются цель исследования, порядок проведения исследования по этапам учения; отрабатываемые вопросы командно-штабного учения; характер исследования в ходе отработки учебных вопросов; метод исследования; в каком обучаемом звене проводится исследование; порядок исследования и обобщения; сроки исследования.
План исследования подписывается начальником штаба руководства (старшим группы управления) и помощником руководителя по исследованию и утверждается руководителем учения.
А теперь рассмотрим как и в чем должна заключаться подготовка к учению.
Подготовка руководства
Подготовка осуществляется лично руководителем учения и начальником штаба руководства (старшим группы управления) и преследует цель обеспечить глубокое изучение реального состояния гражданской обороны на объекте и установить единство взглядов на порядок отработки учебных вопросов.
Основными методами подготовки руководства и посредников к учению являются проведение с ними лекций, докладов, семинаров, групповых упражнений, инструкторско-методических занятий, летучек, проведение розыгрыша учения или отдельных его эпизодов на картах и непосредственно на местности, а также самостоятельная подготовка.
Подготовка участников учения осуществляется путем самостоятельного изучения плана гражданской обороны объекта, плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, необходимых руководящих документов.
Отдел, (сектор) по делам ГОЧС, службы, комиссия по чрезвычайным ситуациям, эвакокомиссия, штабы формирований и производственные подразделения готовятся на штабных тренировках.
Личный состав формирований, привлекаемых на учения, готовится на практических и тактико-специальных занятиях.
Подготовка учебно-материальной базы
В первую очередь приводятся в готовность к учению пункты управления, рабочие места участников учения, средства связи и оповещения. Предусматривается выделение необходимых средств связи, транспорта. Готовятся учебный пункт объекта и тематические классы.
Все формирования, участвующие в учении, обеспечиваются имуществом, инструментами, приборами в соответствии с табелем. Готовятся учебные городки и подготавливаются натурные участки.
Проводятся мероприятия по подготовке и осуществлению имитации и обозначению участков разрушений и заражения.
Методика проведения командно – штабных учений
Командно-штабные учения проводятся, как правило, по реальным планам. Если, например, учение проводится по теме ''Работа отдела (сектора) по делам ГОЧС, комиссии по чрезвычайным ситуациям, эвакокомиссии и служб ГО объекта по организации и проведению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации'', то на первом этапе учения отрабатываются вопросы по организации и проведению мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, то есть вопросы, связанные с приведением в готовность органов управления, с подготовкой к защите персонала объекта от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, повышением устойчивости работы объекта в условиях чрезвычайной ситуации и подготовкой сил и средств для проведения АСДНР в очаге чрезвычайной ситуации.
Этот этап учения обычно начинается с оповещения и сбора участников учения.
Руководство учением и посредники контролируют ход оповещения и сбора руководящего состава объекта, хронометрируют затрачиваемое на это время.
После сбора руководящего состава руководитель учения в роли начальника гражданской обороны объекта вводит ''План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на мирное время'' и ставит задачи руководящему составу на выполнение мероприятий в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации.
Предоставив руководящему составу время для уяснения полученных задач и доведения их до подчиненных, руководитель учения, его заместители и посредники проверяют работу обучаемых, требуют организации выполнения всего комплекса мероприятий, предусмотренных планом и функциональными обязанностями должностных лиц. Учат руководящий состав, отдел (сектор) по делам ГОЧС, комиссию по чрезвычайным ситуациям, эвакокомиссию, службы, привлеченных на учение командиров формирований организации выполнения плановых мероприятий, контролю за исполнением отданных распоряжений и выполнению своих обязанностей.
Руководитель учения может заслушать доклад или решение любого из обучаемых по сложившейся обстановке.
При проведении учений на сельскохозяйственных объектах с подготовкой к защите населения руководство учением отрабатывает с обучаемыми подготовку к защите сельскохозяйственных животных, кормов, источников воды, сельскохозяйственной продукции.
В заключение отработки учебных вопросов первого этапа учения, руководством рассматриваются донесения о проделанной работе, представленные участниками учения.
Убедившись в том, что вопросы первого этапа учения отработаны в полном объеме, руководитель переходит к отработке учебных вопросов второго этапа – организация и проведение мероприятий при возникновении чрезвычайной ситуации.
Отработка учебных вопросов этого этапа начинается с момента вручения вводной о чрезвычайной ситуации. После вручения вводной руководство учений и посредники контролируют порядок приведения органов управления, сил и средств в чрезвычайный режим функционирования, введение плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. То есть, как практически проводится:
оповещение органов управления, работников объекта о возникновении чрезвычайной ситуации;
выдвижение оперативной группы в район чрезвычайной ситуации, организация разведки в очаге чрезвычайной ситуации и прогнозирование обстановки;
организация защиты и защита работников объекта;
организация локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация восстановления первоочередного жизнеобеспечения пострадавших работников и членов их семей;
организация работ по обеспечению устойчивого функционирования объекта.
После объявления руководителем учения принятого решения на проведение АСДНР руководство учением, посредники лично изучают стиль и методы работы обучаемых по доведению принятого решения и задач до подчиненных, организацию и проведение АСДНР, обеспечение эффективного применения сил и средств. Заслушивают краткие доклады и изучают отработанные документы, оказывают помощь обучаемым в выполнении функциональных обязанностей. Обращают внимание на слаженность и согласованность в работе между структурными подразделениями.
Руководство учением и посредники в ходе изучения отработанных документов обучаемыми проверяют и оценивают их реальность, соответствие планам гражданской обороны, нормативным документам и обстановке.
Розыгрыш действий по вводным должен осуществляться на основе плана проведения учения. Штаб руководства (группа управления) с учетом анализа этих решений и распоряжений разрабатывает и докладывает руководителю предложения по дальнейшему наращиванию обстановки.
Наращивание данных об обстановке должно
осуществляться таким образом, чтобы
она вынуждала обучаемых