Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:26, курс лекций
Лекция 2. Воздействие поражающих факторов ядерного оружия, обычных средств поражения и основных АХОВ на население и объекты
1 Изучить характеристику очага ядерного поражения.
2 Изучить характеристику очагов поражения обычных средств
поражения
3 Ознакомить с воздействием токсичных свойств основных АХОВ на
население
Для обучения проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ проводится подготовка района (места) проведения учения. Основная цель этой работы заключается в создании обстановки, приближенной к реальной, предусмотренной «Планом действий объекта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на мирное время» или «Планом гражданской обороны».
Разобрав подготовку ТСУ с формированиями, преподаватель подводит итог по второму учебному вопросу, отвечает на вопросы слушателей и может им задать вопрос: «Доложите, что включает план проведения учения?» Заслушав ответ, преподаватель переходит к изучению следующего вопроса.
Перед раскрытием порядка проведения учения преподаватель может задать вопрос «Доложите, где должен находиться в ходе учения руководитель и посредники и их действия?»
Ожидаемый ответ:
«В ходе учения руководитель учения находится вместе с руководителем формирования. Он учит управлению формированием, ведению разведки, сбору и обобщению данных обстановки, принятию решений, организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ».
Посредники находятся при командирах тех формирований, к которым они назначены. В ходе учения в соответствии с частными планами они способствуют обучению командиров и личного состава формирований организации и умелому проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Используя средства имитации и вводные, посредники создают и наращивают обстановку на местах (участках) спасательных работ. При отработке каждого учебного вопроса ведут записи о действиях формирований, их выучке, недостатках и поучительных примерах.
По окончании учения посредники докладывают руководителю учения свои данные для разбора.
Заслушав ответы обучаемых, преподаватель продолжает изложение материала по вопросу.
Учения начинаются с приведения формирования в готовность. Руководители формирования проводит оповещение и сбор личного состава, при этом отрабатываются нормативные показатели, указанные в планах гражданской обороны мирного или военного времени. После этого личный состав получает табельное имущество, экипируется и выстраивается для проверки готовности к действиям. При отработке тематики мирного времени формирования из района сбора выдвигаются к местам выполнения работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, военного времени - непосредственно из района сбора в район размещения в загородной зоне.
После приведения формирований в готовность руководитель учения (посредник) вручает руководителям формирований тактическое задание, в котором указываются обстановка и задачи формирования, после чего руководителям формирований предоставляется время для уяснения полученной задачи, оценки обстановки, принятия решения и постановки задач подчиненным, а также для организации действий формирований.
Оценивая обстановку, руководитель формирования определяет характер и объем разрушений, пожаров, заражения радиоактивными или аварийно химически опасными веществами, виды предстоящих работ, их объемы и возможности формирования по их выполнению, состояние маршрутов выдвижения к участкам проведения работ, влияние местности, погоды, времени года и суток на выполнение задачи.
В решении руководитель формирования определяет замысел действий, в котором предусматривает последовательность выполнения работ, распределение сил и средств по участкам (местам) работ, где сосредоточить основные усилия, сроки выполнения работ, порядок выдвижения к участкам (местам) работ, порядок взаимодействия и управления формированием.
По прибытии в район (к месту) проведения работ руководитель формирований доводят до личного состава обстановку и ставит задачу, в которой указывает: какие виды спасательных работ провести; порядок использования техники; места погрузки пораженных, травмированных на транспорт и порядок их эвакуации; время начала и окончания работ; свое место и место заместителя.
В зависимости от характера выполняемых работ при постановке задач могут быть указаны и другие пункты. Так, например, при работе на местности, зараженной радиоактивными веществами, указывается допустимая доза радиоактивного облучения, при локализации и ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте - время нахождения на зараженной территории и т.д.
В ходе проведения спасательных работ создается обстановка приближенная к реальной.
В соответствии с замыслом учения и предназначением формирования на учении могут отрабатываться следующие вопросы:
для спасательных формирований - разборка завалов и розыск пораженных, оказание им первой медицинской помощи, вынос к местам погрузки, спасение людей из разрушенных, затопленных и горящих зданий, эвакуация из зон заражения, затопления в безопасные места и другие вопросы;
для специальных формирований - спасение пострадавших, оказание им первой медицинской помощи, локализация и ликвидация последствий аварии в промышленных зданиях, сооружениях, на коммунально-энергетических сетях, обеззараживание территории и другие задачи, определяемые спецификой объектов повышенной опасности для жизни людей;
для аварийно-технических формирований - отыскание и устранение аварий на коммунальных и технологических сетях.
Другие формирования на учении отрабатывают вопросы в соответствии с их предназначением.
В ходе учения между формированиями общего назначения и специальными формированиями организуется взаимодействие. При этом руководитель учения особое внимание обращает на согласование действий между формированиями по задачам, объектам работ и времени, слаженность их действий при выдвижении к местам работ, очередность выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ каждым формированием.
Для наращивания обстановки руководитель лично или через своих помощников, путем вручения вводных, доводит до обучаемых изменения в обстановке, новые данные о последствиях чрезвычайной ситуации, увеличении масштабов аварии, о выходе из строя людей, техники, об изменении радиационной (химической) обстановки.
Руководитель учения добивается от руководителя формирований осуществления маневра силами и средствами с учетом складывающейся обстановки, принятия новых решений по организации и проведению аварийно- спасательных и других неотложных работ в высоком темпе, проявления инициативы и находчивости.
При оценке действий обучаемых формирований учитываются:
Заканчивать учение целесообразно выводом формирования из района (с места учения) и проведением, при необходимости, санитарной обработки людей и специальной отработки техники.
По окончании учения руководитель дает указания о месте и времени сосредоточения формирований, о проверке личного состава и техники, о приведении в порядок места проведения учения, а также о месте и времени разбора учения.
Разбор является заключительной частью учения. Цель разбора состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа подвести итоги учения и определить, в какой степени достигнуты учебные цели и выполнены учебные задачи.
Разбор проводит руководитель учения.
Разбор проводится в начале с руководителями, а затем с рядовым составом формирования.
Во время разбора указываются тема и учебные цели, обстановка в которой действовали обучаемые, а затем разбираются конкретные действия командиров и личного состава формирований по этапам учения.
В конце разбора руководитель учения определяет, в какой степени достигнуты учебные цели; оценивает действия обучаемых с обязательной краткой характеристикой примеров правильных решений, а также отмечает недостатки, которые имели место; указывает, на что нужно обратить внимание в ходе дальнейшей подготовки командиров и личного состава формирований.
Общие оценки формированиям, а также индивидуальные оценки командирам и личному составу заносятся в соответствующие журналы учета подготовки формирований.
Далее преподаватель предлагает слушателям приступить к разработке плана проведения тактико-специального учения. Для чего доводит до них исходные данные, необходимые для разработки плана и определяет время на практическую работу. По завершении этой работы преподаватель проводит разбор составленных планов и подводит итоги занятия.
4-й учебный вопрос: Сущность и цели комплексного учения (КУ). Подготовка КУ. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения. Критерии оценки учения. Разбор КУ.
Комплексное учение является высшей
и наиболее эффективной формой подготовки
объекта к проведению мероприятий
гражданской обороны и ликвидац
На комплексном учении осуществляется подготовка всего работающего коллектива.
Комплексное учение завершает трехлетний период подготовки руководителей предприятий, комиссии по чрезвычайным и аварийным ситуациям, органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, эвакуационных органов, служб ГО и формирований.
Руководителем комплексного учения является, как правило, начальник гражданской обороны объекта.
Для подготовки и проведения учения
назначаются заместители и
Работа руководителя, его заместителей, помощников, посредников и штаба руководства при подготовке комплексного учения во многом идентична деятельности по подготовке командно-штабного и тактико-специального учений.
Количество заместителей, помощников руководителя учения и посредников должно быть таким, чтобы иметь возможность обучать орган управления по делам ГОЧС, комиссию по чрезвычайным и аварийным ситуациям, эвакокомиссию, каждую службу ГО, все основные формирования, а также все структурные подразделения и осуществлять контроль за их действиями.
Они обязаны:
принимать участие в разработке плана проведения учения; составлять частные планы своей работы;
знать замысел и план проведения учения;
грамотно проводить розыгрыш действий участников учения, добиваясь своевременной и полной отработки учебных вопросов;
анализировать действия обучаемых и готовить материалы разбора.
Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения.
Подготовка к проведению комплексного учения проводится лично руководителем учения. Начинается она с разработки приказа, который доводится до исполнителей не позднее, чем за 2 месяца до начала учения.
Осуществляется подготовка учения в соответствии с календарным планом, который разрабатывается штабом руководства (группой управления), утверждается руководителем учения и не позднее, чем за полтора месяца до начала учения доводится до исполнителей.
Весь комплекс работ по подготовке учения должен базироваться на мероприятиях «Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на мирное время» и «Плана гражданской обороны», опираться на производственную базу объекта, учитывать специфику производства, местные и другие особенности.
Готовясь к учению, руководитель лично обучает заместителей, помощников, штаб руководства (группу управления) и посредников. Каждый из них обязан знать основные положения нормативных и правовых документов, относящихся к теме учения, главные мероприятия «Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Плана гражданской обороны объекта», тему и цель учения, свои обязанности при отработке учебных вопросов.
Непосредственно перед учением со всеми его участниками изучаются меры безопасности, особенно на участках проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
На основании указаний руководителя для проведения учения разрабатываются следующие документы:
план проведения учения;
план исследований по вопросам устойчивости работы объекта (если оно предусматривается на учении);
организационные указания (оформляются в форме приказа);
частные планы заместителей, помощников руководителя учения и посредников;
инструкция по мерам безопасности.
Прежде чем окончательно завершить работу над планом учения проводится рекогносцировка района учений, уточняются отдельные элементы местности, состояние коммунально-энергетических сетей, подъездных путей, мест хранения АХОВ и других обладающих повышенной опасностью веществ и материалов.
На рекогносцировку