Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:26, курс лекций
Лекция 2. Воздействие поражающих факторов ядерного оружия, обычных средств поражения и основных АХОВ на население и объекты
1 Изучить характеристику очага ядерного поражения.
2 Изучить характеристику очагов поражения обычных средств
поражения
3 Ознакомить с воздействием токсичных свойств основных АХОВ на
население
Изучает организацию всех видов обеспечения и управления эвакомероприятиями с учетом обстановки, на фоне которой проходит учение, определяет степень согласования эвакомероприятий между объектом в городе и эвакоприемной комиссией в сельской местности, куда предусматривается экстренное отселение или эвакуация работников объекта.
При проведении учения с сельскохозяйственными объектами руководство учения и посредники создают обстановку и отрабатывают экстренную эвакуацию населения, сельскохозяйственных животных, вывоз сельскохозяйственной продукции и других материальных ценностей.
По вопросам эвакуации могут быть заслушаны:
На этом этапе
учения руководитель, его заместители,
помощники и посредники на фоне созданной
обстановки обеспечивают отработку
других специальных задач и
Мероприятия по повышению устойчивости работы объекта на данном этапе учения по многим позициям должны отрабатываться практически. Для проверки эффективности проводимых мероприятий по устойчивости, объявляются соответствующие вводные, например, о возникновении очагов поражения в результате производственных аварий: выбросе аварийно химически опасного вещества, возникновении пожаров на складах горючего; выходе из строя объектов энергетики, водо- и газоснабжения, ценного оборудования, отдельных цехов, запасов сырья, топлива и т.д.
Перед тем, как перейти к отработке вопросов, следующего этапа, руководитель учения (по его поручению заместители и помощники) может заслушать всех должностных лиц, участвующих в учении или отдельных из них, командиров
формирований.
Методика отработки вопросов на следующих этапах, если они планируются или по другим темам учения, аналогична рассмотренной на первом и втором этапах, учения.
После отработки всех намеченных учебных вопросов практические действия обучаемых по команде руководителя учения заканчиваются, техника возвращается на свои места, а учению объявляется отбой.
Для оценки степени готовности, эффективности выполнения задач, активности работы на учениях органов управления, служб и формирований могут быть использованы оправдавшие себя на практике основные качественные и количественные показатели.
Критерии оценки.
Оценка |
Требования |
“с решением учебных задач в ходе учения (тренировки) справился” |
Разработанные формализованные документы обеспечивают сокращение времени для оформления приказов, распоряжений, решений, донесений, расчетов; функциональные обязанности в объеме занимаемой должности знает, выполнял уверено и в полном объеме; складывающаяся обстановка оценивалась правильно; в соответствии с обстановкой и приведенными расчетами своевременно вырабатывал целесообразные решения и предложения по решению; документы исполнены своевременно с высокой штабной культурой, донесения в соответствии с требованиями и в установленные сроки; отдаваемые приказы, распоряжения, указания обеспечили своевременное и полное выполнение поставленных задач. |
“с решением учебных задач в ходе учения (тренировки) справился с трудом” |
Разработанные формализованные документы обеспечивают сокращение времени для оформления приказов, распоряжений, решений, донесений, расчетов; функциональные обязанности знает; складывающаяся обстановка оценивалась не всегда правильно, выработанные решения и предложения по решению были целесообразными и подкреплялись соответствующими расчетами, но имели отдельные недостатки; документы исполнялись не в полном объеме с нарушениями установленных сроков и имели отдельные недостатки в оформлении; расчеты проводились с отдельными недостатками и не полностью обеспечивали своевременность и целесообразность принимаемых решений; донесения отрабатывались по установленной форме с незначительным опозданием; отдаваемые приказы, распоряжения, указания не в полной мере обеспечивали своевременное и полное выполнение поставленных задач. |
“с решением учебных задач в ходе учения (тренировки) не справился” |
Разработанные формализованные документы не обеспечивают сокращение времени для оформления приказов, распоряжений, решений, донесений, расчетов; функциональные обязанности знает; складывающаяся обстановка оценивалась не всегда правильно, предложения и решения принимались с опозданием не всегда целесообразные и без учета возможностей, имеющихся сил и средств, расчетами не подтверждались; документы исполнялись не в полном объеме с нарушением установленных сроков и имели недостатки в оформлении; донесения отрабатывались без учета существующих требований, представлялись с опозданием; ошибки, допущенные при планировании и управлении подчиненными силами и средствами, могли привести к срыву отдельных задач. |
Итоговая оценка органу управления выставляется:
“отлично” – если обучаемые органы управления показали высокую слаженность в работе, качественно оформили все документы и участников учения, в ходе учения принимались целесообразные решения, уверенно и непрерывно осуществляли управление, что обеспечило своевременное и в полном объеме выполнение подчиненными силами поставленных задач;
“хорошо” – если обучаемые органы управления показали хорошую слаженность в работе; при разработке документов и подготовки участников учения были допущены не значительные недоработки, принимаемые решения отвечали сложившейся обстановке, в управление подчиненными силами имели место отдельные перебои, которые не оказали существенного влияния на отработку учебных вопросов и выполнения поставленных задач;
“удовлетворительно” – если обучаемые органы управления работали недостаточно слаженно, принимаемые решения не всегда отвечали сложившейся обстановке, в управлении допускались значительные перебои, которые вместе с тем не привели к срыву выполнения подчиненными силами поставленных задач.
“неудовлетворительно” – если обучаемые органы управления работали неорганизованно, документы и участники учения подготовлены плохо, принимаемые решения не отвечали слоившейся обстановке, в связи, с чем было сорвано выполнение подчиненными силами поставленных задач, учебные вопросы отработаны не полностью.
Комплексные учения и тренировки оценивается:
№ п/п |
Основные показатели (мероприятия) |
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворит. | ||
1. |
Количество участвующих: - формирований - рабочих, служащих |
90% 70% |
80% 60% |
65% 50% | ||
2. |
Оповещение и сбор руководящего и командно-начальствующего состава в назначенное место |
Точно по плану |
Позже плана на 10% |
Позже плана на 15% | ||
3. |
Приведение в готовность: - пункта управления - защитных сооружений - формирований |
Точно по плану По плану По плану |
Позже плана на 10% Позже на 10% Позже на 15% |
Позже плана на 15% Позже на 15% Позже на 20% | ||
4. |
Укомплектованность форми-рований, привлекаемых на учения: - личным составом - техникой и имуществом |
90% 90% |
75% 65% |
65% 60% | ||
5. |
Выполнение мероприятий по повышению устойчивости, предусмотренных на время учения
|
100% |
80% |
60% | ||
6. |
Проведение аварийно- |
Нормативы выполнены всеми формированиями | ||||
спасательных и других неотложных работ |
из них: 50% - отл. |
из них: 60% - отл. и хор. 30% - уд. |
из них: 75% получили положит. оценки | |||
7. |
Управление |
Органы упр. показали орга-низованность, слаженность. Случаев потери упр. не было |
Органы упр. задачи выполняли своевре-менно. Были отде-льные недостатки |
Органы упр. в основном справи-лись. Не было дол-жной организован-ности. Имели место сбои | ||
8. |
Оповещение рабочих и служащих |
Информация доведена до 100% рабочих и служащих в сроки, предусмотренные планом |
Информацию получили не все и с опозданием | |||
9. |
Связь |
Действовала бесперебойно, обеспечи-вая надежное управление |
Имелись перебои в связи по обеспече-нию управления |
Примечание:
1. Кроме того, при анализе
работы участников учения
2. Общая оценка выставляется:
3. При отсутствии или низком качестве разработанных документов, неорганизованности в работе служб и формирований общая оценка снижается на один балл.
Разбор учения
Подготовку к разбору начинают, как правило, до начала учения одновременно с разработкой материалов учения и продолжают в ходе его проведения. Для объективной оценки работы и действий обучаемых на учении следует исходить из требований руководящих документов.
За основу
разбора принимаются выводы руководителя
учения, его заместителей, помощников,
посредников и штаба
Излагаемые
в разборе теоретические
5-й учебный вопрос: Сущность и цели объектовых тренировок. Подготовка объектовой тренировки. Руководство тренировкой. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения объектовой тренировки.
Объектовые тренировки являются наиболее совершенной формой подготовки предприятий, учреждений, организаций с числом работающих менее 300 человек и учебных заведений к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
В отличие от комплексного
учения на объектовой тренировке выполняются
только отдельные практические мероприятия,
предусмотренные «Планом действ
Основное внимание в ходе объектовой тренировки уделяется практической отработке приемов и способов защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Объектовые тренировки проводятся как самостоятельно, под руководством начальника ГО объекта, так и в составе нескольких объектов, входящих в объединение (акционерное общество, управление, трест, компания, товарищество) по единому плану.
Определяя тему и продолжительность объектовой тренировки, необходимо исходить из того, чтобы обеспечить глубокую и всестороннюю отработку всех учебных вопросов и проверить на практике реальность выполнения мероприятий, определенных планами на мирное и военное время.
К участию в объектовой тренировке привлекаются: руководители предприятия, формирования ГО; работники объекта (в учебных заведениях–руководящий, преподавательский состав, формирования, студенты, учащиеся, рабочие и служащие).
Подготовка объектовой тренировки
Подготовка и проведение объектовой тренировки осуществляется лично начальником ГО объекта на основании приказа на проведение объектовой тренировки, который доводится до исполнителей не позднее, чем за полтора месяца до начала тренировки.
На основании указаний начальника ГО объекта-руководителя тренировки начальником органа управления по делам ГОЧС разрабатываются План и график проведения тренировки по гражданской обороне.
План проведения объектовой тренировки утверждается руководителем тренировки и доводится до исполнителей не позднее, чем за месяц до ее начала.
На основе плана проведения тренировки заместители, помощники руководителя тренировки, начальники основных производственных подразделений, посредники разрабатывают частные планы. Они составляются в произвольной форме текстуально или графически и должны отражать порядок отработки учебных вопросов участниками тренировки и мероприятия по их всестороннему обеспечению. Частные планы утверждаются руководителем тренировки. Командиры формирований составляют планы проведения тактико-специальных учений и также представляют их на утверждение.
Накануне объектовой тренировки с заместителями руководителя тренировки, помощниками, посредниками, начальниками основных производственных подразделений, командирами формирований проводится инструкторско-методическое занятие, в ходе которого уточняется порядок проведения тренировки, объем и последовательность выполнения мероприятий, согласовываются вопросы материально-технического обеспечения и организации взаимодействия. Руководителем такого занятия является начальник гражданской обороны объекта.
Проведение объектовой тренировки
Объектовая тренировка проводится на территории предприятия, организации учреждения.
Производственная, служебная и учебная деятельность при проведении объектовой тренировки не прекращаются, а отработка учебных вопросов, требующих привлечения максимально-возможного количества людей (например, действий по сигналам оповещения ГО, эвакуация и др.), проводится в наиболее удобное для объекта время при условии максимального сокращения потерь рабочего времени. Личный состав формирований ГО привлекается для выполнения только тех практических мероприятий, которые определены планами ГО объекта.