23 Марта 2013, курс лекций
Экономика как целое.
Фундаментальные понятия макроэкономики.
Предмет изучения макроэкономики.
Понятие целого и части.
Методы макроэкономического анализа.
Макроэкономические модели.
Понятие рынка в макроэкономике.
Линейные и нелинейные процессы в экономике.
Фундаментальные понятия макроэкономики:
Совокупное Спрос и Предложение.
Сбережения и Инвестиции.
Экспорт и Импорт
Рост и Цикл
Инфляция и Безработица
Валютный курс и процентная ставка
Индекс фондового рынка
24 Июня 2013, курс лекций
1. Расширенная модель круговых потоков и ее значение в макроэкономике. Закон Вальраса для взаимосвязанных рынков.
Кругооборот потоков в экономике.
Правило кругооборота потока в экономике: стоимость каждого материального потока равна величине денежного потока; национальный продукт равен национальному доходу; совокупный спрос равен совокупному предложению; совокупные доходы равны совокупным расходам.
03 Ноября 2013, лекция
Человек ограничен в своих возможностях. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Постоянная недостаточность наличных ресурсов - главное и весьма жесткое условие, накладываемое объективной реальностью на размеры общественного и личного благосостояния и возможности их роста. Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.
30 Ноября 2013, курс лекций
К функциям коммерческих банков относятся привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством депозитно-кредитных операций комбанки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение. В целом предложение денег в экономике изменяется в результате операций центрального банка, комбанков и решений небанковского сектора: центробанк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор; фактический объем предложения денег складывается в результате операций комбанков по приему вкладов и выдаче ссуд.
31 Января 2015, курс лекций
1.Международные экономические отношения — система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.
ПРЕДМЕТОМ международной экономики являются экономические отношения, которые складываются между ее субъектами в связи с торговой, производственно-инвестиционной и валютно-финансовой деятельностью.
16 Апреля 2013, курс лекций
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ КУРСА. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (МнЭ):
СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТ КУРСА «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА». СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МнЭ».
ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ МнЭ
СТРУКТУРА МнЭ
МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (МРТ) И ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МнЭ. Самостоятельно на семинаре.
ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТЕПЕНЬ ОТКРЫТОСТИ ЭКОНОМИКИ.
22 Апреля 2012, лекция
Работа содержит лекции по "Микроэкономике" на тему:"Введение в экономическую теорию"
23 Марта 2013, курс лекций
У залежності від рівня вивчення процесів і явищ економічного життя розрізняють мікроекономіку і макроекономіку.
Мікроекономіка аналізує поводження окремих елементів і структур, таких як фірми, банки, галузі виробництва, товарні і фінансові ринки. Вона вивчає як установлюються ціни на окремі товари і обсяги їх виробництва, як впливають податки на заощадження, а також поводження профспілок на рівень заробітної плати. Мікроекономіка це наука для розуміння підприємницьких рішень і індивідуального вибору.
03 Июня 2013, курс лекций
Введение в микроэкономику
Предмет микроэкономики. Принятие решений субъектом рынка в условиях экономического выбора. Концепции экономического рационализма
Применение и границы микроэкономической теории. Микроэкономическая теория и практика
Методы микроэкономического анализа. Предельный и функциональный анализ. Равновесный подход к исследованию экономических явлений и процессов
26 Ноября 2013, курс лекций
В работе содержатся конспекты лекционных занятий по "Микроэкономике".
09 Декабря 2013, курс лекций
Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Если бы ресурсы не были ограничены, не было бы необходимости заботиться о наилучшем, оптимальном их распределении между различными целями, не было бы нужды экономить ресурсы, повышать эффективность их использования, устанавливать какие-либо принципы распределения потребительских товаров и услуг. И нам ничего не стоило бы воплотить в жизнь лозунг-мечту: "каждому - по потребностям". Заметим, что не все блага являются ограниченными, некоторые из них не ограничены и "распределяются" посредством простого присвоения, как например атмосферный воздух.
04 Июня 2013, курс лекций
Меркантилизм – экономическое учение XIV – XVIII вв. (от итальянского мерканте – купец). Меркантилисты считали:
Чем больше золотой запас страны, тем она богаче. Необходимо всемерно поощрять экспорт товаров и запрещать импорт. Меркантилизм обогатил экономическую теорию идеей протекционизма – защита отечественного производства путем высоких таможенных пошлин. Выдающийся английский экономист XVIII в. сформулировал теорию абсолютных преимуществ – страна импортирует те товары, издержки производства по которым у нее выше, чем за рубежом, и экспортирует те товары, издержки по которым у нее ниже – т.е. имеются абсолютные преимущества. А.Смит сформулировал принципы свободы торговли – “free trade” и невмешательства государства в экономику – “laissez-faire”.
25 Марта 2013, курс лекций
Мировая экономика – это совокупность национальных экономик стран мира в их взаимодействии и присущая ей система международных экономических отношений.
Прежде чем международные экономические отношения приняли форму современных, и возникло такое явление, как мировая экономика, человечество прошло ряд этапов.
14 Мая 2013, курс лекций
Цель курса - дать студентам знания о мировой экономике (МЭ) как о целостной системе, включающей экономики всех стран мирового сообщества, с учетом концептуальных изменений экономической политики на стыке XX и XXI вв., тенденций развития МЭ на базе общих макроэкономических показателей на следующих уровнях:
а) развитые страны;
б) развивающиеся страны;
в) постсоциалистические страны.
05 Ноября 2013, курс лекций
Систему отношений, связывающих субъектов различной государственной принадлежности, а также субъектов транс-, интер– и наднациональной принадлежности следует называть международными экономическими отношениями (МЭО). В экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство.
23 Сентября 2013, курс лекций
1.Суть понятия «национальное богатство» и его элементы. Национальное богатство непосредственно связано с производством национального продукта и его воспроизведением. Оно возрастает и увеличивается прежде всего за счет национального продукта, который воспроизводится на расширенной основе. Национальное богатство - это совокупность материальных благ, накопленных обществом за всю его историю. Другими словами, национальное богатство - это все то, чем располагает страна сегодня - все материальное богатство общества. Такое толкование национального богатства дается в современной экономической литературе и статистике. Но дискуссии относительно определения национального богатства и его структуры продолжаются.
14 Декабря 2012, курс лекций
Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.
Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда.
Национальная экономика - это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.
03 Января 2013, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
17 Декабря 2012, курс лекций
Целью дисциплины является рассмотрение различных аспектов деятельности российских банков на рынке ценных бумаг и характера выполняемых ими операций с ценными бумагами.
Рассмотрение операций банков с ценными бумагами позволит студентам:
понять роль и место банков на рынке ценных бумаг;
ознакомиться с законодательными основами деятельности банков как участников рынка ценных бумаг;
рассмотреть особенности привлечения и размещения банками финансовых ресурсов с использованием ценных бумаг;
определить сущность и особенности функционирования банков, специализирующихся на посреднических операциях с ценными бумагами;
рассмотреть использование коммерческими банками инструментов фондового рынка для повышения ликвидности и доходности своих активов;
рассмотреть основные тенденции расширения банками операций с ценными бумагами и определить их последствия для банков и банковской системы.
25 Декабря 2012, курс лекций
Появление первых прообразов гостиниц, как самой профессии по обслуживании. Людей, останавливающихся на ночлег, уходит своими корнями в далекое прошлое. В средние века в Европе постоялые дворы начинали создаваться при монастырях. Церковь обязывала организовывать «госпиции» для путешественников, паломников, священников. Из вначале бесплатного приюта, они позднее становятся источниками дохода.
29 Марта 2012, курс лекций
Внешнеэкономические операции: сущность, виды, этапы
1. Виды внешнеэкономических операций
04 Октября 2013, лекция
Технологическая операция – часть производственного процесса, осуществляемая рабочим (или одновременно группой рабочих) на одном рабочем месте над одним предметом труда. Признаком окончания операции является передача предмета труда с одного рабочего места на другое. Операция является основным объектом нормирования труда и регламентируется в условиях цеха нарядом на работу. Осуществление технологической операции предполагает участие исполнителя. Трудовой процесс – это совокупность действий исполнителя по осуществлению производственного процесса (технологической операции). Содержание трудового процесса определяется технологическим процессом и включает в себя:
29 Октября 2013, курс лекций
1. Предмет, основні завдання РПС, зв’язок з інш. науками
Предметом курсу РПС є просто-рова організація продуктивних сил, вивчення якої здійснюється на різних рівнях: населений пункт, низовий адміністратив-ний р-он; область чи автономна республіка; економічний р-он; країна в цілому. Такі еле-менти просторової (територіальної) організації продуктивних сил, як природноресурсний, людський і трудоресурсний поте-нціал, галузеві і міжгалузеві комплекси, соціальна інфраструк-тура, територіальні системи господарювання є об’єктами вивчення РПС.
18 Июля 2013, курс лекций
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЫНКА ТРУДА
1 Исторический опыт регулирования рынка труда в индустриально развитых странах
2 Административные и экономические меры воздействия государства на рынок труда
3 Порядок установления минимальной заработной платы в России и за рубежом
4 Границы государственного регулирования рынка труда
13 Сентября 2015, курс лекций
Концепции происхождения денег. Деньги появились тысячелетия назад и с давних пор являются предметом исследования сначала древних мыслителей, а затем экономической науки как самостоятельной области знаний. Однако, несмотря на то, что проблемам денег и денежного обращения посвящено большое количество научных работ, до сих пор еще не выработана общепризнанная теория денег. Напротив, среди экономистов существуют значительные разногласия по всем основным вопросам денежной теории, таким, как причины возникновения денег, сущность денег как экономического явления, состав и содержание выполняемых ими функций.
26 Ноября 2012, курс лекций
ТЕМА 1 «ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА»
1. Объект, предмет и место курса в системе экономических дисциплин
2. Методологические основы и основные понятия курса
3. Основные задачи изучения курса
05 Декабря 2014, курс лекций
Глубокое знание фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества экономических, социальных и управленческих проблем и явлений. Сегодня назрела практическая необходимость переосмысления проблем труда применительно к новым социально-экономическим условиям. Это послужило основанием для создания настоящего учебного пособия.
Структура пособия, последовательность рассмотрения материала, краткость изложения призваны способствовать эффективному усвоению основных положений и современных концепций данного курса.
03 Сентября 2013, курс лекций
В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на ее законы.
Все – хотят они того или нет, и кем бы они ни были по профессии – вынуждены осознанно или бессознательно подчиняться требованиям мира экономики. Поэтому для каждого из нас так важно овладеть экономической культурой. Знание законов и принципов рациональной экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения.
11 Октября 2015, курс лекций
1 Предмет метод и задачи курса
Термин экология ввел Геккель в 1866. Экология – наука об отношениях организмов с окр средой, куда относятся все усл. сущ-ия.
ЭП – отраслевое направление в экономике, исследующее соц-эк закономерности используемых человечеством природных богатств и регулирующее отношение природы и общества.(родоначальник Хачатуров)
ОЭиЭП – межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2 научных систем естественных(физики, химия, биология) и обществ(философия, история, социология, экономика)