Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Скачать файл)

Лекции являются одной из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Они имеют цель дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.

В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций по какой-либо дисциплине, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает традиционно вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции. В дистанционном обучении в основном применяются установочные лекции.

Общие требования к лекции при дистанционном  обучении сохраняются. Это научность, доступность, единство формы и содержания, органическая связь ; другими видами учебных занятий. Вполне удовлетворяется и требование эмоциональности изложения, оно достигается в аудио- и видеовариантах и даже в электронных лекциях». Лекции при дистанционном обучении могут проводиться в реальном и нереальном времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники — для проектирования изображения с монитора компьютера на экран и для фронтального варианта.

Исследование подходов к проведению лекций в рамках дистанционного обучения показало, что целесообразно применение текстовых вариантов лекций («электронных лекций»). Терминологически понятие  «электронная лекция» трактуется в  научно-педагогической литературе по-разному. Например, в подходе И. В. Бочарникова — это программная поддержка традиционной лекции, позволяющая слушателям не конспектировать ее в процессе проведения в компьютерном классе, т. к. на экранах дисплеев высвечиваются тезисы. Кроме того, программное обеспечение позволяет проводить в конце лекции контроль усвоения учебного материала и другие функции. Другой вид электронной лекции — это набор учебных материалов в электронном виде, кроме текста лекции она содержит дополнительные материалы (выдержки из научных статей, других учебных пособий и т. д., оформленные в виде текстовых файлов).

Уяснение содержания учебного материала  в процессе традиционной лекции происходит путем слушания сообщений преподавателя, сопровождаемого демонстрацией плакатов, схем, натурных образцов или моделей, записями на доске. Устное сообщение разворачивается во времени, и студент либо занят фиксацией его без предварительной обработки и понимания, либо пытается сначала понять и обработать, а затем кратко зафиксировать. В первом случае много времени уходит на малополезную запись текста под диктовку и в более трудных условиях — вслед за речью преподавателя, звучащей в нормальном темпе. Во втором — осуществляется активная работа по пониманию, но не возможна фиксация. Таким образом, понимание и уяснение содержания учебного материала из устных сообщений является сложным делом.

Текстовая лекция имеет следующие  преимущества. У слушателя есть возможность  многократно обращаться к непонятным при чтении местам, чередовать чтение с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче увидеть общую структуру содержания. Вопросы, остающиеся у слушателя после уяснения содержания материала из текста, как правило, более глубоки, принципиальны, содержательны, поскольку возникают в результате серьезной проработки материала и его осмысления. Единственное, что теряется при этом, так это положительные психологические моменты общения с лектором.

Семинары являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Как правило, они строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. В действительности, как указывают многие педагоги, основной недостаток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, создании видимости активности путем предварительного распределения вопросов и выступлений, отсутствии подлинно творческой дискуссии.

Семинары при дистанционном  обучении могут проводиться с  помощью компьютерных видео- и телеконференций, чатов. В педагогическом аспекте видеовариант практически ничем не отличается от традиционного, т. к. участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера. К видеоконференциям, как показывает опыт, надо привыкнуть, т. к. наблюдается некоторая задержка изображения на экране при движении участников, сказывается некоторая необычность интерьера, начиненного аппаратурой, и др.

Семинары, проводимые с помощью  телеконференций, чатов (т. е. при письменном, невербальном общении), могут называться виртуальными семинарами, т. к. участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит как в реальном (оn-line), так и в нереальном масштабе времени (on-line), и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. Если конференция не модерируема (не управляема), то каждый участник видит на экране все неотселектированные тексты вопросов и ответов всех других участников семинара. Причем при проведении электронных семинаров, участники которых располагаются в разных часовых поясах, предпочтительны семинары в режиме оn-line.

Консультации являются одной из форм руководства работой слушателей и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе консультации проявляются индивидуальные свойства слушателя как личности (его интеллектуальные моральные качества, а особенно характеристики психики и сознания — внимание, память, воображение и мышление).

При дистанционном обучении используются в основном консультации с применением средств новых информационных технологий (телефон, электронная почта, видео- и телеконференции), выбор которых определяется имеющимся в наличии составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах студента и преподавателя. Наиболее часто используются телефон и электронная почта.

Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специальностей. Для их реализации в дистанционном обучении можно использовать два пути: 1) удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент; 2) доставку портативного лабораторного практикума «на дом».

Самостоятельные работы являются основной формой в системе дистанционного обучения и могут быть индивидуальными, парными или групповыми. С положительной стороны показала себя организация реальных или виртуальных групп обучаемых взаимопомощи, общающихся через средства телекоммуникации, которые являются специфической организационной формой дистанционного обучения.

По технической основе передачи данных можно выделить следующие  формы дистанционного обучения:

— рассылка печатных материалов по почте (характерно для традиционного заочного обучения);

— рассылка аудио- и видеокассет;

— использование средств аудиографики ;

— через интерактивное ТВ и видеоконференции;

— через телеконференции, IRС, МОО, МUD) (Интернет);

— через электронную почту и  листы рассылки (Интернет);

через WWW (Интернет).

 

 

 

 

 

Субъекты дистанционного обучения: обучающий и обучающийся

 

Как и в традиционном учебном  процессе, главным звеном обеспечения  высокой эффективности образовательного процесса является преподаватель.

Содержание деятельности преподавателя, ведущего занятия по системе дистанционного обучения:

1) подготовка учебного обеспечения  своего курса (цели изучения  дисциплины; основы теории и технологии данной дисциплины; методы решения типовых задач; типовые задания для самоконтроля с подробными и полными решениями);

2) разработка комплексных контрольных заданий для каждого учебного блока данной дисциплины (рубежный контроль по каждому разделу данной дисциплины), решение которых должно показать полноту и глубину усвоения знаний по данному разделу каждым из обучающихся;

3) ведение журнала текущей успеваемости обучающихся, зарегистрированных на изучение данной дисциплины, и регистрации информации о выполнении и рассылке контрольных заданий;

4) организация заключительного  контроля после того, как все  рубежные контроли успешно пройдены  обучающимся;

5) руководство и осуществление электронной переписки с дистанционными студентами;

6) ведение групповой «доски общения»  с целью организации обмена  сообщениями и комментариями по разным темам как между преподавателем и обучающимися, так и между обучающимися;

7) создание учебных материалов.

  Основными специализациями  преподавателей являются следующие: специалист по разработке курсов (дизайнер курсов); консультант по методам обучения (фасилитейтор, помогающий обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале); тъютор (специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействиям с обучаемыми в ходе изучения материалов курса); специалист по методам контроля за результатами обучения; ответственный за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов (инвигилатор).

При этом возможно, и часто необходимо, разделение труда в рамках этих выделенных специализаций. Так, разработчик, дизайнер курсов, должен быть специалистом-предметником, который подбирает, структурирует и организовывает учебный материал, и при этом он должен быть специалистом как по современным образовательным технологиям, так и по информационным, поскольку учебный курс основывается на новых компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Разработчик курсов должен быть также специалистом по способам оценки достижения целей обучения и отдельным учеником, и курсом в целом.

Анализ основных педагогических методов  современного образования, основанного  на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа, что требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и преподавателей и экспертов, что усиливает контроль за качеством этих материалов. Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде. Важная функция преподавателя — поддержать обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большую и разнообразную информацию. В мировом образовательном сообществе в связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции преподавателей. В-третьих,  предоставление учебного материала, предполагающее коммуникацию преподавателя и обучаемых, требует в современном  образовании  более  активных  и  интенсивных  форм взаимодействия между ними, чем в традиционном классе, где преобладает как чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое. Современные коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.

Функции тьютора зависят от принятой в системе дистанционного обучения модели обучения. В условиях дистанционного обучения основной задачей тьютора является управление самостоятельной работой обучаемых, что предполагает выполнение им следующих функций: формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; передача знаний, опыта; организационная деятельность; организация взаимодействия между слушателями; контроль процесса обучения. Он комплексно реализует функции представителя образовательного учреждения, проводя всю переписку вуза со слушателями, отслеживает выполнения ими учебного графика, организует консультации с преподавателями; выясняет их мнение о форме и содержании отдельных курсов и передает разработчикам учебно-методических материалов; помогает обучаемому в составлении персонального учебного плана и наполнении его взаимоувязанными дисциплинами по выбору. В идеале тьютор должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.

Специалиста по методам контроля за результатами обучения, ответственного за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов, в международном сообществе принято называть инвигилатором (от англ. invigilate - следить за экзаменующимися во время экзаменов).

Деятельность обучающегося при  дистанционном обучении

Обучение — процесс стимуляции и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которого у него формируются определенные знания, навыки, умения. Сущностью процесса формирования знаний, навыков, умений является установление связей усваиваемого с уже усвоенным.

Деятельность как форма взаимосвязи человека со средой, в которой он осуществляет движение к сознательно поставленной цели, по своей природе всегда исторична, предметна и субъективна, т. к. является результатом активности личности с ее неповторимыми свойствами и качествами.

Учебная деятельность, будучи одним из видов человеческой деятельности, непременно должна характеризоваться определенной степенью активности в овладении знаниями и умениями, т. е. результат всякого обучения зависит от степени активности личности в обучении. Любое содержание становится предметом изучения лишь тогда, когда оно приобретает для обучающегося вид определенной задачи, направляющей и стимулирующей его познание.

В дидактическом аспекте учебная деятельность — это организуемая преподавателем деятельность обучающегося, направленная на решение последним различных классов учебных задач, в результате чего он овладевает знаниями и умениями.

Цель учебной деятельности — овладение учебным содержанием до уровня умения применять полученные знания к многообразию реальной действительности.

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования