Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа
В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.
Образовательные учреждения дистанционного образования в России
Институт дистанционного
обучения Московского государственного
университета экономики, статистики и
информатики (ИДО МЭСИ) был создан в 1996
г. и является структурным подразделением
университета. Структура ИДО включает
в себя следующие подсистемы: дидактическую
(учебно-методический блок; блок средств
обучения; блок информационных технологий
дидактического взаимодействия и доставки
учебных материалов); административно-
связи.
Международный институт менеджмента (бывший Международный Центр Дистанционного Обучения) «ЛИНК» — Российский партнер Школы Бизнеса Открытого Университета (Великобритания) и обладатель эксклюзивного права проведения в странах Содружества Независимых Государств обучения по методике и с использованием учебно-методических материалов школы. Негосударственное высшее учебное заведение «ЛИНК», образованное в 1992 г., имеет лицензию Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего образования по специальности «Менеджмент». «ЛИНК» — самая крупная в настоящее время в России школа бизнеса, которая обеспечивает подготовку около 7000 менеджеров в год, и осуществляет свою деятельность через сеть региональных учебных центров (около 80) на территории России и стран Содружества. Обучаемые, желающие изучить учебные курсы, проходят регистрацию и являются полноправными студентами Открытого Университета.
Современный гуманитарный университет (СГУ) образован в 1992 г. в г. Москве, имеет представительства и филиалы в 150 городах России и СНГ, в которых обучаются около 80000 студентов. Университет является негосударственным, некоммерческим образовательным учреждением, имеет государственную лицензию в области высшего образования по гуманитарным направлениям — юриспруденции, экономике, менеджменту, коммерции и лингвистике. В состав СГУ входят Современный гуманитарный институт, Гуманитарно-технический институт, Академия переподготовки офицеров. В учебном процессе широко используются технологии дистанционного обучения и средства новых информационных технологий — компьютерные программы, видеосредства, дидактический потенциал телекоммуникаций. Особенностью технологии образовательного процесса является то, что все учебные дисциплины разбиваются на части — юниты, которые содержат экстракт из учебников, статей, монографий по теме учебных дисциплин. Учебный материал юнитов построен по гипертекстовой схеме и подкрепляется видеолекциями. За семестр обучаемый изучает 25 юнитов общим объемом свыше 2 тыс. страниц. После каждого юнита они участвуют в защите, деловой игре или обсуждают изучаемую тему за «круглым столом», проходят тестирование.
Международный институт экономики и права (МИЭП) организован в 1992 г. как негосударственное высшее учебное заведение, готовящее специалистов и руководителей высшей квалификации на экономическом и юридическом факультетах. Учебный процесс строится в соответствии с концептуальной формулой образовательной деятельности, согласно которой учебный процесс включает в себя следующие основные компоненты: лекционный курс; самостоятельную исследовательско-поисковую работу обучаемого, организованную посредством специализированных учебно-методических материалов в виде проблемно-тематических курсов и практических заданий; консультационный курс, который предлагается для раскрытия и разъяснения наиболее сложных проблем по каждой учебной дисциплине; тьюторский практикум в форме практического курса по дисциплинам специализации.
Структура системы дистанционного обучения МИЭП включает Центр (Отделение) дистанционного образования в г. Москве и ряд территориально удаленных учебно-консультационных пунктов в 14 городах России и СНГ. Количество обучающихся составляет около 8000 человек. Организация дистанционного обучения предусматривает последовательное чередование установочной сессии, самостоятельной работы и зачетно-экзаменационной сессии. На установочные и зачетные сессии выезжают преподаватели из Центра дистанционного образования, проводят лекционно-консультационную работу, начитывают вводные курсы, включающие обзор основной проблематики по каждой учебной дисциплине, содержательные целевые и методические указания по работе над проблемно-тематическим курсом и практическими заданиями, рекомендации по работе с учебными материалами и документами. В процессе самостоятельной работы студенты имеют возможность получать консультации у преподавателя посредством электронной почты.
Российский гуманитарно-технический колледж и Русский институт управления «Тантал» являются некоммерческими образовательными учреждениями, созданными в 1991 г. с целью подготовки и переподготовки различных слоев населения страны. Колледж имеет лицензию Министерства образования РФ. Прием в колледж ведется без ограничения возраста при наличии образования не ниже среднего. Образовательное учреждение дистанционного образования имеет собственные учебные центры в городах Находке и Москве. Для обеспечения учебного процесса используются самые современные средства информационных технологий, хотя основу составляет корреспондентское обучение с использованием почты. Каждый Центр оснащен вычислительным центром, круглосуточной справочно-информационной службой, типографией на базе ризографов, видеостудией, компьютерными классами, службами обработки информации, центром телекоммуникаций с выходом в Интернет. Для разработки учебно-методических материалов и проведения учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения колледж оснащен автоматизированными рабочими местами преподавателей.
Российский центр
Центр дистанционного образования
«ИСТИНА». Образовательный процесс
в части дидактики строится в соответствии
с концепцией электронного факультета
А. И. Ракитова, а в части организации —
на «образовательном брокерстве». Реализуя
эту идею, Центр не является в прямом смысле
образовательным учреждением, а выступает
как бы инициативным, обеспечивающим звеном
в некотором объединении образовательных
учреждений, заинтересованных в организации
дистанционного образования на своей
учебной базе или на своих учебно-консультационных
пунктах (филиалах). Учебные электронные
курсы создаются в рамках проекта «Новые
информационно-образовательные технологии»
с участием высококвалифицированного
профессорско-
Система дистанционного обучения российского акционерного общества (ОАО) «ГАЗПРОМ» является примером корпоративного (фирменного) профессионального обучения, которое предназначено для повышения образовательного уровня руководителей, специалистов, техников и высококвалифицированных рабочих предприятий ОАО «Газпром» без отрыва от производства и выезда в учебное заведение.
В зависимости от условий местонахождения обучаемых относительно учебного центра дистанционное обучение может осуществляться: 1) с ориентацией на учебный центр, когда обучаемые находятся сравнительно недалеко и могут посещать учебный центр для получения методических материалов, консультаций, контроля прохождения курса, итогового отчета, а также пользоваться учебной базой учебного центра; 2) без очного контакта, когда обучаемые не имеют возможности посещать учебный центр, а общаются с ним весь период обучения только при помощи различных средств связи, включая и дистанционно организованный экзамен, используя при обучении средства информационного обеспечения предприятия.
Центр дистанционного обучения старшеклассников общеобразовательной школы и незанятого населения создан Министерством образования РФ совместно с экономическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова и Государственной академией сферы бытовых услуг для обеспечения реализации постановления Совмина правительства РФ от 4 ноября 1993 № 113 «Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики» и постановления от 7 марта 1995 г. № 224 «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности». Обучение предполагается осуществлять через систему теле- и радиоуниверситетов и учебных проектов. Программа рассчитана на 98 часов. Организационно дистанционное обучение включает в себя четыре этапа: лекционная форма обучения по радиовещанию или телевидению; самоподготовка по учебным пособиям и дополнительной литературе в соответствии с утвержденной программой, а также консультации по предложенному учебному курсу; выполнение двух контрольных работ по одной из тем учебного курса «Основы предпринимательской деятельности», а также дипломной работы; мониторинг образовательного процесса, заключающийся в оценке письменных работ и тестировании. При положительной оценке выдается сертификат по данному курсу.
Центры сетевого дистанционного обучения. Типичным представителем этого класса образовательных учреждений является Лаборатория дистанционного обучения Института общего среднего образования Российской академии образования под руководством Е. С. Полат (г. Москва). С 1996 г. с помощью дистанционного обучения проводится повышение квалификации учителей по теме «Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования», «Новые педагогические технологии» и др. Обучение проводится в сети «Интернет» с предварительно сформированными группами обучающихся. В процессе дистанционного обучения ведутся индивидуальные консультации по электронной почте с преподавателями-разработчиками курса, а также обмен информацией между слушателями курса в группах взаимопомощи. Учебные материалы, представленные на сервере, разделяются на основные (организационный, методический, информационно-обучающий, справочный модули) и дополнительные (информационные ресурсы Интернета). Обучение завершается итоговой аттестацией с выдачей сертификата.
Общая характеристика системы дистанционного обучения
Характеристики системы
1) открытость архитектуры (
2) совместимость (форматы
3) расширяемость (архитектура
4) универсальность (система
5) надежность (хранение информационных ресурсов надежно; возможные сбои не приводят к потере информации);
6) распределенность (система ориентирована
на работу в сетях различных
конфигураций (Интранет, Интернет и
др.) и поддерживает хранение
7) масштабируемость (архитектура системы
позволяет изменять масштаб
8) дружественный унифицированный интерфейс пользователя (интерфейс пользователя прост, понятен и доступен);
9) простота разработки (разработка системы быстрая и эффективная);
10) переносимость (система
11) независимость наполнения от реализации (информационное наполнение системы не зависит от ее конкретной реализации);
12) безопасность (хранение информационных ресурсов безопасно; предусмотрены защита от несанкционированного доступа и авторизация доступа к ресурсам, борьба с вирусами, хакерами и т. п.);
13) простота администрирования
(интерфейс администратора
14) многозадачность (система параллельно обрабатывает запросы нескольких пользователей);
15) эффективность работы (архитектура
системы подразумевает
Система дистанционного обучения может быть представлена на схеме (см. с. 5), в которой выделены три составляющие: методическая система дистанционного обучения (МСДО), субъекты и подсистемы дистанционного обучения.
Цель •ййСЙ""-^..^ " ^А^ЗДда;1-1,1^',.;'1.^. ^";'^; • |
Учебно-материальная | |
Содержание |
Обучающие |
Идентификационно-контрольная |
Методы |
|
Нормативно-правовая |
Средства |
Обучающиеся |
Финансово-экономическая |
Формы |
Система дистанцион |
Маркетинговая |
Компоненты МСДО |
Субъекты ДО |
Подсистемы ДО |
Система дистанционного обучения
Первая составляющая системы дистанционного обучения — методическая система дистанционного обучения (цели, содержание, методы, средства и формы).
Вторая -—субъекты дистанционного обучения (обучающие и обучающиеся).
Третья составляющая — подсистемы дистанционного обучения (учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая, идентификационно-контрольная и маркетинговая).
Телекоммуникации в дистанционном обучении
Телекоммуникации обеспечивают: доставку участникам учебного процесса изучаемого материала или их работу с учебным материалом, размещенным на сервере; интерактивное взаимодействие преподавателей и обучаемых в учебном процессе; предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы с электронной информацией, работы в группе, а также оценки полученных знаний и умений.
Асинхронные системы дистанционного обучения
Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио-, видеокассет, электронной почты, WWW, FТР, listserv, BBS.
WWW (Wог1d Wide Web — всемирная паутина). В основе этого сервиса лежит сетевой протокол http и язык написания гипертекстов НТМL. В совокупности с протоколом СCGI языками Java, Java Script, Асtive X, мультимедийными технологиями Масгоmedia, передачей звука в реальном времени Rеа1 Аudio, МРЕG и рядом других технологий сервис WWW предоставляет поистине неограниченные возможности для создания дистанционных учебных курсов. Современное программное обеспечение позволяет преподавателям создавать дистанционные курсы практически без участия программистов; его проведение может быть максимально автоматизировано. Воспроизведение курса производится на персональном компьютере, подключенном к Интернет, с помощью популярных программ-броузеров MS Internet Exp1огег и Netscape Navigator. На WWW-серверах преподаватель размещает учебные материалы, организованные в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связывать ссылками (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, могут быть использованы в процессе обучения как иллюстративный и справочный материал.
Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования