Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Скачать файл)

В основе гипертекста лежит расширенная  модель энциклопедии, предполагающая свободное перемещение по тексту, изложение информации в сжатом виде (реферативно), включение информации справочного характера, использование перекрестных ссылок.

К этой модели подходят учебные видеофильмы, однако их применение в дистанционном  обучении пока затруднено, т. к. для  показа видеофильма нужно передавать по сети слишком большое количество информации. Сочетанием динамики с разумными объемами передаваемой информации обладают компьютерные слайд-фильмы, создание которых возможно с помощью Ро\уегРош1.

Модель компьютерного слайд-фильма определяет задание педагогом динамики и логики предъявления текста (при разработке или в процессе демонстрации компьютерного слайд-фильма). Компьютерный слайд-фильм обычно предназначен для сплошного просмотра, тем самым навязывая обучаемому определенную логику изучения материала и ритм его прохождения.

Модель виртуальных миров в дидактическом плане является усовершенствованной моделью компьютерного слайд-фильма за счет расширения ее визуальных возможностей и внедрения в нее таких принципов, свойственных гипертексту, как свобода перемещения по виртуальному миру, необязательность его сплошного просмотра. Кроме того виртуальный мир обладает определенным эффектом присутствия.

Виртуальный музей — это собрание Wеb-страниц, расположенных не обязательно на одном Wеb-сервере, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. Виртуальный музей может быть как плоским (каталог), так и трехмерным, позволяющим пройти по залам, посмотреть на экспонаты под разными углами (виртуальная экскурсия).

Виртуальное кафе — диалоговая страница, на которой клиенты могут обменяться мнениями по интересующим их проблемам, или виртуальная комната, в которой идет живой обмен мнениями.

FTР (File Transfer Ргоtосо1 — протокол передачи файлов). На FТР-серверах располагают большие файлы, содержащие наглядные пособия: видеофильмы, графические изображения высокого разрешения, программные модели, документацию (обычно в формате РВР) и другие. Для загрузки этих файлов обучаемому не требуется специального программного обеспечения — все броузеры имеют в своем составе FТР-клиенты, которые запускаются автоматически.

Электронная почта (е-mаil) — наиболее популярный и важный сервис Интернет, поэтому первые дистанционные курсы были целиком построены на передаче материалов и заданий по е-mail. Сегодня практически нет курсов, построенных исключительно на электронной почте, хотя она и остается важнейшим вспомогательным сервисом.

Электронная почта может быть использована для невербального общения участников учебного процесса, для пересылки  файлов, баз данных, документов. Для  дистанционного обучения важно то, что в процессе применения почты абоненты не должны обязательно находиться на месте в момент связи, т. е. реализуется асинхронный обмен информацией. Чтобы использовать электронную почту, достаточно владеть простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и манипуляции с информацией. Для компенсации эмоционального человеческого общения при электронной переписке используют «смайлики» для передачи эмоций.

Списки рассылки (Listservs) — это пакеты для управления обменом электронными письмами внутри некоторой группы или объединения по интересам. Каждый участник группы может послать в адрес списка рассылки сообщение, которое будет разослано всем участникам. Список рассылки имеет тему или предмет, вокруг которого разворачивается дискуссия. Чтобы стать участником списка, достаточно иметь электронный адрес в Интернет.

Этот способ рассылки используют преподаватели  при необходимости сообщить некоторую единую информацию сравнительно небольшого объема всем слушателям курса; практически это та же самая электронная почта, но с фиксированным (групповым) адресом рассылки; список рассылки доступен и слушателям, поэтому они могут в случае необходимости воспользоваться им, чтобы переслать информацию, довести которую до сведения каждого из слушателей курса они считают важным. Таким образом списки рассылки по существу представляют собою курсовые (или тематические) телеконференции, которые могут открывать (и нести за них ответственность) руководители учебного заведения дистанционного обучения и преподаватели. Участие в конференциях (списках рассылки), открытых учебным заведением, обязательно для слушателей, и активность участия в этой форме дистанционного общения представляется одним из критериев комплексной оценки обучаемого.

Электронная доска объявлений (ВВS) — это вид услуги, позволяющей каждому пользователю поместить свое объявление и прочитать объявления других пользователей. Электронная доска часто создается в рамках электронной конференции. В интересах дистанционного обучения электронная доска объявлений может, например, служить для связи внутри учебных групп.

Синхронные системы дистанционного обучения

МОО (Мulti-user Оbject Оriented — многопользовательский объектно-ориентированный комплекс) — это среда, обеспечивающая контакт через Интернет в реальном времени. С помощью МОО индивидуальный компьютер превращается в терминал удаленной головной (hostпоз!) машины, на которой имитируются так называемые виртуальные комнаты (virtual rooms). В них могут встречаться люди, которые подключены к одной и той же головной машине и в одно и то же время. Характерной особенностью МОО является возможность создания внутри него виртуальных объектов. МОО представляет собой удобный сервис для организации занятий в единое время и не требует скоростных линий. Многие дистанционные курсы включают в себя сеансы МОО. О времени проведения сеансов обучаемые оповещаются по электронной почте или через ВВ8. Расписание сеансов также вывешивается на страницах WWW-курса.

МUD (Мulti User Domain — «многопользовательский домен») очень похож на МОО. С помощью МUD) можно создавать как частные встречи, так и групповые. Окружение МUD обеспечивает МUD-почту — небольшие сообщения между отдельными участниками и бюллетень сообщений для публичных обсуждений.

IRС (Interactive Relay Chat — «интерактивно передаваемый разговор») — это программное обеспечение, позволяющее сотням пользователей посылать и просматривать короткие текстовые сообщения в реальном времени. Все сообщения и имена их авторов отображаются на экране. IRC предоставляет пользователям различные каналы для каждого отдельного «разговора». У каждого канала есть свой оператор, который целиком контролирует канал, может сделать его частным (для ограниченного числа участников), может удалить отдельных собеседников, может закрыть канал. Создание своего канала — подход, реализуемый в ряде дистанционных курсов. При этом объявление о дате и времени вывешивается на WWW-страницах курса. Internet Real Chat обеспечивает обмен текстовыми сообщениями в реальном времени. Текст, набираемый на клавиатуре одним пользователем, практически мгновенно отображается на мониторе другого удаленного пользователя сети, работающего в этот момент с тем же ресурсом. Rеа1 Сhat часто используется в рамках дистанционного обучения, например, при обсуждении какой-либо проблемы.

Электронные (компьютерные или теле-) конференции позволяют получать на мониторе компьютера пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками «конференции», находящимися на различных расстояниях друг от друга. Аппаратное оснащение рабочих мест такое же, как в режиме электронной почты. Электронная конференция — это активная форма коллективного обсуждения проблем в дистанционном обучении, одинаково доступная любому пользователю, в том числе и не являющемуся слушателем дистанционного учебного заведения. Она объединяет заинтересованный круг пользователей в составе учебной группы, которые могут быть разделены в пространстве и во времени. Особенностью режима электронной конференции является то, что сообщение, посланное абонентом в электронной конференции, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик. Применение такого режима при организации учебных занятий требует модерирования конференции преподавателем. Работа возможна как в режиме реального времени — синхронный режим (Internet Relay  Сhat), так и произвольного во времени доступа — асинхронный режим (чат).                    

Телеконференцсвязь и видеотелефон. Эти средства новых информационных технологий обеспечивают возможность двусторонней связи между преподавателем и обучающимися. При этом происходит одновременная двусторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций. Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого монитора абонентов (преподавателей и обучающихся). При групповых занятиях в большой аудитории имеется возможность проецировать изображение монитора компьютера на большой экран с помощью, например, жидкокристаллического или иного проекционного устройства. Видеотелефон отличается от видеоконференцс-вязи ограниченностью размеров и качества представления визуальной информации и невозможностью использовать в реальном времени компьютерные приложения. Дидактические свойства новых информационных технологий этого класса включают в себя возможность передачи в реальном времени изображения, звука, графики и их представления обучающимся для учебных целей. Эти свойства позволяют в полной мере применить в учебном процессе такие хорошо оправдавшие себя в традиционном обучении формы, как лекции, семинары и контрольные мероприятия.

Сайт. Учебное заведение дистанционного обучения должно иметь свой сайт в Интернете. На таком сайте, открытом для всех пользователей, может размещаться общедоступная информация — адресные сведения об учебном заведении, регламентирующая информация (способы регистрации, часть финансовой базы учебного заведения), реклама, демонстрационные версии некоторых программ и систем, объявления и др.

Система дистанционного обучения включает в себя пять подсистем;

1) средства коммуникационных технологий  на сетевой основе (электронная почта, теле- и видеоконференции, чаты, средства поиска информации, доступа на файловые серверы, в базы данных и т. д.);

2) средства обучения, которые можно  условно разделить на новые  виртуальные (виртуальные миры, экскурсии, симуляторы, виртуальные музеи, библиотеки, кафе и др.) и виртуализованные традиционные (аудио-, видео-, электронные книги, компьютерные слайд-фильмы, электронные обучающие системы и др.);

3) средства виртуального педагогического  общения, которые опосредуют «очное»  общение преподавателя и обучаемых  и представлены соответствующими средствами коммуникационных технологий;

4) организационные формы проведения  учебных занятий, где кроме  трансформированных (виртуализированных) традиционных форм учебных занятий — лекций, семинаров, консультаций (например, гипермедийные лекции с консультацией по электронной почте, дистанционные экзамены с комплексным использованием видеоконференцсвязи и др.) — имеют место виртуальные инновационные виды занятий, включающие в себя виртуальные экскурсии, проектные виртуальные группы и др.;

5) методическая среда дистанционного  обучения, которая опирается на  методы активного обучения, такие  как мозговой штурм, деловые  игры, метод проектов, обучение в  сотрудничестве, модульное обучение  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая система  дистанционного обучения

 

Каждый из элементов данной системы  еще не имеет однозначного толкования в психолого-педагогических исследованиях. Однако методы, средства и формы дистанционного обучения уже получили определенные характеристики (А. А. Андреев, А. Я. Савельев, В. П. Тихомиров и др.).

Первый компонент — это  цели. При характеристике методической системы обучения в последние годы широко стал использоваться термин «целеобразование». Как отмечает Б. С. Гершунский, во-первых, «цели образования носят предельно прагматичный, утилитарно-прикладной характер, отражая ситуативные потребности конкретного учебного предмета, темы или учебного занятия», т. е. учитель устанавливает соответствие целей и результатов образовательного процесса; во-вторых, «цели образования недостаточно конкретны, носят декларативный, лозунговый, в значительной мере — ритуальный характер, отражая установки той или иной идеологической или политической доктрины, господствующей в данное время и в данных обстоятельствах в обществе»; в-третьих, «цели образования локальны, они не вписываются в сложную иерархию соподчиненности и преемственности целевых установок образования в целом».

Целеобразование осуществляется на трех уровнях — глобальном, этапном и оперативном. При целеобразовании над целями выполняются те же операции, что и при целеполагании. Отличие состоит в том, что, присваивая личностную направленность, цели могут стать ценностями личности или могут быть получены как результат деятельности субъекта. Целеобразование предполагает обращение к таким макросистемам, как «социум», «культура» и «личность».

— Глобальные цели определены общественно-государственным  заказом и заложены в государственном  стандарте;

— этапные — цели, определяющие изучение разделов или учебных тем;

— оперативные — цели изучения отдельных вопросов в рамках темы. Методы дистанционного обучения дают теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которого осуществляются организация и регулирование деятельности обучающихся, обеспечивается усвоение ими содержания и тем самым достижение целей обучения. В дистанционном обучении так же, как и в традиционном, можно выделить, опираясь на исследования Н. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. В. Трифонова, Ю. Г. Фокина и др., пять общедидактических методов обучения — информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и эвристический. При дистанционном обучении в настоящее время наиболее широко используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы (как отдельно, так и в сочетании с проблемным методом обучения).

Средства дистанционного обучения могут представлять собой бумажные и сетевые учебные издания; компьютерные обучающие программы, аудио- и видео-, учебно-информационные материалы; лабораторные дистанционные практикумы, тренажеры, базы данных и знаний; средства обучения на основе экспертных обучающих систем, геоинформационных систем и виртуальной реальности и др.

 Основными формами дистанционного обучения являются лекции, семинары, консультации, лабораторные  и самостоятельные работы.

 

Цели дистанционного обучения

Цель — это начало организации учебного процесса, она может трактоваться как усвоение содержания на требуемом уровне. Такое общепедагогическое понимание цели инвариантно к форме получения образования и, следовательно, применимо к дистанционному обучению.

Цель — системообразующий компонент, определяющий функции всех остальных компонентов системы.

Цели становятся носителями методической функции в том случае, если:

— язык целеполагания становится доступным и понятным как учителю, гак и ученику и родителям (точность и понятность формулировок);

— при конструировании формулировок целей используются только структурные  элементы языка целеполагания (основными  структурными элементами языка целеполагания являются служебные слова «уметь», «знать», «применять», «иметь представление о», «уметь давать характеристику»; тело цели: осваиваемые понятия, операции, утверждения и связи между ними);

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования