Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Скачать файл)

— использование разнообразных  приемов и средств мотивации  учебной деятельности;

— структурирование курса дистанционного обучения в виде модулей с целью  отслеживания обучаемым своего продвижения от модуля к модулю. Дистанционное образование позволяет:

— сделать высшее и другие уровни образования доступными для  широких слоев населения вне зависимости от места проживания, возрастного ценза, условий жизни и работы на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого и тем самым реализовать потребности населения в образовательных услугах, а страны в качественно подготовленных специалистах;

— реализовать важные и  конструктивные идеи опережающего и  непрерывного образования, быть способной реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда;

— компенсировать сокращение государственного финансирования, усилить международную интеграцию, снять социальную напряженность, повысить социальную и профессиональную мобильность населения;

— сохранять и приумножать  знания, кадровый и материальный потенциал, накопленный отечественной системой образования, полнее использовать педагогический и научный потенциал вузов, эффективно использовать существующие и перспективные средства новых информационных технологий (СНИТ) и решать ряд других социально-экономических задач.

Главным преимуществом  дистанционного образования является его гибкость, адаптивность к уровню базовой подготовки, месту жительства, состоянию здоровья субъекта обучения. По сравнению с классическим оно обладает гибкостью (по времени, месту, темпу и объему обучения); возможностью использовать индивидуальные учебные планы; доступностью учебной информации, оперативностью ее обновления; экономичностью (за счет сокращения расходов на учебные площади, транспорт, технические средства); возможностью использовать новейшие технологии, предоставлять обучающимся социальное равноправие (независимо от места проживания и состояния здоровья); наличием экспорта и импорта информационно-обучающих ресурсов всего мира; отсутствием проблем с тиражируемостью материалов, удобством их пересылки.

Основная проблема дистанционного образования — недостаток качественного методического обеспечения. Однако ряд исследователей отдельно выделяют его организационно-технические проблемы: выработка единого стандарта (формата) хранения обучающих информационных ресурсов; обеспечение эффективности общения преподавателей и обучаемых; создание средств управления учебным процессом дистанционного образования; разработка эффективных средств планирования учебного процесса (учебные планы); эффективное представление учебного материала; создание средств обеспечения совместной работы учащихся; обеспечение удаленного доступа к информационным ресурсам.

Методические возможности, реализованные в дистанционном образовании:

— гибкость структуры учебного процесса, позволяющая учесть потребности и общение в рамках курсовых и тематических конференций как «по вертикали» (центр — периферия), так и «по горизонтали» (между удаленными обучаемыми как в режиме электронной почты, так и в режиме конференций);

— повышение эффективности (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения, благодаря легко реализуемым в сетях перекрестным проверкам;

— принципиальное расширение доступных информационных фондов и  методов доступа к ним;

— интересы обучаемых и  темпы их продвижения по изучаемому материалу;

— возможность практического  использования в текущей учебной  деятельности материалов, получаемых по сети или генерируемых в ходе дистанционного обучения.

Ключевые тенденции развития дистанционного образования:

— одновременное развертывание (рост разнообразия) и сближение  технологий;

— изменения в отношениях между преподавателями и учащимися;

— изменения отношений  между учебными заведениями;

— возникновение устойчивых традиций.

Возможные стратегии развития дистанционного образования:

1) разработка взаимодействия  между учебными заведениями (востребованность  новых подходов к разработке  программ, поскольку дистанционное образование в состоянии распространиться за пределы различий между очным и заочным обучением и даже подготовки и переподготовки кадров);

2) проработка организации  дистанционного образования и  управления его развитием с  целью более гибкого использования новых технологических возможностей в соответствии с нуждами конкретных программ (приоритетность многосредового подхода);

3) определение целей и перспектив  дистанционного образования, широты  и глубины внедрения дистанционного  обучения;

4) разработка модели взаимодействия, отражение потенциальных отношений со средней школой, техникумами, с бизнесом и промышленностью, а также другими учебными заведениями региона, всего государства и других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика дистанционного обучения

 

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного обучения позволил выделить характерные особенности дистанционного обучения:

— гибкость (обучающиеся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам);

— модульность (в основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип: каждая отдельная дисциплина (учебный курс), которая освоена обучаемым, адекватна по содержанию определенной предметной области, что позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям);

— параллельность (обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т. е. «без отрыва от производства»);

— дальнодействие (расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса);

— асинхронность (в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию);

— массовость (количество обучающихся не является критичным параметром);

— рентабельность (экономическая эффективность дистанционного обучения; рост КПД системы «обучающий — обучаемый», что особенно важно в современных условиях; эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, что снижает затраты на подготовку специалистов);

— адаптивность (отражение всех тенденций образования и информационного общества);

— изменения в системе «преподаватель — обучающийся» (расширение и обновление роли преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями; основная его функция — координирование учебного процесса, консультирование; уточнение требований к обучающемуся; изменение роли обучаемого, осуществление им активного и самостоятельного поиска информации);

— технологичность (применение новых информационных технологий, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа-системы и т. д.);

— социальность (предоставление равных возможностей для получения образования, независимо от места проживания и материальных условий);

— интернациональность (обеспечение возможности экспорта и импорта образовательных услуг, создание единого образовательного пространства и т. п.).

Потенциальными потребителями  дистанционного обучения являются лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центров; специалисты, уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование; обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы; лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой (сельские жители, вахтовики и т. п.); лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей; лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (нуждающиеся в обучении на дому); субъекты и объекты пенитенционарной системы (заключенные и обслуживающий персонал); лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях; иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможности приехать для учебы по различным причинам; талантливые и продвинутые индивиды, стремящиеся получить дополнительные знания, пройти образовательную программу в сжатые сроки; различные категории специалистов, которым требуется переподготовка и повышение квалификации; лица, желающие выполнить специальные образовательные программы, состоящие из курсов, предоставляемых различными учебными заведениями, в том числе учебными заведениями разных стран; безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе и муниципальных центрах занятости, и др.

Педагогические основы дистанционного обучения'.

—- в центре системы дистанционного обучения лежит самостоятельная познавательная деятельность обучаемого;

—- потребность современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального информационного общества в учении, самостоятельном приобретении и применении знаний;

— необходимость более гибкой системы  повышения квалификации, позволяющей приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому, а также научение самостоятельному их приобретению, продуктивной работе с информацией, овладение способами познавательной деятельности;

— самостоятельное приобретение знаний должно носить активный характер;

— индивидуализированное по своей  сути, оно не должно вместе с тем исключать возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности;

— система контроля за усвоением  знаний и способов познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях должна строиться на основе как оперативной обратной связи, так и отсроченного контроля.

Анализ форм получения образования  показывает, что дистанционное обучение также является формой получения образования (так же, как очная, заочная, очно-заочная и экстернат), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, посредством Интернет-технологий, а также очно.

Основные отличия дистанционного обучения от заочного:

— постоянный контакт с преподавателем, возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций ;

— возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может как состоять из компактно проживающих в одной местности обучаемых, так и быть распределенной); в этом случае обучаемые также контактируют с преподавателем посредством телекоммуникаций;

— передача теоретических материалов обучаемым в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в образовательное учреждение, либо значительно сократить их число и длительность. Основные отличия дистанционного обучения от очного:

— обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;

— гибкий график учебного процесса, который  может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, оn-line сеансам с преподавателем) или к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных работ на оборудовании (возможно, удаленном);

— контакты с преподавателем, в  основном, осуществляемые посредством телекоммуникаций.

Среди основных преимуществ дистанционного обучения выделяются следующие: возможность массовой индивидуализации процесса обучения путем составления индивидуальных планов для каждого обучаемого и автоматизации процесса усвоения учебного материала и контроля хода обучения; прорыв «замкнутого образовательного пространства», ведущий к неограниченному по объему образованию; вовлечение обучаемого в активный познавательный процесс, не ограничивающийся только овладением знаний; систематический характер системы контроля, организуемого на основе оперативной обратной связи (как заложенной в текст учебного материала, так и в результате оперативных обращений к преподавателю или консультанту курса) и в виде отсроченных форм проверки; гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности с разнообразными формами творческой работы (например, совместные проекты); организационная вариативность, предусматривающая учет творческих потенций и личностных интересов обучаемого.

Таким образом, дистанционное обучение в идеальном случае предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства, и в процессе производственной деятельности; обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам; позволяет получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки; способствует организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения; обеспечивает прерывание и продолжение образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей; расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений; снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам; позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями, повышать уровень образовательного потенциала общества и качества образования; удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих; повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательскую и социальную активность, кругозор и уровень самосознания; способствует сохранению и приумножению знаний, кадрового и материального потенциала, накопленного отечественной образовательной системой; сохраняет и развивает единое образовательное пространство страны.

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования