Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа
В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.
— использование разнообразных приемов и средств мотивации учебной деятельности;
— структурирование курса дистанционного обучения в виде модулей с целью отслеживания обучаемым своего продвижения от модуля к модулю. Дистанционное образование позволяет:
— сделать высшее и другие уровни образования доступными для широких слоев населения вне зависимости от места проживания, возрастного ценза, условий жизни и работы на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого и тем самым реализовать потребности населения в образовательных услугах, а страны в качественно подготовленных специалистах;
— реализовать важные и конструктивные идеи опережающего и непрерывного образования, быть способной реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда;
— компенсировать сокращение государственного финансирования, усилить международную интеграцию, снять социальную напряженность, повысить социальную и профессиональную мобильность населения;
— сохранять и приумножать знания, кадровый и материальный потенциал, накопленный отечественной системой образования, полнее использовать педагогический и научный потенциал вузов, эффективно использовать существующие и перспективные средства новых информационных технологий (СНИТ) и решать ряд других социально-экономических задач.
Главным преимуществом дистанционного образования является его гибкость, адаптивность к уровню базовой подготовки, месту жительства, состоянию здоровья субъекта обучения. По сравнению с классическим оно обладает гибкостью (по времени, месту, темпу и объему обучения); возможностью использовать индивидуальные учебные планы; доступностью учебной информации, оперативностью ее обновления; экономичностью (за счет сокращения расходов на учебные площади, транспорт, технические средства); возможностью использовать новейшие технологии, предоставлять обучающимся социальное равноправие (независимо от места проживания и состояния здоровья); наличием экспорта и импорта информационно-обучающих ресурсов всего мира; отсутствием проблем с тиражируемостью материалов, удобством их пересылки.
Основная проблема дистанционного образования — недостаток качественного методического обеспечения. Однако ряд исследователей отдельно выделяют его организационно-технические проблемы: выработка единого стандарта (формата) хранения обучающих информационных ресурсов; обеспечение эффективности общения преподавателей и обучаемых; создание средств управления учебным процессом дистанционного образования; разработка эффективных средств планирования учебного процесса (учебные планы); эффективное представление учебного материала; создание средств обеспечения совместной работы учащихся; обеспечение удаленного доступа к информационным ресурсам.
Методические возможности, реализованные в дистанционном образовании:
— гибкость структуры учебного процесса, позволяющая учесть потребности и общение в рамках курсовых и тематических конференций как «по вертикали» (центр — периферия), так и «по горизонтали» (между удаленными обучаемыми как в режиме электронной почты, так и в режиме конференций);
— повышение эффективности (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения, благодаря легко реализуемым в сетях перекрестным проверкам;
— принципиальное расширение доступных информационных фондов и методов доступа к ним;
— интересы обучаемых и темпы их продвижения по изучаемому материалу;
— возможность практического
использования в текущей
Ключевые тенденции развития дистанционного образования:
— одновременное развертывание (рост разнообразия) и сближение технологий;
— изменения в отношениях
между преподавателями и
— изменения отношений между учебными заведениями;
— возникновение устойчивых традиций.
Возможные стратегии развития дистанционного образования:
1) разработка взаимодействия
между учебными заведениями (
2) проработка организации дистанционного образования и управления его развитием с целью более гибкого использования новых технологических возможностей в соответствии с нуждами конкретных программ (приоритетность многосредового подхода);
3) определение целей и
4) разработка модели
Характеристика дистанционного обучения
Анализ отечественной и
— гибкость (обучающиеся занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам);
— модульность (в основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип: каждая отдельная дисциплина (учебный курс), которая освоена обучаемым, адекватна по содержанию определенной предметной области, что позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям);
— параллельность (обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т. е. «без отрыва от производства»);
— дальнодействие (расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса);
— асинхронность (в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию);
— массовость (количество обучающихся не является критичным параметром);
— рентабельность (экономическая эффективность дистанционного обучения; рост КПД системы «обучающий — обучаемый», что особенно важно в современных условиях; эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, что снижает затраты на подготовку специалистов);
— адаптивность (отражение всех тенденций образования и информационного общества);
— изменения в системе «преподаватель — обучающийся» (расширение и обновление роли преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями; основная его функция — координирование учебного процесса, консультирование; уточнение требований к обучающемуся; изменение роли обучаемого, осуществление им активного и самостоятельного поиска информации);
— технологичность (применение новых информационных технологий, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа-системы и т. д.);
— социальность (предоставление равных возможностей для получения образования, независимо от места проживания и материальных условий);
— интернациональность (обеспечение возможности экспорта и импорта образовательных услуг, создание единого образовательного пространства и т. п.).
Потенциальными потребителями дистанционного обучения являются лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центров; специалисты, уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование; обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы; лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой (сельские жители, вахтовики и т. п.); лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей; лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (нуждающиеся в обучении на дому); субъекты и объекты пенитенционарной системы (заключенные и обслуживающий персонал); лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях; иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможности приехать для учебы по различным причинам; талантливые и продвинутые индивиды, стремящиеся получить дополнительные знания, пройти образовательную программу в сжатые сроки; различные категории специалистов, которым требуется переподготовка и повышение квалификации; лица, желающие выполнить специальные образовательные программы, состоящие из курсов, предоставляемых различными учебными заведениями, в том числе учебными заведениями разных стран; безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе и муниципальных центрах занятости, и др.
Педагогические основы дистанционного обучения'.
—- в центре системы дистанционного обучения лежит самостоятельная познавательная деятельность обучаемого;
—- потребность современного человека на протяжении всей его сознательной жизни в условиях постиндустриального информационного общества в учении, самостоятельном приобретении и применении знаний;
— необходимость более гибкой системы повышения квалификации, позволяющей приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучаемому, а также научение самостоятельному их приобретению, продуктивной работе с информацией, овладение способами познавательной деятельности;
— самостоятельное приобретение знаний должно носить активный характер;
— индивидуализированное по своей сути, оно не должно вместе с тем исключать возможности коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности;
— система контроля за усвоением знаний и способов познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания на практике, в различных проблемных ситуациях должна строиться на основе как оперативной обратной связи, так и отсроченного контроля.
Анализ форм получения образования показывает, что дистанционное обучение также является формой получения образования (так же, как очная, заочная, очно-заочная и экстернат), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, посредством Интернет-технологий, а также очно.
Основные отличия
— постоянный контакт с преподавателем, возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций ;
— возможность организации
— передача теоретических материалов обучаемым в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в образовательное учреждение, либо значительно сократить их число и длительность. Основные отличия дистанционного обучения от очного:
— обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;
— гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, оn-line сеансам с преподавателем) или к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных работ на оборудовании (возможно, удаленном);
— контакты с преподавателем, в основном, осуществляемые посредством телекоммуникаций.
Среди основных преимуществ дистанционного обучения выделяются следующие: возможность массовой индивидуализации процесса обучения путем составления индивидуальных планов для каждого обучаемого и автоматизации процесса усвоения учебного материала и контроля хода обучения; прорыв «замкнутого образовательного пространства», ведущий к неограниченному по объему образованию; вовлечение обучаемого в активный познавательный процесс, не ограничивающийся только овладением знаний; систематический характер системы контроля, организуемого на основе оперативной обратной связи (как заложенной в текст учебного материала, так и в результате оперативных обращений к преподавателю или консультанту курса) и в виде отсроченных форм проверки; гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности с разнообразными формами творческой работы (например, совместные проекты); организационная вариативность, предусматривающая учет творческих потенций и личностных интересов обучаемого.
Таким образом, дистанционное обучение в идеальном случае предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства, и в процессе производственной деятельности; обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам; позволяет получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки; способствует организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения; обеспечивает прерывание и продолжение образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей; расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений; снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам; позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями, повышать уровень образовательного потенциала общества и качества образования; удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих; повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательскую и социальную активность, кругозор и уровень самосознания; способствует сохранению и приумножению знаний, кадрового и материального потенциала, накопленного отечественной образовательной системой; сохраняет и развивает единое образовательное пространство страны.
Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования