Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа
В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.
Концепция М. Мура базируется на двух переменных — «автономии» и «расстоянии». Он выделяет три элемента — обучающийся, преподаватель, средства коммуникации, которые по своим характеристикам отличаются от аналогичных элементов при других формах образования. По оценке М. Мура, учебные программы могут быть отнесены к программам дистанционного образования, если обеспечивают двустороннюю связь между преподавателем и студентом и соответствуют запросам студентов.
О. Петере рассматривает дистанционное образование как новую форму «индустриализованного и технологизированного образования», а обычное, традиционное, образование считает его прединдустриальной формой обучения. О. Петере видит историческую закономерность возникновения различных форм дистанционного образования в индустриализации общества. В его исследованиях дистанционное образование рассматривается не как метод, а как определенная область приложения образовательных усилий. О. Петере утверждает, что при анализе дистанционной формы образования традиционные педагогические концепции могут быть использованы лишь частично, и поэтому следует искать для анализа этой формы обучения новые подходы и категории. При значительной численности студентов дистанционного образования преподаватели, которые разрабатывают учебные курсы, освобождаются от других функций, таких как проверка знаний, консультирование, тьюторство и т. п. Налицо разделение труда, благодаря чему достигается высокая эффективность разрабатываемых программ. Большую роль в дистанционном образовании играет и стандартизация, которая проявляется, прежде всего, в том, что объективные требования всей структуры учебного курса доминируют над личными предпочтениями преподавателя.
Личный опыт, теоретические и эмпирические исследования привели Дж. Баата к выводу о центральном месте двусторонней коммуникации в процессе дистанционного образования и центральной роли заочного тьюторства в этой концепции. Он отмечает, что имеются доказательства, подтверждающие, что обучающиеся нуждаются в специальной помощи в начале учения, особенно при закреплении их мотивации. По его мнению, тьютор должен выполнять важные педагогические функции, а не только исправлять ошибки и оценивать письменные работы обучаемых. Он может играть важную роль в процессе увязки учебного материала с предшествовавшей подготовкой каждого обучаемого, накопленными ранее знаниями через установление хороших личных отношений с обучающим.
Б. Холмберг разработал теорию управляемого дидактического разговора тьютора со студентом. Дистанционное образование в видении Б. Холмберга — это дидактический разговор, нацеленный на учение. Постоянное взаимодействие между обучаемым и тьютором представляется в форме диалога в письменном виде или по телефону. Кроме реального дидактического разговора Б. Холберг отстаивает идею имитированного диалога, организовать который возможно благодаря изучаемому учебному материалу, подготовленному в определенной дидактической форме. Типичным для стиля дидактического разговора является то, что в его процессе дается совет, как подойти к изучению проблемы, чему надо уделить больше внимания, как соединить отдельные части знаний, содержащиеся в различных учебных материалах.
Учебный материал, подготовленный для дистанционного образования в соответствии с рекомендациями Б. Холмберга, должен отличаться следующими характеристиками: быть легкодоступным для восприятия (текст должен быть легко читаемым, умеренно насыщенным информацией); содержать четкие советы и рекомендации относительно того, что нужно делать и чего избегать, на что следует обратить особое внимание и почему; мотивировать интерес студента к предмету и его проблемам; содержать советы и рекомендации студенту, изложенные в форме личного обращения.
Дж. Даниель использует деятельностный подход к дистанционному образованию. В его представлении студент может работать один, автономно, а может в процессе учебы вступать в контакт с другими людьми. В первом случае реализуется «независимая» деятельность обучающегося, во втором — интерактивная. Учение в системах дистанционного образования достигается равновесием между учебной деятельностью студента, которая осуществляется независимо, и деятельностью, которая определяется взаимодействием с другими людьми. Найти это разумное равновесие— основная задача организации и управления систем дистанционного образования. Особое место в теоретических работах занимает изучение интегрированных моделей дистанционного образования, по которым сегодня строится работа многих учебных заведений университетского типа или российских вузов, предлагающих обучаемым как очные, так и дистанционные формы образования.
К. Смит (в отличие от О. Петерса
с его теорией «
К. Смит составил типологию существующих
учебных заведений
Развитие дистанционного образования в России
Историческое развитие дистанционного образования показывает, что оно в настоящее время — одна из утвердившихся форм и имеет специфические черты:
— востребовано обществом, пользуется популярностью;
— представляет собой наиболее демократичную форму, позволяющую получать образование широким слоям общества вне зависимости от места проживания, возраста, социального статуса;
— реализует принцип непрерывного образования;
— опирается на разнообразные средства
представления учебных
— его методы эффективно применяются в высшей школе, школьном образовании, системе повышения квалификации.
Следует отметить, что в России элементы дистанционного образования в современной фазе развития стали активно внедряться с начала 1991 г.
Исторические предпосылки
После принятия в 1994 г. Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России количество вовлеченных в нее образовательных учреждений начинает стремительно расти. Для развития и координации усилий в области дистанционного образования были созданы соответствующие органы в Министерстве общего и профессионального образования РФ.
Большой вклад в дело развития дистанционного образования внесли Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Евразийская ассоциация дистанционного образования, Ассоциация международного образования, Российский НИИ Информационных Систем и т. д.
В 1994—1996 гг. в Москве прошла серия международных конференций по дистанционному образованию, в которых участвовали ведущие специалисты в данной области из США, Великобритании, Канады, Германии, Швеции, Австрии, России и др. Значительный вклад в обеспечение организационной и научной поддержки дистанционного образования внесли всероссийские конференции по дистанционному образованию, организуемые Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики.
Процесс развития дистанционного обучения в России сдерживается традиционными для России причинами: отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей. Тем не менее процесс становления дистанционного образования в России набирает обороты.
В Московском энергетическом институте на кафедре радиосистем успешно дистанционно учатся студенты из Рязанского института радиоинженеров (г. Рязань) и Марийского политехнического института. В Московском государственном авиационном технологическом университете проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в университет из числа школьников, проживающих в удаленных районах России. В Московском государственном индустриальном университете дистанционное образование используется в экспериментальном порядке для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел России и осужденных исправительных колоний. Активно внедряются технологии дистанционного образования в Московском государственном университете, Московском авиационном институте, Челябинском государственном техническом университете, Самарском государственном авиационном университете. Томской государственной академии управляющих систем и радиоэлектроники, Уральском государственном техническом университете и других вузах.
Санкт-Петербургский государственный технический университет (СПб ГТУ) в рамках программы «Университеты России» обеспечил участие в ряде международных семинаров и телеконференций университетов Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Польши и др., проводимых с использованием телевизионных спутников консорциумов EUTELSAT и INTELSAT. Совместно с Университетом Версаль-Сан-Контен (Франция) был организован ряд телесеминаров с передачей ТВ-сигнала через спутник EUTELSAT II F-1 непосредственно на приемный центр СПб ГТУ. В рамках совместного пилотного проекта Манчестерского технологического института, СПб ГТУ и Санкт-Петербургского института методов и техники управления был реализован экспериментальный фрагмент курса дистанционного образования с использованием системы двусторонней телевизионной микроволновой связи.
Большую активность при продвижении американских образовательных услуг на российский рынок проявляет ВМI (Business Management International) — специализированная американская консалтинговая компания со штаб-квартирой в г. Сан-Франциско, штат Калифорния (США), которая осуществляет общее образование и профессиональную подготовку детей и взрослых, а также бизнес-образование.
Широкое распространение в
Британские образовательные
Недавно организованные российско-финская и российско-немецкая телеакадемии, обладая современным уровнем компьютерного и телекоммуникационного оборудования, активно внедряются в российский образовательный рынок. Например, Телематическая Академия «ТЕЛЕВАЙЗ», которая создана рядом государственных и негосударственных образовательных учреждений России и Финляндии, а также Фондом «ТЕЛЕВАЙЗ», учрежденным для развития совместных проектов в области образования и развития системы дистанционного образования, располагает специально оборудованными современными средствами информационных технологий, помещениями. В них проводятся аудио- и видеоконференции и учебные занятия с использованием телекоммуникаций и технологий мультимедиа. В телеакадемии под руководством В. Бломстед и Н. Шаровой организованы курсы по повышению квалификации и переподготовке преподавателей в области применения телекоммуникаций и технологий мультимедиа в образовательном процессе; проводится обучение молодежи по новым специальностям с сертификацией диплома в учебных заведениях Финляндии; периодически организуются международные и российские научно-практические семинары по дистанционному образованию с использованием видеоконференций и предоставляются другие услуги.
В практике использования телекоммуникаций в образовательных целях многое сделано общеобразовательными школами. Примером может служить MOSTNET (Московская школьная телекоммуникационная сеть) — первая экспериментальная компьютерная сеть, которая была создана в 1989 г. в рамках проекта ШЭП — «Школьная электронная почта». Проект ШЭП создал прецедент использования компьютерных сетей и проведения телекоммуникационных проектов и стимулировал интерес к педагогическим возможностям этой информационной технологии среди педагогической общественности, включающей педагогов-практиков, управленцев, исследователей.
В Российской таможенной академии разрабатывается концепция создания системы дистанционного образования, состоящая из Центра дистанционного образования и сети региональных таможенных центров.
Внедрение технологий дистанционного образования в образовательный процесс на среднем профессиональном уровне успешно проводит негосударственное образовательное учреждение «ТАНТАЛ».
В России создается и быстрыми темпами
развивается корпоративное
Несмотря на кризисное социально-
Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования