Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Скачать файл)

Концепция М. Мура базируется на двух переменных — «автономии» и «расстоянии». Он выделяет три элемента — обучающийся, преподаватель, средства коммуникации, которые по своим характеристикам отличаются от аналогичных элементов при других формах образования. По оценке М. Мура, учебные программы могут быть отнесены к программам дистанционного образования, если обеспечивают двустороннюю связь между преподавателем и студентом и соответствуют запросам студентов.

О. Петере рассматривает дистанционное  образование как новую форму  «индустриализованного и технологизированного образования», а обычное, традиционное, образование считает его прединдустриальной формой обучения. О. Петере видит историческую закономерность возникновения различных форм дистанционного образования в индустриализации общества. В его исследованиях дистанционное образование рассматривается не как метод, а как определенная область приложения образовательных усилий. О. Петере утверждает, что при анализе дистанционной формы образования традиционные педагогические концепции могут быть использованы лишь частично, и поэтому следует искать для анализа этой формы обучения новые подходы и категории. При значительной численности студентов дистанционного образования преподаватели, которые разрабатывают учебные курсы, освобождаются от других функций, таких как проверка знаний, консультирование, тьюторство и т. п. Налицо разделение труда, благодаря чему достигается высокая эффективность разрабатываемых программ. Большую роль в дистанционном образовании играет и стандартизация, которая проявляется, прежде всего, в том, что объективные требования всей структуры учебного курса доминируют над личными предпочтениями преподавателя.

Личный опыт, теоретические и  эмпирические исследования привели  Дж. Баата к выводу о центральном  месте двусторонней коммуникации в процессе дистанционного образования и центральной роли заочного тьюторства в этой концепции. Он отмечает, что имеются доказательства, подтверждающие, что обучающиеся нуждаются в специальной помощи в начале учения, особенно при закреплении их мотивации. По его мнению, тьютор должен выполнять важные педагогические функции, а не только исправлять ошибки и оценивать письменные работы обучаемых. Он может играть важную роль в процессе увязки учебного материала с предшествовавшей подготовкой каждого обучаемого, накопленными ранее знаниями через установление хороших личных отношений с обучающим.

Б. Холмберг разработал теорию управляемого дидактического разговора тьютора  со студентом. Дистанционное образование  в видении Б. Холмберга — это дидактический разговор, нацеленный на учение. Постоянное взаимодействие между обучаемым и тьютором представляется в форме диалога в письменном виде или по телефону. Кроме реального дидактического разговора Б. Холберг отстаивает идею имитированного диалога, организовать который возможно благодаря изучаемому учебному материалу, подготовленному в определенной дидактической форме. Типичным для стиля дидактического разговора является то, что в его процессе дается совет, как подойти к изучению проблемы, чему надо уделить больше внимания, как соединить отдельные части знаний, содержащиеся в различных учебных материалах.

Учебный материал, подготовленный для  дистанционного образования в соответствии с рекомендациями Б. Холмберга, должен отличаться следующими характеристиками: быть легкодоступным для восприятия (текст должен быть легко читаемым, умеренно насыщенным информацией); содержать четкие советы и рекомендации относительно того, что нужно делать и чего избегать, на что следует обратить особое внимание и почему; мотивировать интерес студента к предмету и его проблемам; содержать советы и рекомендации студенту, изложенные в форме личного обращения.

Дж. Даниель использует деятельностный подход к дистанционному образованию. В его представлении студент может работать один, автономно, а может в процессе учебы вступать в контакт с другими людьми. В первом случае реализуется «независимая» деятельность обучающегося, во втором — интерактивная. Учение в системах дистанционного образования достигается равновесием между учебной деятельностью студента, которая осуществляется независимо, и деятельностью, которая определяется взаимодействием с другими людьми. Найти это разумное равновесие— основная задача организации и управления систем дистанционного образования. Особое место в теоретических работах занимает изучение интегрированных моделей дистанционного образования, по которым сегодня строится работа многих учебных заведений университетского типа или российских вузов, предлагающих обучаемым как очные, так и дистанционные формы образования.

К. Смит (в отличие от О. Петерса  с его теорией «индустриализации») настаивает на разумном распределении рабочего времени университетских преподавателей между обучающимися на очных отделениях и обучающимися дистанционно. Разработка курсов, проверка заданий, проведение экзаменов и оценка знаний, консультативная помощь и др. — это функции, выполнение которых требуется от любого преподавателя вне зависимости от той аудитории, на какую ориентирована его деятельность: очной или дистанционной. Все обучаемые получают по завершении обучения одинаковые степени.

К. Смит составил типологию существующих учебных заведений дистанционного образования и пришел к выводу, что дистанционное образование должно осуществляться университетскими преподавателями, а не тьюторами, работающими по совместительству; вливаться в общий поток учебного процесса обычного университета в качестве его составной части; поддерживать контакты с небольшой группой ведущих университетских преподавателей, а не с «рекрутами-совместителями»; дать возможность обучающимся стать членами сообщества ученых и преподавателей университета и посещать университетские факультеты, отделения, школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие дистанционного образования в России

 

Историческое развитие дистанционного образования показывает, что оно в настоящее время — одна из утвердившихся форм и имеет специфические черты:

— востребовано обществом, пользуется популярностью;

— представляет собой наиболее демократичную  форму, позволяющую получать образование широким слоям общества вне зависимости от места проживания, возраста, социального статуса;

— реализует принцип непрерывного образования;

— опирается на разнообразные средства представления учебных материалов (печатные документы, книжную продукцию, средства радио и телевидения, средства телекоммуникаций и др.);

— его методы эффективно применяются  в высшей школе, школьном образовании, системе повышения квалификации.

Следует отметить, что в России элементы дистанционного образования  в современной фазе развития стали активно внедряться с начала 1991 г.

Исторические предпосылки дистанционного образования в России лежат в  системе заочного обучения. В начале — середине XX в. значение самостоятельного заочного обучения для реализации программы всеобщей грамотности и подготовки специалистов оценили в Советском Союзе. Заочные отделения были открыты в сотнях российских вузов.

После принятия в 1994 г. Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России количество вовлеченных в нее образовательных учреждений начинает стремительно расти. Для развития и координации усилий в области дистанционного образования были созданы соответствующие органы в Министерстве общего и профессионального образования РФ.

Большой вклад в дело развития дистанционного образования внесли Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Евразийская ассоциация дистанционного образования, Ассоциация международного образования, Российский НИИ Информационных Систем и т. д.

В 1994—1996 гг. в Москве прошла серия международных конференций по дистанционному образованию, в которых участвовали ведущие специалисты в данной области из США, Великобритании, Канады, Германии, Швеции, Австрии, России и др. Значительный вклад в обеспечение организационной и научной поддержки дистанционного образования внесли всероссийские конференции по дистанционному образованию, организуемые Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики.

Процесс развития дистанционного обучения в России сдерживается традиционными для России причинами: отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей. Тем не менее процесс становления дистанционного образования в России набирает обороты.

В Московском энергетическом институте  на кафедре радиосистем успешно дистанционно учатся студенты из Рязанского института радиоинженеров (г. Рязань) и Марийского политехнического института. В Московском государственном авиационном технологическом университете проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в университет из числа школьников, проживающих в удаленных районах России. В Московском государственном индустриальном университете дистанционное образование используется в экспериментальном порядке для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел России и осужденных исправительных колоний. Активно внедряются технологии дистанционного образования в Московском государственном университете, Московском авиационном институте, Челябинском государственном техническом университете, Самарском государственном авиационном университете. Томской государственной академии управляющих систем и радиоэлектроники, Уральском государственном техническом университете и других вузах.

Санкт-Петербургский  государственный  технический  университет (СПб ГТУ) в рамках программы «Университеты  России» обеспечил участие в  ряде международных семинаров и телеконференций университетов Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Польши и др., проводимых с использованием телевизионных спутников консорциумов EUTELSAT и INTELSAT. Совместно с Университетом Версаль-Сан-Контен (Франция) был организован ряд телесеминаров с передачей ТВ-сигнала через спутник EUTELSAT II F-1 непосредственно на приемный центр СПб ГТУ. В рамках совместного пилотного проекта Манчестерского технологического института, СПб ГТУ и Санкт-Петербургского института методов и техники управления был реализован экспериментальный фрагмент курса дистанционного образования с использованием системы двусторонней телевизионной микроволновой связи.

Большую активность при продвижении  американских образовательных услуг  на российский рынок проявляет ВМI (Business Management International) — специализированная американская консалтинговая компания со штаб-квартирой в г. Сан-Франциско, штат Калифорния (США), которая осуществляет общее образование и профессиональную подготовку детей и взрослых, а также бизнес-образование.

Широкое распространение в образовательном  сервисе России занимает программа  дистанционного образования американского  университета Кеннеди-Вестерн, которая  ориентирована на бизнесменов и  банкиров, желающих приобрести международно-признанный статус.

Британские образовательные услуги уже несколько лет успешно  продвигаются на российский образовательный рынок партнером Открытого Британского Университета — Международным Центром дистанционного образования «ЛИНК».

Недавно организованные российско-финская и российско-немецкая телеакадемии, обладая современным уровнем компьютерного и телекоммуникационного оборудования, активно внедряются в российский образовательный рынок. Например, Телематическая Академия «ТЕЛЕВАЙЗ», которая создана рядом государственных и негосударственных образовательных учреждений России и Финляндии, а также Фондом «ТЕЛЕВАЙЗ», учрежденным для развития совместных проектов в области образования и развития системы дистанционного образования, располагает специально оборудованными современными средствами информационных технологий, помещениями. В них проводятся аудио- и видеоконференции и учебные занятия с использованием телекоммуникаций и технологий мультимедиа. В телеакадемии под руководством В. Бломстед и Н. Шаровой организованы курсы по повышению квалификации и переподготовке преподавателей в области применения телекоммуникаций и технологий мультимедиа в образовательном процессе; проводится обучение молодежи по новым специальностям с сертификацией диплома в учебных заведениях Финляндии; периодически организуются международные и российские научно-практические семинары по дистанционному образованию с использованием видеоконференций и предоставляются другие услуги.

В практике использования телекоммуникаций в образовательных целях многое сделано общеобразовательными школами. Примером может служить MOSTNET (Московская школьная телекоммуникационная сеть) — первая экспериментальная компьютерная сеть, которая была создана в 1989 г. в рамках проекта ШЭП — «Школьная электронная почта». Проект ШЭП создал прецедент использования компьютерных сетей и проведения телекоммуникационных проектов и стимулировал интерес к педагогическим возможностям этой информационной технологии среди педагогической общественности, включающей педагогов-практиков, управленцев, исследователей.

В Российской таможенной академии разрабатывается  концепция создания системы дистанционного образования, состоящая из Центра дистанционного образования и сети региональных таможенных центров.

Внедрение технологий дистанционного образования в образовательный процесс на среднем профессиональном уровне успешно проводит негосударственное образовательное учреждение «ТАНТАЛ».

В России создается и быстрыми темпами  развивается корпоративное обучение. Эта тенденция отмечается в банковских системах, РАО «ГАЗПРОМ», Центробанка, Санэпидемслужбы и др. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы сравнимы и превосходят системы дистанционного обучения вузов.

Несмотря на кризисное социально-экономическое  положение, в России возникла и интенсивно развивается система дистанционного обучения, но процесс развития дистанционного образования только начинается, т. к. Федеральная целевая программа «Развитие единой системы дистанционного образования в России» разрабатывается с 1995 г.

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования