Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Скачать файл)

— требования стандарта будут представлены на языке целей (четкость и ясность видения на языке целей требований образовательного стандарта);

— при формулировании цели обеспечивается ее диагностируемость путем простого установления факта достижения обучаемым цели;

— при целеполагании будет сохраняться  строгая последовательность выполнения технологических процедур; целеполагание определено Е. С. Заир-Бек следующим образом:

1) информация о проблеме, условии,  ситуации, ее анализ;

2) формулировка проблемы и замыслов  ее решения;

.3) создание списка желаемых  целей (прояснение целей);

4) выделение общих целей проекта как ценностей образования;

5) формулирование цели проекта  как конкретно измеряемого результата;

6) постановка цели проектирования  как достижения в создании  условий для развития образовательных  процессов; над целями будут  выполняться только технологические процедуры, указанные в списке:

вычеркивание  

2) перестановка    

3) укрупнение целей за счет  «стягивания» в узел

4) включение новых целей 

5) переопределение целей  

6) доопределение целей  

Сама цель имеет иерархическую  структуру. Так, цель учебной дисциплины выступает как один из элементов цели подготовки специалиста. Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины и т. д.

Цели дистанционного обучения подразумевают стимулирование интеллектуальной активности обучаемых с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения обучаемых в отбор, проработку и организацию материала; усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;

развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением  и углублением учебных технологий и приемов.

 

Содержание дистанционного обучения

Содержание обучения представляет собой сумму знаний, умений и навыков, в основном соответствующую современному состоянию научного знания, педагогически переработанную в общие основы наук, общественных отношений, производства.

Содержание дистанционного обучения комплектуется с учетом социальных, конкретно-исторических, психологических требований, требований индивидуально-личностного развития обучаемых. Оно определяется общеметодологическими принципами формирования содержания (общеобразовательный характер учебного материала, гуманистическая направленность содержания, связь материала с развитием общества, основообразующий и системообразующий характер учебного материала, интегративность изучаемых курсов, гуманитарно-этическая направленность содержания образования, развивающий характер учебного материала, эстетические аспекты содержания); специальными принципами формирования содержания из области науки (соотнесение учебного материала с уровнем современной науки, политехнизм, единство и противоположность логики науки и учебного предмета), искусства (единство идейного содержания и художественной формы, гармоничность культурного развития, идейная общность и взаимосвязь искусств, учет возрастных, образовательных и профессиональных особенностей), труда (связь труда с наукой, соответствие требованиям к профессии).

При отборе содержания дистанционного обучения целесообразно пользоваться общими принципами и рекомендациями. При этом необходимо учитывать дополнительные ограничения на объект (субъект) обучения, который может находиться на большом расстоянии и (или) иметь особый временной график жизнедеятельности, и (или) физиологическую невозможность обучаться традиционно и другие причины. Кроме того, должны быть учтены те обстоятельства, что при дистанционном обучении не по всем специальностям можно проводить подготовку специалистов.

Инвариантная часть содержания должна включать в себя следующие  разделы: введение в дисциплину (история, предмет, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами учебного плана по специальности); учебная программа по дисциплине (курсу); цель и задачи изучения дисциплины; подробные методические указания по самостоятельному изучению курса с временным регламентом прохождения обучения и указанием трудозатрат; оглавление;

основное содержание, структурированное  по разделам (модулям); тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга (по разделам); итоговый тест; экзаменационные вопросы; практические задания для самостоятельной работы; тематика для небольших научно-исследовательских работ; толковый словарь терминов; заключение; список литературы (основной, дополнительной, факультативной); хрестоматия по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей и других учебных материалов по тематике курса.

Вариативная часть содержания должна учитывать запросы клиента  дистанционного обучения, ориентироваться на особенности профессиональной деятельности.

 

Методы дистанционного обучения

Анализ педагогической литературы выявил недостаточную дифференциацию в ней понятий, обозначаемых терминами «метод», «прием», «способ» обучения. Современные толковые словари, философские, психологические, педагогические энциклопедии и справочники не дают однозначной трактовки этих понятий. Все они определяют метод через способ и наоборот, часто приводя перевод слова «метод» с греческого «теШоао8» — путь, способ поведения.

Опираясь на исследования этой проблемы, проведенные И. Я. Лернером, С. Г. Шаповаленко, М. Н. Скаткиным, Ю. Г. Фокиным, М. Г. Гаруновым, под методом обучения будем понимать дидактическую категорию, дающую теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которого осуществляются организация и регулирование деятельности обучающихся, обеспечивающей усвоение ими содержания и тем самым достижение целей обучения. Словосочетание «система норм взаимосвязанной деятельности» означает, что каждый из методов обучения предписывает (задает) деятельность преподавателя и указывает на адекватные ей действия обучающихся.

И. Я. Лернер выделяет пять общедидактических  методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский, которые охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Методы дистанционного обучения:

1) методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (обучение «Я-сам» — самообучение);

2) методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение «один к одному») (использование телефона, голосовой почты, электронной почты, двустороннего чата);

3) методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение «один к многим») (применение лекций, записанных на аудио- или видеокассеты, читаемых по радио или телевидению, их дополнение электронными лекциями, подборка статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям), электронными симпозиумами;

4) методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим») (интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний); развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций, выполнением совместных проектов (технологии аудио-, аудиографических и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном обучении).

Телекоммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы и т. п. Метод мозговой атаки представляет собой стратегию взаимодействия, позволяющую группам студентов эффективно генерировать идеи. Основной целью метода мозговой атаки является создание фонда идей по определенной теме. При мозговой .атаке исключается критицизм, поощряются свободные ассоциативные суждения. Метод Дельфи предназначен для выработки надежного консенсуса номинальной группы студентов (они только номинально представляют собой группу на первоначальной стадии генерации идей) посредством серии анкетных опросов. Первоначально каждого участника такой группы просят сформулировать и проранжировать идеи. Затем составляется общий список идей — обычно путем выявления таких идей, которые получили самый высокий приоритет у отдельных участников, затем вторых по значимости и т. д. до тех пор, пока список у каждого участника не будет исчерпан. После этого все приглашаются к обсуждению идей. После дискуссии проводится голосование, в ходе которого членов группы просят проранжировать идеи, которые были генерированы в ходе дискуссии.                                

Характер и способы организации  дистанционного обучения предполагают значительно больший, по сравнению с традиционным обучением, объем самостоятельной работы учащихся.

На уровне учебных дисциплин  при изучении конкретного материала  общедидактические методы обучения в системе дистанционного обучения реализуются через множество приемов обучения, каждый из которых представляет собой конкретное действие, направленное на достижение частной цели и выполняемое с помощью различных дидактических средств обучения. Из известной совокупности приемов обучения, используемых в традиционной дидактике, включающей в себя 24 наименования, для дистанционного обучения могут быть рекомендованы демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение и т. д.

 

Средства дистанционного обучения

При дистанционном обучении используются следующие средства обучения (один из возможных вариантов их типологизации):

1) книги (в бумажной и электронной  форме);

2) сетевые учебные материалы

3) компьютерные обучающие системы;                   

4) аудио-, учебно-информационные материалы;       

5) видео-, учебно-информационные материалы;

6) дистанционные лабораторные практикумы;

7) тренажеры;

8) базы данных и знаний;

9) электронные библиотеки;

10) дидактические материалы на  основе экспертных обучающих систем;

11) дидактические материалы на  основе геоинформационных систем.

Дадим краткую характеристику средств  дистанционного обучения.

(1) Книги (в бумажной и электронной  форме)

Бумажные издания. Учебно-практические пособия, самоучители, учебники и учебные пособия, рабочие тетради, методические материалы, руководства по самостоятельной работе и др. Печатный учебный материал обычно включает учебники или пособия.

Сам по себе печатный материал — это  одностороннее средство информации, которое должно быть дополнено другими формами взаимодействия. На примере некоторых «виртуальных» курсов, предлагаемых через Интернет, заметно, что большие объемы текста в кибернетическом пространстве не уместны. Чтобы эффективно использовать материал, пользователь вынужден загружать и печатать его у себя на месте, и на него, таким образом, просто переносятся первоначальные затраты при том, что качество продукта, возможно, снижается.

Электронный учебник — это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или при частичном участии преподавателя осваивать учебный курс или его раздел средствами новых информационных технологий. Каждый электронный учебник обычно имеет информационную (содержательную), тренирующую (упражнения на закрепление полученных знаний) и тестирующую (настраиваемый банк вопросов, непосредственно модуль тестирования, экспертный модуль для анализа и оценки) части. Сложность практического использования электронных книг и учебников вызвана их предназначением в основном для самостоятельного обучения, они содержат большое количество разветвленной дополнительной информации, каждый обучаемый выбирает собственный маршрут изучения материала, что весьма значимо при организации дистанционного обучения.

(2) Сетевые учебные материалы Сетевые учебно-методические пособия

Дидактической формулой сетевых учебников  первого поколения являются гипертекстовое представление учебного материала и консультации по электронной почте.

На основе более современной  формы исследования и обобщения структур сетевого представления учебного материала, разработанных А. И. Ракитовым, Е. С. Полат, М. В. Моисеевой и др., а также зарубежными университетами, ведущими обучение в сети Интернет, было установлено, что средство обучения должно представлять собой сетевой учебно-методический интерактивный комплекс, который относится к сетевым электронным учебникам второго поколения с расширенными функциями интерактивности за счет использования таких услуг Интернет, как Usenet, IRC, Iphone.

Сетевой учебник второго поколения представляет собой сетевой учебно-методический интерактивный комплекс (с расширенными функциями интерактивности обучаемых с преподавателем и между собой с использованием, например, телеконференции и видеоконференцсвязи), который содержит следующие канонические дидактические функциональные блоки:

— организационно-методический (информация о целях, задачах дисциплины, ее связи с другими дисциплинами, входящими в учебный план;

краткая характеристика содержания тем  учебной программы, порядок и рекомендации по изучению дисциплины с помощью комплекса; обзор литературы, формы отчетности и контроля, порядок организации взаимодействия с преподавател ем);

— информационно-обучающий (модули, выполненные  в среде гипермедиа, тесты для самопроверки; гипертекстовые ссылки, имеющиеся в учебном тексте, позволяющие обучаемому знакомиться с электронной хрестоматией, представляющей собой структурированный набор фрагментов из альтернативных учебных пособий, статей, и другой информацией, а также с информационным ресурсом Интернет по тематике дисциплины и базой часто задаваемых вопросов и ответов на них; практические задания по каждой учебной теме, обеспечивающие реализацию проблемного или репродуктивного методов обучения; выполненные самостоятельные работы пересылаются преподавателю по электронной почте для проверки и обсуждаются в виртуальной учебной группе с использованием телеконференций);

— идентификационно-контрольный (итоговый контроль путем проверки итогового  теста и экзамена, который проводится с помощью видеоконференцсвязи или очно).

Психолого-педагогические функции  комплекса реализуются посредством  представления учебного материала  в среде гипермедиа, дидактического взаимодействия студентов с преподавателями и со средствами обучения посредством е-mail, Usenet, IRC, Iphone.

(3) Компьютерные обучающие системы

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования