Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы дистанционного образования

 

Дидактические принципы, по утверждению С. И. Архангельского, рассматриваются «как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса, как система общих и принципиально важных ориентиров, которые определяют содержание, методы, организацию обучения и способы анализа его результатов». Дидактические принципы выступают в качестве ориентировочной основы преподавания.

Дидактика опирается главным образом  на следующие принципы обучения: научность, системность, связь теории с практикой, сознательность обучения, единство конкретного и абстрактного,  доступность, наглядность, прочность знаний, соединение индивидуального и коллективного.

Совокупность известных принципов  исследователи разбивают на три  группы:

общие, включающие в себя принципы гуманизации обучения, научности, системности;

относящиеся к целям и содержанию обучения (соответствие целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; генерализация; целостность и комплектность);

охватывающие дидактический прогресс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствие дидактического процесса закономерностям учения; ведущая роль теоретических знаний; единство образовательной,  воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учению; проблемность; соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактного мышления с наглядностью в обучении; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя; системность и последовательность в обучении; доступность; прочность овладения содержанием обучения).

Исследования, проведенные М. Г. Гаруновым, показывают, что можно выделить группы стратегических принципов обучения, синтезирующих все существующие принципы, это:

  • ориентированность образования на развитие личности – гуманизацию образования;
  • соответствие содержания образования современным тенденциям;
  • рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах обучения;
  • оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса;
  • соответствие результатов обучения требованиям, которые предъявляются конкретной сфере деятельности.

Эмпирический опыт отечественного и зарубежного дистанционного образования  и проведенные исследования по изучению структуры деятельности образовательного учреждения дистанционного образования и содержания обучения позволили сформулировать специфичные принципы дистанционного обучения.

Принцип гуманистичности дистанционного обучения заключается в его обращении к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимся социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения, освоении избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств, которые обеспечивали бы индивиду социальную защищенность, безопасное и комфортное существование. Значимость данного принципа следует даже из перечисления потенциальных потребителей дистанционного образования, в числе которых присутствуют инвалиды и раненые в результате боевых действий в горячих точках, офицеры, увольняемые в запас и стремящиеся получить гражданское образование, и др. Сам процесс обучения гуманистичен к личности, например, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, обучаемый разрабатывает свою траекторию обучения, опираясь на потенциал различных вузов, выбирая различные дисциплины для изучения. Он может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того, сама процедура приема в систему дистанционного образования является «открытой» со свободным доступом.

Особенность принципа интерактивности состоит в том, что он отражает закономерность контактов не только обучаемых с преподавателями, опосредованных средствами новых информационных технологий, но и обучаемых между собой. Опыт показывает, что в процессе дистанционного обучения интенсивность обмена информацией между обучаемыми больше, чем между обучаемым и преподавателем, поэтому для реализации в практике дистанционного образования этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций, надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.

Принцип стартовых знаний регламентирует вхождение и успешное обучение в рамках дистанционной системы образования. Для того чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы предварительная подготовка, некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при дистанционном образовании) и аппаратно-техническое обеспечение, например: при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в Интернет, но и обладать минимальными навыками работы в сети.

Для выполнения принципа индивидуализации в реальном учебном процессе в системе дистанционного образования проводится входной и текущий контроль, например: входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, дающих возможность успешно проходить обучение в системе дистанционного образования; текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

Принцип идентификации заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т. к. при дистанционном обучении предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме; идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности; контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств; например, идентифицировать личность сдающего экзамен можно с помощью видеоконференцсвязи.

Принцип регламентности обучения детерминирует жесткий контроль и планирование учебной самостоятельной деятельности обучаемых.

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий требует наличия педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного образования; большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного образования, присуща «детская болезнь» увлечения средствами новых информационных технологий, особенно Интернетом; это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие, — к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения.

Принцип обеспечения открытости и  гибкости обучения выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т, д. Опыт зарубежных образовательных учреждений дистанционного образования (британский, испанский открытые университеты и др.), а также отечественных говорит о том, что этот факт не снижает качества обучения, но требует дополнительных усилий со стороны образовательного учреждения при последующем индивидуальном обучении принятого обучаемого; важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса дистанционного образования к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для дистанционного обучения, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям, а также сближение содержания образовательно-профессиональных программ военных и гражданских вузов.

Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в системы дистанционного образования, указывает на необходимость организационных и технических способов безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений.

Принцип соответствия технологий обучения определяет адекватность технологии обучения модели дистанционного образования (так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний).

Принцип мобильности обучения заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного образования, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в образовательном учреждении, где он учится, и требует сохранения информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из одного образовательного учреждения в другое на обучение по родственным или другим направлениям.

Принцип неантагонистичности дистанционного образования существующим формам образования определяет, что проектируемая система дистанционного образования сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него.

Принцип соответствия учебно-научной  материальной базы содержанию обучения и дидактической системе в целом выражает требования к учебно-научным условиям эффективного труда преподавателей и обучающихся и состоит в том, чтобы база образовательного учреждения соответствовала специфике труда, определяемого содержанием обучения и характером дидактического процесса в дистанционном обучении. Практическая реализация этого принципа возможна лишь в том случае, если создание учебно-научной материальной базы будет осуществляться на основе научно-педагогических требований, разрабатываемых опытными преподавателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История становления дистанционного обучения и дистанционного образования (за рубежом)

 

При дистанционном образовании  преподаватель и обучающийся  в основном или всегда разделены во времени и/или пространстве и используют различные комбинации средств и способов предоставления информации и обеспечения взаимодействия в учебном процессе. Оно развивалось на протяжении нескольких поколений и тесно связано с применяемыми технологиями.

Первой фазой (и наиболее продолжительной) было «заочное обучение», которое опиралось на печатные материалы и почтовую систему при небольшой дополнительной финансовой поддержке со стороны учащихся или без таковой.

В Англии 1836г. был организован  Лондонский университет, решавший важную задачу — помочь людям реализовать свои потребности и интересы через заочное образование. Как отмечает К. Крис, уже к 1870 г. этот университет имел свои традиции и успехи в оказании помощи студентам в обучении с использованием ресурсов почты, что является начальной формой дистанционного обучения, которая постепенно к 70-м годам XX в. завоевала признание во всем мире.

Исследования в этой области, проводившиеся в Германии, Швеции и Скандинавских, странах, обусловили в то время открытие в этих странах  заочных школ для обучения иностранным языкам и бухгалтерскому делу.

В США в конце XIX в. появились  различные программы и курсы, реализующие потребности растущего населения, что повлекло за собой открытие факультета заочного обучения при Чикагском университете. В это же время в большинстве стран Западной Европы и Америки заочное обучение заявило о себе как о самостоятельной форме обучения. Дистанционное обучение получило широкое распространение. Большинство представителей среднего класса в Америке стремилось получить образование через дистанционные формы, т. к. могли учиться только в свободное от работы время. В связи с запросами населения выделились основные направления подготовок: менеджмент, библиотекарство, экономика, математика, скоропись, иностранные языки, инженерное дело.

Вторая фаза — «дистанционное образование как самостоятельная форма образования» — началась в конце 60-х годов и завершилась приблизительно в 1969 г. (год создания Британского открытого университета); она характеризуется квазииндустриальным подходом к разработке и доставке обучающимся учебных курсов, сочетанием печатных и аудиовизуальных средств (в ряде стран — включая телевидение и радио) и активной поддержкой учащихся.

Для дистанционного образования  США до сих пор характерно широкое использование телевидения. В рамках системы публичного телевещания РВS-ТV обучается более миллиона студентов.

Известен опыт использования  «интерактивного радио» для поддержки  процесса обучения школьников в редконаселенных  сельских районах Австралии, где дети фермеров и курирующие их школьные педагоги общаются с помощью радиостанций. Однако подобная практика не получила распространения в других странах.

В Англии в 1968 г. как независимое  учебное заведение был основан  Открытый университет Соединенного Королевства Великобритании (Тhe Ореn University. UК). По его образцу были созданы учебные заведения в Канаде, Австрии, Испании (1972 г.), Нидерландах (1981 г.), Израиле (1976 г.), Турции, Индии и других странах мира.

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования