Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа
В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.
Б. Холмберг, желая восстановить справедливость, указывает, что задолго до создания Открытого университета в Великобритании уже существовал Южно-Африканский Университет, который реализовывал заочное обучение для своих далеко живущих студентов.
В 1969 г. в Париже состоялась восьмая конференция IССЕ (Тhe International Council on Correspondence Education), где был изучен и обобщен опыт работы заочных школ и факультетов, проанализированы достижения ученых в этой области, опубликованные в известных журналах, ежегодниках. Фактически была утверждена и принята университетским сообществом новоанглийская система заочного обучения, предполагающая сочетание обучения на расстоянии с обучением в специальных группах студентов на встречах с преподавателем (с лекциями и экзаменами).
За два с половиной столетия дистанционное обучение доказало возможность получения образования, равного различным академическим степеням и сертификатам, перспективность с точки зрения потребностей общества, стало примером индивидуализированного обучения и обучения по нетрадиционным технологиям, одним из средств демократизации общества, позволяющим получать образование неординарным социальным группам населения.
В конце XX в. дистанционное обучение было признано общественно, экономически и политически перспективным видом обучения для любой страны, однако история его развития не могла предвидеть всех факторов, повлекших за собой стремительный рост так называемых открытых университетов, консорциумов, ассоциаций, вся деятельность которых стала связана с решением проблем непрерывного образования населения всех стран.
Третья фаза — «становление классических форм дистанционного образования».
Заслуживает внимания американская система обучения для военнослужащих SOС (Servicemembers Opportunity Colleges), которая обеспечивается правительством и предназначена для получения военнослужащими дополнительного образования нетрадиционными методами, в том числе и с использованием технологий дистанционного обучения. SOС действует с 70-х годов XX в. для военнослужащих и ветеранов. К 90-м годам SOС стала одним из самых удачных примеров сотрудничества армии и гражданской образовательной системы в виде 14 образовательных ассоциаций высшего образования. Более 1000 вузов в сотрудничестве с МО ВС и Национальной Гвардией позволяют получать расширенное образование (военнослужащим лицам гражданского персонала ВС МО США, а также членам их семей).
В США Ассоциация дистанционного образования, учрежденная в 1987 г., осуществляет поддержку и содействие в разработке обучающих программ и технических средств, наиболее эффективно обеспечивающих достижение высоких результатов в области дистанционного обучения. Ассоциация поддерживает тесные связи с европейскими и азиатскими учебными центрами.
Национальный Технологический Университет (США), который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в начале 90-х годов обеспечил подготовку на степень магистра с помощью дистанционных методов более 1100 студентов.
Более 20 лет функционирует Национальный Университет дистанционного обучения в Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 — за рубежом. Созданный в 1988 г. с целью организации заочного высшего образования для взрослых, он является одним из подразделений министерства образования и подчинен непосредственно государственному секретарю по высшему образованию.
Национальный Центр
В ФРГ открытый университет в г. Хагене (основан в 1976 г.) позволяет заочно получать образование и повышать квалификацию. Университет выдает дипломы и присуждает степени, включая степень доктора наук. Институт дистанционного образования в г. Тюбингене разрабатывает программы для обучения с использованием радио и телевидения.
С 70-х годов XX в. в Финляндии при 10 университетах создаются Центры дистанционного обучения, а также так называемые летние университеты, которых насчитывается более 20 с числом студентов в 30000 человек.
В Турции с 1974 г. работает Открытый университет, имеющий целью помочь получить образование жителям отдаленных районов. Обучаемые получают из университета необходимый пакет учебных материалов. Дополнительно для них проводятся учебные радио- и телепрограммы, организуются летние курсы, возможны занятия вечером и в выходные дни. Таким обучением охвачено более 120 000 обучаемых.
Аналогичное образовательное учреждение дистанционного обучения функционирует в Австралии и находится в стадии становления в Швейцарии. Существует программа создания системы дистанционного образования в такой маленькой европейской стране, как Андорра.
Балтийский Университет в
Дистанционное обучение нашло поддержку и развитие в Вооруженных Силах Швеции. Для снижения стоимости образования при сохранении его качества Министерство обороны Швеции в начале 90-х годов приняло решение ввести в широких масштабах технологии дистанционного обучения как элемент образования в шведской военной системе образования. Кроме финансирования программы большое внимание было уделено пропаганде идей дистанционного обучения среди командования и потенциальных потребителей образовательных услуг, поскольку позитивного отношения со стороны только верховного командования недостаточно, необходима заинтересованность всех уровней. Реализация теоретических наработок дистанционного обучения была поручена Шведскому военному колледжу. Помимо этого был создан координационный совет, включивший представителей различных служб и непосредственно Шведского военного колледжа.
Целесообразность создания системы дистанционного образования шведское командование, прежде всего, видит в том, что имеется возможность совмещения служебной деятельности и учебы; происходит большая экономия средств из-за отсутствия поездок к месту учебы, расходов на учебно-материальную базу и других статей расходов, присущих традиционным формам подготовки.
Министерство обороны Швеции создало 8 технических центров, оснащенных средствами новых информационных технологий, которые позволяют обеспечить взаимодействие всех военных школ, а также взаимообмен с другими гражданскими вузами, в том числе заграничными. Географическое расположение центров делает их доступными всем обучающимся.
Система образования Вооруженных Сил является лишь частью всей сети образования, поэтому важно взаимодействие гражданских и военных структур для объединения научной базы, в результате чего образуется консорциум:
Средне-Шведский Университет, Сельскохозяйственный Университет Швеции и Военный институт современных технологий.
Необходимо отметить тот факт, что
дистанционное образование
В последние годы крупные компании начали пересматривать статус образовательных подразделений в своих структурах, т. к. традиционная система обучения, которая предполагает отвлечение служащего на определенный период от рабочего места, ведет к потерям для компании, а дистанционное обучение позволяет обучать персонал в разных странах быстрыми темпами, чтобы не сдерживать процесс внедрения и реализации новых товаров на рынке, одновременно с появлением новых разработок предприятия избегать перемещения персонала в центр обучения. Таким образом, применение дистанционного образования — это шанс для крупного предприятия обеспечить быстрое внедрение на рынок новых товаров в условии постоянной модернизации производства.
Дистанционное образование развивается и в других регионах мира. В качестве примеров мегауниверситетов, развивающих дистанционное обучение, можно привести Китайский телеуниверситет, Национальный открытый университет им. Индиры Ганди (Индия), Университет Пайнам Ноор (Иран), Корейский национальный открытый университет (Корея), Университет Южной Африки, Открытый Университет Сукотай Тампариат (Таиланд).
В Японии с начала 80-х годов функционирует «Университет в эфире». Это государственное учреждение, находящееся на бюджете и под строгим контролем министерства просвещения, имеющее несколько факультетов гуманитарного и естественнонаучного профиля. В определенные часы по телевидению и радио транслируются лекции. По каждому избранному предмету обучаемый должен прослушать дважды в неделю часовую лекцию. Консультации даются в специальных учебных центрах, созданных в каждой префектуре. Основная часть обучаемых осваивает программу в течение пяти лет и получает после успешной сдачи экзаменов диплом бакалавра. Зачетные единицы открытого университета приравниваются к зачетным единицам всех других университетов.
В странах Ближнего Востока и Центральной Америки, где уровень образованности населения наиболее низкий и техническая оснащенность образовательного процесса недостаточна, развитие дистанционного образования заметно отстает от других регионов.
В настоящее время созданы
Международный совет по заочному и дистанционному обучению является организационным центром, обеспечивающим международное сотрудничество по развитию новых форм обучения, способствующих доступности получения образования. Членами совета являются образовательные учреждения более 130 стран мира. Штаб-квартира находится в Осло (Норвегия).
Совет по дистанционному обучению в
области профессионального
Четвертая фаза в становлении дистанционного образования — «гибкое обучение» — связана с возникшими в 90-е годы XX в. техническими возможностями сочетать преимущества высококачественных компакт-дисков СD-ROM на базе диалоговых средств мультимедиа с повышенной интерактивностью и доступностью постоянно расширяющегося диапазона учебно-педагогических ресурсов, предлагаемых при подключении к Интернету. Прежние различия между дистанционной и аудиторной формами обучения быстро исчезают, уступая место более гибким обучающим структурам, в которых центр тяжести переносится с преподавания на изучение предмета в соответствующих условиях с упором на его глубокое, а не поверхностное усвоение. Гибкое обучение призвано непрерывно, на протяжении всей жизни обучаемых, повышать их информационную грамотность, расширять знания и совершенствовать навыки в выбранных дисциплинах. Эта форма обучения предлагает богатый комплекс учебных методов и технологий на базе компьютерной техники, чтобы чутко реагировать на все более разнообразную подготовку и мотивацию обучаемых. Доклад Международного совета по дистанционному образованию (1996 г.) подтверждает, что тенденция к гибкому обучению в настоящее время проявляется повсеместно и имеет долгосрочные последствия для всех типов университетов и школ.
Зарубежные концепции дистанционного образования
Р. Деллинг (Германия) определяет обучение на расстоянии как планируемую и систематическую деятельность, включающую выбор, дидактическую подготовку и предоставление учебных материалов, а также наблюдение и оказание помощи студентам в их учении путем преодоления расстояния между обучаемым и преподавателем посредством различных средств связи. Центральное место в теории занимают концепции обратной связи в двусторонней коммуникации.
Концептуально близка этому позиция А. Ведемеера (США), который определяет дистанционное образование как «независимое учение», осуществляющееся в результате деятельности обучаемых, окружающая среда которых отличается от обычной среды. Хотя учение и направляется преподавателем, обучаемые не зависят от него и имеют определенную степень свободы и ответственности. При «независимом учении» преподаватели и обучаемые выполняют свои функции и задачи раздельно друг от друга, поддерживая между собой связь разнообразными способами. Его цель состоит в том, подчеркивает А. Ведемеер, чтобы, с одной стороны, освободить обучающихся в стенах учебных заведений от ненужных им классных занятий, а с другой стороны, предоставить возможности тем, кто хочет учиться по месту жительства или работы, т. е. в своей собственной, привычной для него среде.
А. Ведемеер выделяет основные особенности дистанционного образования: обучаемые и преподаватель территориально разделены; нормальный процесс обучения учения осуществляется посредством почтовой переписки или использования других средств связи; обучение индивидуализировано, осуществляется через самостоятельную деятельность обучаемого; наиболее удобным местом учения является собственная среда обучаемого (по месту проживания, работы); обучающийся несет ответственность за свои успехи и свободен в выборе сроков и темпов работы.
В соответствии с концепцией А. Ведемеера система образования должна осуществлять обучение любого в любом месте, независимо от наличия в этом месте преподавателей; возлагать больше ответственности за учение на самого обучаемого; освободить преподавателей от попечительских функций, с тем чтобы предоставить им больше времени для выполнения действительно образовательных функций; предоставить студентам и взрослым людям, желающим учиться, более широкий выбор учебных курсов, форм и методов их изучения;
использовать везде, где это необходимо, все средства и методы обучения, эффективность которых доказана практикой; позволять обучаемым начинать изучение материала в удобное для него время, при желании прерывать учение, т. е. изучать материал со скоростью, которая ему под силу.
Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования