Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время широко используется следующая структура  курсов ДО: [36 ]

Авторы курса, с фотографиями автора и тьютора. Краткая творческая биография автора курса, основные публикации. Возможно аудио или видео ролик.

Введение(Информация о курсе). Дается краткая характеристика курса, кому он предназначен, что необходимо знать и уметь для успешного усвоения, расписание, цели и задачи курса, аннотация курса, организация курса, требуемая литература, порядок обучения, как работать с данным курсом, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности.

Основной текст в виде модулей с иллюстрациями, выделенными ключевыми словами (для будущего глоссария) и определениями, ссылками на другие страницы курса, и другие источники информации в сети Интернет, а также основные выводы по разделу. Каждый модуль должен иметь заголовок. Возможно указание Перечня вопросов, относящихся к данному разделу, но не вошедших в программу с указанием источников, где можно с ними ознакомиться факультативно и дополнительные лекционные материалы.

Вопросов для самотестирования после каждого раздела, контрольных работ и тем для обсуждения на форуме данного курса. Задачи с ответами для тренинга.

Справочные материалы  по предметной области курса (глоссарий), связанный гиперссылками с основным текстом. Глоссария, по возможности  должен полно отражать содержание курса (в идеале глоссарий должен содержать термины на русском и английском языках). Список сокращений и аббревиатур.

Литература - список рекомендованной  основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети Интернет с  информацией, необходимой для обучения с аннотацией каждого ресурса.

Электронная библиотека – электронные  книги по тематике курса, ссылки на сайты электронных библиотек, электронные  книги с информацией, необходимой  обучаемому, например, по работе с электронной  почтой, по поиску информации в Интернет и т.д. Каждая ссылка должна сопровождаться аннотацией.

Средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции(форум), чат).

Практические и лабораторные работы, необходимые для качественного  усвоения курса. Предварительно рекомендуется осуществить допуск к этому виду занятий, проверить знания теоретического материала.

Творческие задания (курсовые работы, эссе, задания, ситуации и т.д.), направленные на самостоятельное применение усвоенных  знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества.

Блок проблемных ситуаций(тексты задания  на выявление глубины понимания).

База данных рефератов, курсовых работ, проектов, рефератов других студентов, презентаций.

Web- работы студентов(или файлы  презентаций, размещенные в Интернет).

Блок с файлами(презентаций, рефератов, ….)

Наиболее часто задаваемые вопросы  и ответы на них, размещенные на Web-сайте  и доступные для обучающихся.

Заключительный тест. Экзаменационные  материалы, требования к уровню владения материалам.

Блок мониторинга результатов  учебной работы.

Пакет анкет. В комплект курса включаются пакет анкет для знакомства с  потенциальными учащимися и пакет  тестов для определения их исходного  уровня знаний по данному предмету, теме и заключительная анкета для оценки курса и тьютора.

Практикум для выработки умений и навыков применения теоретических  знаний с примерами выполнения заданий  и анализом наиболее часто встречающихся  ошибок.

Виртуальный лабораторный практикум.

 

Компоненты курса ДО

1.  Информация о курсе(Syllabus)

Какие предварительные знания ожидаются  от студента. Краткое описание учебного материала и методологии курса. 

2.  Введение в курс

Краткая общая информация и структура  учебного материала, например:

Модуль 1. Основные принципы и процедуры бухучета.

Краткая характеристика содержания модуля

Модуль 2. Бухучет заработной платы

… 

3.  Цели курса

Какие знания и навыки ожидаются  от студента по окончании курса.

По смыслу, это скорее цели студента при изучении курса. 

4.  Материалы курса

Наряду с основным учебником, материалы курса в некоторых случаях включают перечень отдельных публикаций для изучения, требование приобретения аудио- и видеокассет, лабораторного оборудования. 

5.  Методические рекомендации  по самостоятельной работе студентов

Процедура оценки успеваемости

Например:

Промежуточный экзамен 10%

Финальный экзамен 30%

Участие в обсуждении 10%

Индивидуальный проект 20%

Групповой проект 10%

Задания для самостоятельной работы 20%

Оценка А (четыре балла, высшая оценка) – выше 90%

Оценка В (три балла) - выше 80%

и т.п. 

6.  Описания проектов

Проект может представлять собой, например, подготовку финансовой отчетности модельного или реально существующего  предприятия за какой-то период, или  любую другую четко очерченную преподавателем самостоятельную деятельность студента, в которой практически используются полученные при изучении курса знания и навыки. 

7.  Расписание курса

Пример типичного расписания:

Задание 1

– до 4.02.2002

Задание 2

– до 11.02.2002

...

 

Индивидуальный проект

– до 25.02.2002

Промежуточный (mid-term) экзамен

– до 10.03.2002

...

 

Финальный (final) экзамен

– до 26.05.2002


 

8.  Сроки прохождения курса 

9.  График прохождения тем  и разделов по данной дисциплине 

10.  Формы и время отчетности 

11.  График прохождения практических и семинарских занятий

12.  График консультаций

Зачастую преподаватель описывает  также систему штрафов за просроченные задания (например, 10% от заработанного  балла за каждую просроченную неделю).  

Опыт дистанционного обучения показывает, что нужна жесткая отчетность за каждый раздел курса, обучаемому нельзя двигаться дальше не изучив данного раздела. Работа каждого учащегося по освоению курса должна быть, с одной стороны, индивидуальна и самоорганизуема, а с другой стороны, достаточно регламентирована, студенты должны работать каждый день. Построение индивидуальной обратной связи, с фокусировкой внимания и усилий обучаемого позволяет повысить эффективность обучения.

13.  Дополнительная информация

Обычно стандартизованные рекомендации по различным аспектам обучения. Методические рекомендации по подготовке и оформлению работ.

14.  Глоссарий – глоссарий  по терминам курса, с гиперссылками  из разделов курса.

15.  Библиотека состоит из  ссылок на online источники, на источники  в сети Интернет(сайты), электронные библиотеки и на электронные материалы для чтения студентами. Все ссылки должны иметь аннотации. Ссылки должны тщательно подбираться автором, и как можно лучше соответствовать интересам и потребностям обучаемых. Представляет ценность не длинный перечень ссылок, а тщательно подобранный аннотированный список. Используются ссылки на электронные магазины, где обучаемые могут заказать через Интернет необходимые книги, CD-ROM.

16.  Письмо тьютору – отсюда  можно послать письмо тьютору. 

Конференция -управляется преподавателем, здесь размещаются преподавательские и присланные ему студенческие реплики, посвященные различным обсуждаемым вопросам, например: Introductions (студенты сообщают краткие сведения о себе для знакомства с другими студентами).

17.  Help – подсказки по пользованию навигационной системой курса, электронной почтой и других модулей курса. Здесь должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы. 

18.  Тесты – тесты по данному  курсу.

Для каждого законченного учебного блока данного курса должны быть подготовлены  блоки тестирования, выполнение которых должны показать полноту и глубину усвоения знаний по  данному блоку каждым из обучающихся.

19.  Могут использоваться дополнительные  модули. 
Список рефератов, курсовых и дипломных работ по данной области знаний.

20.  Методические рекомендации  по изучению данного курса  ДО и по работе в сети  Интернет.

21.  Chat -Возможность побеседовать  с преподавателем и другими  студентами в режиме реального  времени. Обычно преподаватель заранее сообщает в своих объявлениях график своего выхода в час – например, по полчаса два раза в неделю в определенное время.

22.  Методические рекомендации  для тьюторов по организации  занятий.

23.  Папки заданий для самостоятельной  работы студента.

Портфолио(Портфель студентов) – Все, что написал студент, помещается здесь, включая электронные письма, выполненные работы, задания, ответы преподавателя.

24.  Классная комната – имена  и E-mail слушателей класса, преподавателя,  ассистентов, с возможностью послать письмо любому из них или всех сразу, включая преподавателя.

25.  Учебные группы - В зависимости  от требований преподавателя,  студенты могут объединяться  в небольшие "бригады", коллективно  выполняющие отдельные проекты.

26.  Доска объявлений- информация для всех студентов группы и для конкретного студента.

27.  Файлы для скачивания студентами(презентации,  файлы Word).

28.  Лабораторные работы(моделирование  лабораторных работ с помощью  языков программирования и непосредственная  передача данных в ходе лабораторной работы в Интернет).  

 

Особенности подготовки материалов курсов ДО

При создании курса ДО необходимо учитывать особенности Интернет технологий. Учитывая слабость каналов  Интернет в России, не рекомендуется  делать Web-страницы очень большими. По возможности не следует использовать рисунки во весь экран. Не следует перегружать Web-страницы большим количеством рисунков. Большие по объему страницы, насыщенные графическими элементами, требуют большого времени для загрузки информации по сети Интернет на компьютер пользователя, и делают процесс обучения неудобным. При обрыве связи пользователь вынужден снова загружать Web-страницы. Рекомендуются большие по объему загрузки страницы разбивать на несколько страниц и соединять их гиперссылками.

При разработке курса ДО необходимо участие автора, методиста, веб-мастера, дизайнера, программиста. Качество разработанного курса зависит от слаженной работы всей этой команды. Подготовив материалы  по курсу ДО, автор передает его  веб-мастеру. Веб -мастер перерабатывает курс для представления его в Интернете.

При создании курса необходимо использовать итерационный подход. Курс должен изменяться и дорабатываться по результатам  работы с материалами курса Web-мастера  и других специалистов.

После создания курса проводятся тестирование и проверка курса автором курса и пилотные испытания курса, по результатам которых проводится доработка курса.

Для организации дистанционных  курсов разрабатывается специальный Web-сайт. На сайте размещается система  для управления процессом дистанционного обучения, информация по организации обучения, представлен список предлагаемых курсов и сами курсы. Каждый курс размещается в своем разделе сайта.

На сайте также размещаются:

Общие сведения о курсе, его назначения, цели, задачи, содержание, структура.

Условия приема в группы обучения, итоговые документы. Эти сведения полностью  открыты на сайте для ознакомления.

Могут быть открыты и сами курсы  или первые главы курса, но лишь регистрация  и оплата обучения дает право получить тьютора.

Пакет анкет для предварительного тестирования абитуриентов (определение  исходного состояния знаний по данному  предмету, теме).

Справочные материалы по предметной области курса.

Блок мониторинга успешности самостоятельной  деятельности обучаемых, контроля результатов их работы.

Новости, доска объявлений.

Координаты для связи.

Тесты.

Телеконференции(Форум).

Электронные библиотеки.

FAQ (Наиболее часто задаваемые  вопросы и ответы).

Система контроля знаний.

Для представления курсов в сети Интернет обычно используется типовая оболочка курса с удобной системой навигации. По каждому курса создаются тесты, конференция(форум). Создается закрытая и открытые области для размещения курса на сайте. Информация о тестировании обучаемого заносится в базу данных.

Размещение курса делается многоуровневое. На первом уровне показывается структура курса и аннотация разделов. Каждый раздел курса разбивается на отдельные модули (web-страницы).

В пределах каждой web-страницы студент  имеет возможность: отправить письмо преподавателю с вопросом, информацией; общаться со своими коллегами по обучению через форум (вопросы, обмен мнениями, выполнение совместных работ); обратиться к глоссарию; получить список литературы по данному вопросу или адреса сайтов в Интернете наиболее важных и полезных документов.

По каждому курсу определяется календарь курса: срок обучения, сроки  прохождения разделов, сроки тестирования, даты виртуальных семинаров, написания  рефератов, предельные сроки сдачи  контрольных заданий и т.д. 

В курсах дистанционного обучения более, чем в каких-либо других курсах, должен использоваться дружественный интерфейс, стимулирующий учащихся к продолжению работы, успешному ее завершению.

Рекомендуется использовать ПРИНЦИП  ЕДИНСТВА ПРИ СОЗДАНИИ КУРСА: выдерживать  единую цветовую палитру по всему курса, одинаковое использование шрифтов, одинаковые цвета гиперссылок, единый стиль оформления и т.д.

Web-страница в среднем не должна  превышать по длине трех экранов.  Основное разрешение экрана у  пользователей 800*600 пикселей. (Пользователь может иметь различное разрешение монитора у себя на компьютере - количество точек (пикселей) на экране монитора по горизонтали и вертикали).

Фон страниц рекомендуется делать белый, буквы - черные.

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования