Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа
В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.
- Выработка приоритетов в
- Проблема стратегического
- Проблема коммуникаций и
- Разница во времени на больших территориях.
- Вопрос качества курсов и
программного обеспечения,
Среди трудностей, связанных с совместной работой, являются отсутствие немедленного отклика или ответ, который не стимулирует дальнейшую дискуссию. Многие воспринимают информацию, поступающую по сети как волну, которая вот-вот их захлестнет. Чрезмерное дробление тем дискуссий и, соответственно, обилие параллельных телеконференций приводит к тому, что обучаемому трудно следить за ними, трудно выделить для себя наиболее важные. Проблемы, связанные со временем, как негативным фактором, включают в себя необходимость быстрой обработки поступающих сообщений и ответа на них. Некоторые анкетируемые выразили желание, чтобы взаимодействие происходило в реальном времени.
Среди проблем, ограничивающих возможность разработки и организации дистанционных форм обучения, можно выделить следующие:
необходимость значительных капитальных вложений для организации высокоскоростного канала Интернет;
относительная дороговизна услуг Интернет;
некачественная телефонная связь;
слабая обеспеченность вузов компьютерным оборудованием;
отсутствие специалистов, в достаточной степени владеющих новейшими компьютерными, телекоммуникационными технологиями в образовании;
недостаточный уровень финансирования учебных заведений и системы образования в целом;
огромный разрыв в качестве образовательных услуг, предоставляемых традиционными центрами, такими как Москва и Санкт-Петербург, с одной стороны, и, большей частью региональных вузов, с другой;
крайне медленное обновление профессорско-
Значимость названных проблем особенно велика для небольших вузов и их филиалов в регионах России.
Российские разработки для организации
сред ДО в большинстве сглаживают
отрицательное влияние
Методические рекомендации по разработке курсов дистанционного обучения
Методические рекомендации разработаны на основе методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации утвержденной Приказом Минобразования России от 18 декабря 2002 года №4452 (см. Приложение 1), и на основании высказываний преподавателей вузов и научных деятелей образования, непосредственно занимающихся изысканиями в области дистанционного образования.
В последние годы все больше говорят
об использовании Интернет технологий
в качестве технологической основы
дистанционного обучения, что связано
с возросшими возможностями технических
средств связи и
Разработка учебных материалов.
Полноценный проект онлайнового обучения должен состоять из:
инструктивного блока;
информационного блока (системы информационного наполнения ресурса);
контрольного блока (механизма тестирования и оценки);
коммуникативный блок (системы интерактивного преподавания);
управляющей системы, объединяющей все выше перечисленное воедино.
Курс ДО – это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторами курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим изданиям, распространяемым посредством Интернет.
Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. [ ]
Успешность дистанционного обучения во многом будет зависеть от организации учебного материала. Например, если курс будет предназначен действительно для обучения, то есть для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора и организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если же курс будет предназначаться для самообразования, то отбор материала и его структурирование и организация будут существенно иные. В данном случае мы говорим об обучении, то есть о взаимодействии учителя и учащихся, следовательно, требования к организации таких курсов должны определяться особенностями взаимных действий обучающего и обучаемого в условиях телекоммуникационной сети. При этом важно учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые представляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий.
Отталкиваться здесь необходимо от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средство информационных технологий – суть, средство реализации дидактических задач. [ ]
При создании курса ДО важно также учитывать особенности группы, для которой создается этот курс и выбирать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого.
Эффективность любого вида обучения на расстоянии будет зависеть от четырех составляющих: [ ]
эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;
используемых при этом педагогических технологий;
эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
эффективности обратной связи.
Другими словами, эффективность ДО напрямую зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования, так и в процессе его использования) будет являться приоритетной. Рассмотрим коротко педагогические положения, на которых будет строиться современный курс дистанционного обучения: [ ]
в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание);
важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время;
самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.
организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети должна предполагать использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы;
дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем – координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности;
система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), автоматического контроля (через системы тестирования) так и отсроченного контроля (например, при очном тестировании).
При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования: ( Слуднов А.В., доцент, кандидат педагогических наук, Новосибирская академия государственной службы)
Мотивация. Мотивация – необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса учебы. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед обучаемым. Мотивация будет быстро снижаться, если уровень поставленных задач не будет соответствовать уровню подготовки ученика.
Постановка учебной цели. Ученик с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.
Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала может быть полезна вспомогательная литература (руководства для обучаемых), входящая в комплект готового пакета или подготовленная самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.
Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.
Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше – в тестирующей программе, больше – в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.
Оценка. В ходе работы с компьютером ученики должны знать, как они справляются с учебным материалом. Однако лучше не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов. Большинство обучаемых, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше.
При разработке курса ДО следует принимать во внимание изолированность слушателя, обучающегося дистанционно. Материалы должны снабжаться необходимыми пояснениями, быть дружественными к пользователю и привлекательны, все трудности процесса изучения должны заранее предвидеться авторами.
Необходимо, чтобы материал «захватывал». Применение разнообразной графики, анимации и имитации будет способствовать привлекательности дистанционных курсов.
Применение Web-технологий для создания электронных учебников диктует свои законы и предъявляет определенные требования к подходам и методам разработки.
Если мы хотим, чтобы учебное пособие представляло собой Web-сайт, оно должно органически входить в общую «паутину», быть «живым», взаимосвязанным через гиперссылки с актуальной текущей информацией сети – главным образом, с реальными экономическими данными, которые являются материалом для практических задач, а также, разумеется с разнообразной теоретической информацией по соответствующим темам (в частности, с другими учебными пособиями).
Как и любой Web-сайт, такой учебник должен развиваться, не быть статичным. Такой подход позволяет разрабатывать учебное пособие поэтапно, оно будет начинаться с некоторого «ядра», основы курса, затем расти, увеличиваться количественно и изменяться качественно, подобно живому существу. Интернет технологии позволяют получить статистику по посещению каждой web-страницы курса, получить наиболее популярные маршруты передвижения обучаемых по web-страницам курса. [ 9 ]
Курс ДО должен быть разбит на относительно небольшие, логически замкнутые части (разделы). Гипертекст позволяет разбить текст раздела на более мелкие структурные единицы -занятия . Каждый раздел должен иметь заголовок, а занятия раздела – подзаголовки.
Курс дистанционного обучения разрабатывается на модульной основе: каждый модуль это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или – зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.
Основные требования к
построению такой структуры: логичность
выделения структурной единицы,
Методические пособия должны быть построены таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов описанных видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций.
Одна из наиболее распространенных ошибок при создании курсов ДО заключается в выполнении их в виде электронной копии стандартных печатных учебников. Информационные технологии предоставляют в распоряжение преподавателя мощный набор инструментов, которые должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса при дистанционном обучении. [ 9 ]
Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования