Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Скачать файл)

Сознательное соотнесение абстрактного и конкретного необходимо каждому обучающемуся на всех этапах учебной деятельности. Несоблюдение этого требования приводит к тому, что обучаемые заучивают материал без понимания условий и особенностей его использования в ситуациях, отличных от учебных, загружают память и внимание, не вырабатывая полезных умений.

Современная психолого-педагогическая наука определяет в качестве главного компонента учебного процесса учебно-познавательную деятельность, т. е. самостоятельное и осмысленное изучение обучающимся содержания учебной дисциплины — понятий, фактов, теорий и методов деятельности (методов решения задач, оценки достоверности и точности результатов деятельности в соотнесении с целью деятельности), а также овладение техникой применения этих знаний (приобретение умений) в той или иной области учебной или практической деятельности. Поэтому можно утверждать, что в рамках дистанционного обучения нет обучаемых, а есть обучающиеся.

Этапы работы каждого обучающегося над овладением учебным материалом в рамках дистанционных курсов следующие:

1) ознакомление с дисциплиной,  учебным материалом;

2) изучение основ теории и  методов типовой деятельности;

3) изучение частных примеров и опыта профессиональной деятельности специалистов, в ряды которых должен влиться обучающийся;

4) овладение профессиональным мастерством.

На первом этапе доминируют восприятие и осознание общих подходов к изучению дисциплины, знакомство с системой понятий, требований и с общим обзором содержания учебного материала.

Второй этап — этап построения обучающимся «инструмента мышления» — осмысление, тренировка и овладение сущностными знаниями (теоретической базой курса, его логикой, закономерностями, методиками, способами решения задач). При этом происходит построение обучающимся «своих» методов и приемов, правил и эталонов для удержания в памяти общих и конкретных подходов при решении целевых, типовых задач.

Третий этап — этап упрочения и верификации «инструмента мышления» — оттачивание знаний, приобретение умений через тренировку в применении изученного к решению многочисленных конкретных вариантов типовых и нестандартных задач. Этот этап может продолжаться и после окончания организованного в рамках данного учебного плана процесса изучения данной дисциплины.

Четвертый этап — самосовершенствование — выходит за рамки организованного преподавателем учебного процесса в пределах дистанционного обучения. Он может и должен продолжаться на протяжении всей творческой деятельности специалиста.

Приведем пример процесса дистанционного обучения, базирующегося  на современных телекоммуникациях, он организуется следующим образом:

1) по электронной почте  обучаемым высылается подробная  программа подготовки, список рекомендуемой литературы и информация о преподавателях, руководящих их обучением; кроме этого предоставляются печатные учебные пособия и материалы;

2) согласовывается возможность  использования дополнительной литературы и других, в частности, электронных материалов, которые могут быть размещены на WWW-сервере, с удаленным доступом, в сетевой конференции и т. д.;

3) еженедельно выполняются  рассылка материалов, включающих  изложение материала, темы, рекомендации по работе с литературой, вопросы и упражнения для самопроверки, ответы на вопросы слушателей, контрольные вопросы, ответы на которые необходимо выслать преподавателю, анализ ответов на вопросы прошлого занятия; получение материалов по е-mail при наличии собственного доступа к сети либо их распечатка в точке доступа к сети (например, в районном кабинете дистанционного обучения), а также осуществляется выдача их обучаемым; самостоятельная работа обучаемых по заданной теме;

подготовка и отправка ими по е-mail ответов на вопросы преподавателя, а также своих вопросов, по которым необходима помощь преподавателя;

4) по ходу обучения  обучаемыми выполняются несколько  рубежных контрольных работ, которые затем пересылаются для проверки преподавателю;

5) для обсуждения преподавателем  и обучаемым учебного материала организуются оn-line-сеансы; очевидно, что при использовании более совершенных технических средств (интернет-телефон, видеоконференций и пр.) возможности данного подхода существенно расширятся;

6) предполагается участие  в работе всемирных тематических телеконференций (новостных групп — newsgroups) с учетом совокупности правил, по которым ведутся и распространяются эти телеконференции; получение материалов телеконференций и отправка в них своих реплик реализуется в режиме оff и/или оп-1ine.

 

 

 

Подсистемы системы дистанционного обучения

 

Подсистемы дистанционного обучения: учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая, идентификационно-контрольная и маркетинговая.

Учебно-материальная подсистема неразрывно связана с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса. Она находится в подчиненном положении по отношению к целям обучения. Полувековой опыт всех развитых стран мира наглядно продемонстрировал, что систематическое расширение и усложнение учебно-материальной подсистемы — это непременное условие нормального функционирования системы дистанционного обучения, повышение ее экономической и социальной роли.

Традиционная учебно-материальная подсистема включает в себя материальные условия, средства обучения и объекты изучения, т. е. комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения по установленным направлениям подготовки в соответствии с учебными программами. Она включает учебные и учебно-вспомогательные помещения, лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Так как дистанционное обучение в значительной степени базируется на средствах новых информационных технологий, значение этой подсистемы в нем возрастает.

Идентификационно-контрольная подсистема. Контроль усвоения обучаемыми учебного материала и оценка их знаний и умений являются составной частью системы дистанционного обучения. Дистанционное обучение обусловливает повышение требований к системе контроля и придает ей определенную специфику. Контроль так же, как и в традиционном учебном процессе, несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции и может быть входным, текущим, периодическим, итоговым (выходным).

Особенностью дистанционного обучения является входной контроль, цели и задачи которого следующие: оценка знаний поступающего, ориентации и мотивов; анализ и оценка уровня развитости его профессиональных качеств и способностей; построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения с выходом на оптимальную индивидуализацию работы с каждым обучающимся. Все это составляет противоположность цели вступительных испытаний в традиционном процессе, где контроль служит в основном для отбора кандидатов на учебу.

В дистанционном обучении широко используется рейтинговый контроль и непрерывный мониторинг. Однако в условиях дистанционного обучения повышается вероятность фальсификации обучения, а также существуют проблемы контроля учебного процесса на расстоянии, поэтому требуются специальные технические средства, приемы и методики, позволяющие решить эти проблемы.

Нормативно-правовая подсистема в образовании, как важнейшем институте общества, приобретает все большее значение. Совершенствование и развитие системы обучения невозможно без совершенствования законодательства об образовании, которое является как бы зеркальным отражением всех дидактических отношений. Очевидно, что все новации будут обречены на неудачу, если в процессе развития системы дистанционного обучения не уделить необходимого внимания законодательству. Педагогические и трудовые отношения в образовательных учреждениях в настоящее время урегулированы действующим законодательством, правилами и инструкциями. Если их не изменить, не упростить, то любая активность, даже в рамках традиционного образовательного учреждения, будет расцениваться как нарушение.

Существуют два стратегических кардинальных направления совершенствования законодательства в образовании: развитие комплексной отрасли права — образовательного — и развитие педагогического права как одной из отраслей права, входящей, естественно, в первую.

Предметом регулирования  в педагогическом праве являются педагогические отношения. Их анализ имеет важное значение для создания эффективного педагогического законодательства.

Предметом образовательного законодательства являются отношения (педагогические, трудовые, управленческие, имущественные, политические, финансовые, земельные, семейные, экологические и др.). Педагогические отношения составляют ядро дидактических отношений, остальные носят производный характер и обеспечивают эффективное функционирование отношений в процессе обучения.

Дистанционная форма получения  образования не прописана в Законе «Об образовании», хотя преподавание с использованием технологий дистанционного обучения ведется во многих образовательных учреждениях. Нет никаких законодательных актов о нормировании труда педагогов в дистанционном обучении и охране их интеллектуальной собственности и т. д. Аналогично обстоит дело с нормативно-правовой поддержкой слушателей, которая должна предоставлять им хотя бы такой неполный перечень юридической поддержки, как поступление в систему; получение итоговых квалификационных документов государственного образца; использование всех правил и льгот студентов-заочников и лиц, повышающих квалификацию, в соответствии с нормативными актами и документами Правительства РФ и Минобразования РФ; выбор сроков обучения, перерывов в обучении, параллельного обучения; формирование индивидуального учебного плана на основе программ курсов, предлагаемых различными учебными заведениями, различных форм обучения; признание результатов освоения курсов, изучаемых в рамках лицензированных программ различных учебных заведений.

Финансово-экономическая подсистема. Анализ и проектирование больших человеко-машинных систем, в числе которых находится система дистанционного обучения, на современном этапе немыслимы без финансово-экономической оценки, поскольку современная теория экономики образования рассматривает образование как товар. Значимость этой подсистемы определяется тем, что в условиях рынка образовательных услуг и отсутствия финансирования практическая деятельность образовательного учреждения дистанционного обучения как аналога промышленного предприятия строится на продаже образовательных услуг и «зарабатывании» тем самым денег на проведение и совершенствование учебного процесса.

Отечественный и зарубежный опыт показал  экономическую эффективность дистанционного обучения. Тем не менее, его экономическая оценка так же, как и педагогическая, должна быть проведена при проектировании системы дистанционного обучения, при мониторинге процесса обучения.

Маркетинговая подсистема. Маркетинг известен как философия цивилизованного предпринимательства, как стратегия и тактика поведения участников рыночных отношений. Участниками рыночных отношений в образовании выступают не только образовательное учреждение и конкретные заказчики образовательных услуг, но и государство как не только гарант качества образования, но и как заинтересованная сторона — заказчик и потребитель. Применительно к системе образования маркетинг лучше трактовать в широком смысле, понимая под ним систему знаний об организации образовательного процесса и управлении им в условиях острой конкуренции и необходимости первоочередного учета требований потребителей.

Необходимость введения подсистемы «маркетинг»  обусловлена тем, что образовательные  учреждения подошли к «точке маркетинга»  — ситуации, когда наращиваемый объем предложения образовательных услуг уравновесил доминировавший ранее спрос и начал устойчиво превосходить его. Подсистема «маркетинг» при дистанционном обучении выполняет традиционные функции, присущие маркетингу промышленного предприятия, для которых она является системой управления производством и сбытом продукции, ориентированной на рынок, покупателя. Из логического переноса этого положения на деятельность образовательного учреждения дистанционного обучения следует, что маркетинг образовательных услуг включает в себя как составную часть управление процессом обучения. Товар в данном случае — это образовательные услуги, что следует из нормативных документов, например, образовательного стандарта.

Основными принципами маркетинга образовательных  услуг в дистанционном обучении являются:

— тщательный учет состояния и  динамики потребностей рынка образовательных услуг в номенклатуре требуемых направлений подготовки, количестве и качестве требуемых для страны специалистов;

— максимальное приспособление производства образовательных услуг к требованиям рынка, включающих в себя формирование направлений подготовки специалистов, разработку учебных планов и программ, учебно-методического обеспечения, подготовку преподавателей и т. д.;

активное воздействие на спрос, рынок и другие условия реализации с помощью всех доступных законных средств.

Aнализ известных концепций маркетинга показал, что для системы дистанционного обучения лучше всего подходит концепция социально-этического маркетинга. Она исходит из необходимости гармонизации интересов потребителей, общества в целом и образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы возникающие  при реализации ДО

 

Развитие принципиально нового направления в образовании не может не сталкиваться с серьезными проблемами. Основными из них являются следующие:

- Проблема эквивалентности курсов  и признания уровней дистанционного  образования классическими университетами.

- Проблема взаимного признания  дипломов, сертификатов, программ обу-чения.  Особенно остро эта проблема  стоит при экспорте (импорте) обра-зования. Однако, существует подобная проблема разницы аналогичных курсов в различных российских учебных заведениях или на схожих спе-циальностях даже одного университета. Это может стать существенной проблемой при реализации трехуровневой модели подготовки в СДО.

- Языковая проблема при экспорте (импорте) образования. 

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования