Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа
В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.
Рекомендуется использовать стандартные шрифты - Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всего курса. Например основной текст курса шрифт Times New Roman, заголовок раздела и занятия – Arial.
Гипертекстовая структура
Все гиперссылки выделяются одним цветом, например цвет синий с подчеркиванием.
Все ссылки на глоссарий выделяется одинаково, одним цветом и возможно курсивом.
Возможно размещение гиперссылок в пределах одной web-страницы, например для быстрого перехода вверх страницы, или в определенное место данной страницы.
Текст должен быть коротким или, по крайней мере, поделен на абзацы; текст должен быть удобным для беглого ознакомления. Не следует заставлять посетителя читать крупные абзацы текста. Вместо этого лучше использовать небольшие абзацы, подзаголовки и маркированные списки. Например:
Текст1
Текст2
Текст3
Рекомендуется использование цвета в курсе, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы).
Не рекомендуется использовать подчеркивание в тексте, чтобы не путать с гиперссылками.
Каждый графический файл должен иметь текстовую подпись, которая будет видна при отключении графики обучаемым у себя на компьютере. (Пользователь имеет возможность отключить у себя на компьютере прием графических изображений, для ускорения загрузки web-страницы из сети).
Графические элементы должны дополнять текст.
Каждая web-страница должна иметь заголовок раздела (цвет черный) и заголовок занятия (цвет темно синий).
Модули могут иметь
Каждая страница может иметь слева вертикальное поле, которое можно использовать для размещения различных подзаголовков, комментариев, графических изображений.
На любой web-странице можно открыть новое окно с просмотром информации в нескольких окнах одновременно или попеременно. Возможно использование фреймовой структуры, когда экран компьютера разбивается на несколько независимых окон(фреймов).
Возможно использование
Большие рисунки можно представлять в два приема. Сначала на экране появляется маленький рисунок – уменьшенная копия большого рисунка, при нажатии на маленький рисунок появляется большой рисунок в новом окне. Размер графических файлов оптимизируется для уменьшения загрузки Web-страницы.
Сценарий разработки курса ДО:
1.Определить цели и задачи курса.
2.Учесть особенности целевой
группы, для которой создается
этот курс и выбрать методику
дистанционного обучения с
3.Организация учебного
4.Определить средства
5.Структуризация и подготовка
учебного материала. Провести
разбивку курса на разделы
и разбивку содержания раздела
на небольшие смысловые части
– занятия (модули). Каждый раздел и каждое
занятие модуля должны иметь заголовок.
Курс должен быть не только хорошо изложен,
но и удобно структурирован на сайте.
Моделирование познавательной деятельности
обучаемых при изучении раздела и использование
результатов при его составлении (определяется
основная последовательность перехода
от одной web-страницы к другой, при этом
основные web-страницы могут иметь гиперссылки
на дополнительные страницы курса, не
включенные в основную последовательность).
Каждый модуль по максимуму включает в
себя:
Текст психологического настроя
Цели изучения модуля
Учебные вопросы
Учебный материал
Набор ключевых проблем по теме модуля
Лучшие работы учеников прошлых групп
Новые работы учеников
Вопросы для самопроверки и рефлексии(желательно с ответами, комментариями и рекомендациями).
6.Составление сценария
7.Подготовка медиафрагментов.
8.Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет. Подбор внешних гиперссылок является одной из самых сложных задач автора курса. Тщательный подбор ссылок на документы в сети избавит обучающегося от необходимости блуждать по Интернет в поисках информации. Размещение ссылок с аннотациями и на конкретные страницы сайта - источника при необходимости. Позволяет увязать курс с лучшими мировыми информационными источниками.
9.Система контроля, оценки и сертификации. Подбор тестов, задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, тем рефератов и курсовых работ, составление подсказок. Проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи.
10.Разработка методических
11.Программирование
12.Тестирование курса, в том числе на различных разрешениях экрана и различных браузерах.
13.Опытная эксплуатация курса.
14.Модернизация курса по
На заключительной стадии обучения
целесообразно заполнение слушателями
анкеты оценки качества курса.
Анкета может включать следующие вопросы:
Оценка эффективности курса.
Сильные и слабые стороны курса.
В какой мере удалось добиться поставленных целей.
Возможность использования полученных знаний в профессиональной деятельности.
Какие формы дистанционного обучения должны быть использованы в большей степени.
Оценка работы тьютора.
Будете ли Вы рекомендовать данный курс своим коллегам?
И другие вопросы.
Для определения эффективности дистанционных курсов используются следующие критерии [ ]: субъективная удовлетворенность обучаемых учебным курсом; практические навыки, приобретенные обучаемыми; время, необходимое обучаемым для изучения материалов учебного курса; соотношение между количеством слушателем начавшими обучение и успешно закончившими курс и др.
В связи с введением
КДО существенно меняется круг
профессиональных обязанностей
и требований к квалификации
и подготовке преподавателя и
методиста. Это связано со
1. Сетевые технологии. Наряду с подготовкой
к практическим занятиям от преподавателя
требуется также работа в сети.
2. Обратная связь. Быстрое обращение сообщений
позволяет отказаться от использования
телефона и обычной почты в тех случаях,
когда необходимо решить организационные
вопросы. Очевидно, что скорость обращения
сообщений зависит как от количества студентов,
так и от того, насколько активно работает
преподаватель (методист).
3. Разработка курса. Особенно очевидны
изменения в обязанностях преподавателя,
если курс КДО разрабатывается на базе
традиционного курса, включающего групповую
работу и обсуждение.
4. Компьютерная поддержка. Инженеры, обеспечивающие
компьютерную поддержку курса, в дополнение
к своим обычным обязанностям должны будут
исправлять неполадки в компьютерах, находящихся
у студентов.
В обязанности модератора
(преподавателя) компьютерного дистанционного
курса входит:
1) задание контекста, которое предполагает:
- открытие обсуждения;
- утверждение правил;
- утверждение повестки.
2) ведение обсуждения, которое включает:
- высказывание оценок,
одобрения;
- подсказывание.
3) мета-функции, которые
- мета-комментирование;
- организацию перекрестного обсуждения.
Результатом активности
модератора должно стать
Имеются свидетельства о
том, что максимальная нагрузка выпадает
на долю преподавателя и методиста при
первом проведении курса КДО. Наиболее
удачные ответы, как преподавателя, так
и студентов сохраняются, и в дальнейшем
нагрузка может быть сокращена путем их
использования. Другими способами снижения
нагрузки может быть:
- использование обучающих
- разрешение уже закончившим курс студентам
участвовать в процессе обучения, помогая
преподавателю;
- возможность общения студентов непосредственно
с разработчиками курса;
- распределение обязанностей между двумя
сотрудниками, один из которых несет ответственность
за содержание курса и проведение дискуссий,
в то время как другой сосредоточивается
на компьютерной подготовке пользователей
и обеспечивает сетевую поддержку курса.
Дадим некоторые рекомендации по работе руководителя курса КДО и студентов.
Руководитель курса
КДО структурирует курс, создавая
совокупность тематических
Для оценки обучаемыми
пройденного курса КДО предлагаем использовать
несколько типовых вопросов, которые могут
быть адаптированы к потребностям разработчиков
учебных курсов. а также утверждений направленных
на изучение влияния компонент курса,
стиля обучения и степени удовлетворенности
обучаемых.
- Задания помогли мне достичь
целей обучения.
- Преподаватель ясно объяснил критерии
оценки.
- Экзамены и тесты были соответствующего
уровня трудности.
- Была ли видеоконференция подходящим
учебным средством.
- Повседневная деятельность была подчинена
общим целям курса.
- Стиль работы преподавателя стимулировал
активность.
- Преподаватель изъяснялся ясно.
- Преподаватель хорошо организовал обучение.
- Вспомогательные материалы, используемые
в обучении, были хорошо продуманы.
- Наиболее важными аспектами курса были
...
- Наименее важными аспектами курса были
...
Нормативно-правовая база
ПРИКАЗ
от 22.06.99 г. № 41
0б эксперименте в области
дистанционного образования
Эксперимент в области дистанционного
образования, проводимый в соответствии
с приказом от 31.05.97 № 1050, позволил уточнить
направления развития и методы дистанционного
образования в Российской Федерации, получил
поддержку в среде научно-педагогической
общественности и охватил более 100 тыс.
обучающихся.
Вузами-участниками эксперимента были
созданы оригинальные методы дистанционного
образования, опирающиеся на новейшие
информационные технологии и средства
телекоммуникаций, предложены две технологии
образовательного процесса, которые открывают
новые возможности для развития дистанционного
образования. К таким технологиям относятся:
Были созданы предпосылки
В ходе эксперимента создана широкая сеть
филиалов и региональных учебных центров,
охватывающих большую часть регионов
России, начинает оформляться технологическая
сторона дистанционного образования,
что позволяет значительно расширить
доступность высшего образования для
различных слоев населения, в том числе
в отдаленных от центров образования регионах.
Эксперимент подошел к этапу юридической
проработки применения дистанционных
технологий в образовательном процессе.
В целях создания условий для их широкого
внедрения в образовательный процесс
и расширения работ в области дистанционного
образования
ПРИКАЗЫВАЮ:
Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования