Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Скачать файл)

Рекомендуется использовать стандартные  шрифты - Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всего курса. Например основной текст курса шрифт Times New Roman, заголовок раздела и занятия – Arial.

Гипертекстовая структура может  оказаться очень полезной при  чтении, максимально используйте возможности гипертекста; информацию значительного объема следует разбивать на несколько страниц, связанных между собой гиперссылками.

Все гиперссылки выделяются одним  цветом, например цвет синий с подчеркиванием.

Все ссылки на глоссарий выделяется одинаково, одним цветом и возможно курсивом.

Возможно размещение гиперссылок  в пределах одной web-страницы, например для быстрого перехода вверх страницы, или в определенное место данной страницы.

Текст должен быть коротким или, по крайней  мере, поделен на абзацы; текст должен быть удобным для беглого ознакомления. Не следует заставлять посетителя читать крупные абзацы текста. Вместо этого лучше использовать небольшие абзацы, подзаголовки и маркированные списки. Например:

Текст1

Текст2

Текст3

Рекомендуется использование цвета в курсе, наиболее эффективно выделять отдельные куски текста цветом и отдельные ячейки таблицы или всю таблицу цветом (фон ячейки или фон таблицы).

Не рекомендуется использовать подчеркивание в тексте, чтобы  не путать с гиперссылками.

Каждый графический файл должен иметь текстовую подпись, которая  будет видна при отключении графики  обучаемым у себя на компьютере. (Пользователь имеет возможность  отключить у себя на компьютере прием  графических изображений, для ускорения  загрузки web-страницы из сети).

Графические элементы должны дополнять  текст.

Каждая web-страница должна иметь заголовок  раздела (цвет черный) и заголовок  занятия (цвет темно синий).

Модули могут иметь дополнительные материалы в виде отдельных web-страниц.

Каждая страница может иметь слева вертикальное поле, которое можно использовать для размещения различных подзаголовков, комментариев, графических изображений.

На любой web-странице можно открыть  новое окно с просмотром информации в нескольких окнах одновременно или попеременно. Возможно использование фреймовой структуры, когда экран компьютера разбивается на несколько независимых окон(фреймов).

Возможно использование звуковых и видео фрагментов.

Большие рисунки можно представлять в два приема. Сначала на экране появляется маленький рисунок – уменьшенная копия большого рисунка, при нажатии на маленький рисунок появляется большой рисунок в новом окне. Размер графических файлов оптимизируется для уменьшения загрузки Web-страницы.

 

Сценарий разработки курса  ДО:

1.Определить цели и задачи курса.

2.Учесть особенности целевой  группы, для которой создается  этот курс и выбрать методику  дистанционного обучения с учетом  особенностей технического обеспечения  обучаемого и целей курса.

3.Организация учебного процесса, методы взаимодействия преподавателя и обучаемого, виды и формы занятий.

4.Определить средства доставки  курса и информационные носители.

5.Структуризация и подготовка  учебного материала. Провести  разбивку курса на разделы  и разбивку содержания раздела  на небольшие смысловые части – занятия (модули). Каждый раздел и каждое занятие модуля должны иметь заголовок. Курс должен быть не только хорошо изложен, но и удобно структурирован на сайте. 
Моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода от одной web-страницы к другой, при этом основные web-страницы могут иметь гиперссылки на дополнительные страницы курса, не включенные в основную последовательность). 
Каждый модуль по максимуму включает в себя:

Текст психологического настроя 

Цели изучения модуля

Учебные вопросы 

Учебный материал

Набор ключевых проблем по теме модуля

Лучшие работы учеников прошлых  групп 

Новые работы учеников

Вопросы для самопроверки и рефлексии(желательно с ответами, комментариями и рекомендациями).

6.Составление сценария реализации. Подбор для каждого модуля  соответствующей формы выражения  и предъявления обучаемым заголовка  раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию).

7.Подготовка медиафрагментов. Разработка  рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда,  согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела  ДО с эргономической точки  зрения.

8.Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет. Подбор внешних гиперссылок является одной из самых сложных задач автора курса. Тщательный подбор ссылок на документы в сети избавит обучающегося от необходимости блуждать по Интернет в поисках информации. Размещение ссылок с аннотациями и на конкретные страницы сайта - источника при необходимости. Позволяет увязать курс с лучшими мировыми информационными источниками.

9.Система контроля, оценки и  сертификации. Подбор тестов, задач,  контрольных вопросов, заданий для  моделирования, тем рефератов  и курсовых работ, составление подсказок. Проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи.

10.Разработка методических материалов  по изучению курса, календарь  курса.

11.Программирование материалов  курса для представления в  Интернете.

12.Тестирование курса, в том числе на различных разрешениях экрана и различных браузерах.

13.Опытная эксплуатация курса.

14.Модернизация курса по результат  опытной эксплуатации курса.

 

На заключительной стадии обучения целесообразно заполнение слушателями  анкеты оценки качества курса.  
Анкета может включать следующие вопросы:

Оценка эффективности курса.

Сильные и слабые стороны курса.

В какой мере удалось добиться поставленных целей.

Возможность использования полученных знаний в профессиональной деятельности.

Какие формы дистанционного обучения должны быть использованы в большей  степени.

Оценка работы тьютора.

Будете ли Вы рекомендовать данный курс своим коллегам? 

И другие вопросы.

Для определения эффективности  дистанционных курсов используются следующие критерии [  ]: субъективная удовлетворенность обучаемых учебным курсом; практические навыки, приобретенные обучаемыми; время, необходимое обучаемым для изучения материалов учебного курса; соотношение между количеством слушателем начавшими обучение и успешно закончившими курс и др.

      В связи с введением  КДО существенно меняется круг  профессиональных обязанностей  и требований к квалификации  и подготовке преподавателя и  методиста. Это связано со следующими  обстоятельствами:  
1. Сетевые технологии. Наряду с подготовкой к практическим занятиям от преподавателя требуется также работа в сети.  
2. Обратная связь. Быстрое обращение сообщений позволяет отказаться от использования телефона и обычной почты в тех случаях, когда необходимо решить организационные вопросы. Очевидно, что скорость обращения сообщений зависит как от количества студентов, так и от того, насколько активно работает преподаватель (методист).  
3. Разработка курса. Особенно очевидны изменения в обязанностях преподавателя, если курс КДО разрабатывается на базе традиционного курса, включающего групповую работу и обсуждение.  
4. Компьютерная поддержка. Инженеры, обеспечивающие компьютерную поддержку курса, в дополнение к своим обычным обязанностям должны будут исправлять неполадки в компьютерах, находящихся у студентов.  
     В обязанности модератора (преподавателя) компьютерного дистанционного курса входит:

1) задание контекста, которое  предполагает:

- открытие обсуждения;  
- утверждение правил;  
- утверждение повестки.

2) ведение обсуждения, которое  включает:

      - высказывание оценок, одобрения;  
- подсказывание.

3) мета-функции, которые включают:

     - мета-комментирование;  
- организацию перекрестного обсуждения.

     Результатом активности  модератора должно стать создание  такой атмосферы, которая бы способствовала процессу обучения.  
     Имеются свидетельства о том, что максимальная нагрузка выпадает на долю преподавателя и методиста при первом проведении курса КДО. Наиболее удачные ответы, как преподавателя, так и студентов сохраняются, и в дальнейшем нагрузка может быть сокращена путем их использования. Другими способами снижения нагрузки может быть:

- использование обучающих программ;  
- разрешение уже закончившим курс студентам участвовать в процессе обучения, помогая преподавателю;  
- возможность общения студентов непосредственно с разработчиками курса;  
- распределение обязанностей между двумя сотрудниками, один из которых несет ответственность за содержание курса и проведение дискуссий, в то время как другой сосредоточивается на компьютерной подготовке пользователей и обеспечивает сетевую поддержку курса.

Дадим некоторые рекомендации по работе руководителя курса КДО и студентов.

      Руководитель курса  КДО структурирует курс, создавая  совокупность тематических телеконференций  и поощряя студентов к отсылке сообщений в наиболее подходящую по теме конференцию. Студенты должны регулярно подключаться к сети и ответственно относиться к отсылке сообщений. Сообщения должны отличаться ясностью и продуманностью. В то же время нельзя запаздывать с отсылкой сообщений, поскольку это создает неудобства для товарищей по группе. Возможно, нужна специальная телеконференция просто для того, чтобы собирать интересные идеи, "выбивающиеся" из основной дискуссии. Полезно также, чтобы в начале курса преподаватель объяснил студентам, какими преимуществами и недостатками обладает КДО, и предложил им в ходе обучения зафиксировать внимание на его особенностях. Проведенное в конце курса обсуждение позволит им поделиться с окружающими своими тревогами и идентифицировать бессознательно используемые стратегии обучения. Рекомендации и замечания обучаемых позволяют разработчикам усовершенствовать курс.  
      Для оценки обучаемыми пройденного курса КДО предлагаем использовать несколько типовых вопросов, которые могут быть адаптированы к потребностям разработчиков учебных курсов. а также утверждений направленных на изучение влияния компонент курса, стиля обучения и степени удовлетворенности обучаемых.

- Задания помогли мне достичь  целей обучения.  
- Преподаватель ясно объяснил критерии оценки.  
- Экзамены и тесты были соответствующего уровня трудности.  
- Была ли видеоконференция подходящим учебным средством.  
- Повседневная деятельность была подчинена общим целям курса.  
- Стиль работы преподавателя стимулировал активность.  
- Преподаватель изъяснялся ясно.  
- Преподаватель хорошо организовал обучение.  
- Вспомогательные материалы, используемые в обучении, были хорошо продуманы.  
- Наиболее важными аспектами курса были ...  
- Наименее важными аспектами курса были ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно-правовая база

 

ПРИКАЗ 
от 22.06.99 г. № 41 
0б эксперименте в области дистанционного образования

 

Эксперимент в области дистанционного образования, проводимый в соответствии с приказом от 31.05.97 № 1050, позволил уточнить направления развития и методы дистанционного образования в Российской Федерации, получил поддержку в среде научно-педагогической общественности и охватил более 100 тыс. обучающихся. 
Вузами-участниками эксперимента были созданы оригинальные методы дистанционного образования, опирающиеся на новейшие информационные технологии и средства телекоммуникаций, предложены две технологии образовательного процесса, которые открывают новые возможности для развития дистанционного образования. К таким технологиям относятся:

  • сетевая электронная Интернет библиотека;
  • мультипреподавательское спутниковое телевидение.

Были созданы предпосылки обеспечения  образовательного процесса в полном обьеме по отдельным специальностям с использованием технологии дистанционного образования, разработаны специализированные учебные методические пособия по основным естественнонаучным, гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Определена специфика работы преподавателей при использовании технологий дистанционного образования, разработаны методические основы их деятельности, организована их подготовка. 
В ходе эксперимента создана широкая сеть филиалов и региональных учебных центров, охватывающих большую часть регионов России, начинает оформляться технологическая сторона дистанционного образования, что позволяет значительно расширить доступность высшего образования для различных слоев населения, в том числе в отдаленных от центров образования регионах. 
Эксперимент подошел к этапу юридической проработки применения дистанционных технологий в образовательном процессе. В целях создания условий для их широкого внедрения в образовательный процесс и расширения работ в области дистанционного образования 
ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. С учетом полученных результатов продлить срок проведения эксперимента в области, дистанционного образования до 01.08.2001;
  2. Включить в состав участников эксперимента Всероссийский заочный финансово-экономический институт.
  3. Участникам эксперимента до 01.09.99 подготовить и представить на утверждение предложения по уточнению Положения о проведении эксперимента с учетом полученных результатов.
  4. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Гуничеву В.Н.), Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.) совместно с вузами-участниками эксперимента до 01.06.2000 подготовить проекты нормативных правовых документов, регламентирующих применение дистанционных технологий в образовательном процессе. Учесть возможность применения технологий дистанционного образования при разработке, государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
  5. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестаций (Гуничеву В.Н.) оформить и выдать вузам и филиалам, участвующим в эксперименте приложения к лицензиям на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования до 01.08.2001 в порядке предусмотренном п.5.1. приказа от 30.05.97 № 1050 с учетом формы обучения. 
    Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России (Анунину В.О.) до 01.08.2001 провести аттестацию филиалов, участвующих в эксперименте.

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования